Компьютер: друг или враг? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (25) май 2019 г.

Дата публикации: 17.04.2019

Статья просмотрена: 845 раз

Библиографическое описание:

Кускова, П. Д. Компьютер: друг или враг? / П. Д. Кускова, Т. В. Кускова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 5 (25). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/young/archive/25/1521/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Цель работы: Определить влияние компьютера на здоровье детей и дать рекомендации по сохранению здоровья при работе за компьютером.

Задачи: 1) Провести анкетирование об использовании компьютера детьми, опрос о применении различных технологий по сохранению здоровья при работе за компьютером; 2) выявить основные вредные факторы при работе на компьютере; 3) дать рекомендации по здоровьесбережению при работе детей за компьютером в школе и дома.

Актуальность выбранной темы. Последнее время возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Анкетирование показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость. Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер — это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, на его физическое и психическое здоровье.

Я решила изучить мнение своих одноклассников о компьютерных играх, прочитав литературу, выяснить: компьютер — друг или враг здоровью? Конечно, на этот вопрос нельзя дать односложный ответ, и поэтому в своей работе я хочу остановиться на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером.

Компьютер — это здорово!

В нашей стране первые попытки применения компьютера в детских учреждениях относятся к 80-м годам прошлого века. Первый документально зафиксированный опыт применения компьютера в работе с дошкольниками в СССР (1986 год) связан с д/с № 37 г.Шауляя (Литва). Здесь был оборудован компьютерный класс, где дошколята занимались два раза в неделю по 10–15 минут. Проведя исследования, ученые и педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире.

Компьютерные игры развивают у ребенка: быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка: классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели. Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Игры на компьютере — это те же занятия. Особенно развивающие игры, соответствующие возрасту. А еще есть дети-инвалиды, для которых компьютер — единственный способ связи с внешним миром и возможность получать образование.

Основные вредные факторы при работе за компьютером

Изучив литературу по данной теме, я выделила несколько вредных факторов: нагрузка на зрение, стеснённая поза, заболевания суставов кистей рук, затрудненное дыхание, развитие остеохондроза, психическая нагрузка и стресс при потере информации, компьютерная зависимость.

Подробнее остановлюсь на проблеме компьютерной зависимости.

Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость. Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т. п.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Сетеголики — нередко представители среднего и старшего поколения.

Сетеголизм

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети. Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса онлайн; увеличение времени, проводимого онлайн; увеличение количества денег, расходуемых на услуги провайдеров.

Кибераддикция

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности и безграничных возможностей. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства. Ведь многие игры действительно кровавые и жестокие, их девиз: «Убей их всех!». Эти игры сомнительны в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания.

Первые признаки кибераддикции: приходя домой, ребенок первым делом садится за компьютер; ест и пьет, не отрываясь от игры; не контролирует время, проведенное за игрой; груб и раздражителен, если его отвлекают; не общается с друзьями, как раньше; не знает, чем себя занять, если компьютер сломался или недоступен.

Родителям надо знать, что если у ребенка наблюдается даже половина этих признаков, можно говорить о развитии компьютерной зависимости.

Я пыталась выяснить, есть ли проблемы такого рода среди учеников нашей школы. Оказывается, и среди наших школьников есть такие, кто проводит больше 5ч. за компьютером; каждый пятый может, заигравшись, забыть сделать уроки или вовремя поесть; 30 % предпочитают общение в социальных сетях живому общению, а компьютерную игру — спортивной.

Чтобы снизить нагрузку на психику, и для профилактики психологической зависимости следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант — развивающие, расширяющие кругозор игры), заострить внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений!), максимально оберегать психику ребенка от воздействия жестоких сцен в играх. Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение.

Конечно, современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью. Всем одноклассникам и подросткам я советую идти в спортивные секции, на хореографию, учиться игре на гитаре или просто покататься на лыжах.

 

Литература:

 

  1.               Компьютер и здоровье ребёнка. [Электронный ресурс] — http://www.patee.ru/children/child-health/view/?id=13631
  2.               Компьютер и ребенок: все за и против [Электронный ресурс]- http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4816
  3.               Родительское собрание «Компьютер — не забава» [Электронный ресурс]http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/psiholog/rod_sobr/rod_sobr_3.ht
Основные термины (генерируются автоматически): компьютер, игра, компьютерная зависимость, работа, ребенок, психологическая зависимость, сохранение здоровья.


Задать вопрос