Занимательная математика: учение через увлечение. Как заинтересовать младших школьников математикой | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые юные ученые Отличные иллюстрации Высокая практическая значимость

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (25) май 2019 г.

Дата публикации: 27.04.2019

Статья просмотрена: 7181 раз

Библиографическое описание:

Криницкий, И. В. Занимательная математика: учение через увлечение. Как заинтересовать младших школьников математикой / И. В. Криницкий, Н. Ю. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 5 (25). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/young/archive/25/1532/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Математика — наука сложная,

Но осилить ее возможно!

В математику можно играть,

Вместе с друзьями считать.

Затейливых задачек в математике много,

В мир этой науки они откроют дорогу.

Играй, твори, считай,

Легко математику ты изучай!

Криницкий Иван

 

Математика — удивительная наука. Она помогает развивать умения, способности, логику. И неважно, какую профессию вы выберете в будущем, полученные математические знания всегда пригодятся. Изучение математики можно сравнить с нелегким, но увлекательным путешествием по удивительной стране.

Математика — наука точная, и не всем легко освоить ее в школе. Ведь на уроке нужно активно работать, решать задачи, запоминать новые формулы. Иногда бывает сложно вспомнить уже пройденный материал. Некоторые ребята считают математику скучной и неинтересной. Поэтому на помощь школьникам приходит занимательная математика.

Тема математики в игре очень актуальна в наше время. Ведь в игре все новое легко освоить и запомнить. Игра — это искра, которая рождает новый интерес к предмету.

Математика — повсюду. Нам без нее не обойтись. И в мире животных математика, и в мире растений, и в архитектуре, и в повседневной жизни. Увлекательная математика для школьников — это путь открыть новые горизонты.

Я решил увлечь математикой моих одноклассников через математические фокусы и занимательные игры, показать им, насколько математика может быть интересной, веселой и живой.

Математика — один из самых любимых моих предметов в школе. Мне нравится решать уравнения и задачи, знакомиться с новыми формулами, геометрическими фигурами. Для меня математика стала одним из моих хобби. В нашей семейной библиотеке теперь живут интересные книги по занимательной математике, а дома вместе с сестрой я люблю играть в разные настольные математические игры, которые мне помогают легко осваивать новые школьные темы.

Прежде всего, я решил провести анкетирование в классе и выяснить, как мои одноклассники относятся к математике. Моя анкета включала в себя четыре вопроса.

Вопрос 1. Любишь ли ты математику? Девятнадцать человек ответили «Да», девять — «нет». Анкетирование показало, что не всем ребятам нравится математика.

 

Вопрос 2. Как ты думаешь, математика может быть интересной? Двенадцать моих одноклассников (из 28) считают, что этот предмет не может быть интересным. Не всем ребятам нравится этот предмет, некоторые считают математику неинтересной и скучной.

 

Вопрос 3. Любишь ли ты разгадывать математические загадки, решать логические головоломки? Двадцать пять человек (из 28) ответили «Да». Большинство ребят любит решать занимательные задачки, разгадывать головоломки. Видимо, не все ребята еще связывают математику и занимательные веселые задачи.

Вопрос 4. Хотел бы ты поучаствовать в математической игротеке и узнать много нового о занимательной математике? Мои друзья, двадцать шесть человек (из28) указали в анкетах, что с большим удовольствием примут участие в Математической игротеке в классе.

Тема занимательной математики, судя по анкетированию, была интересна моим одноклассникам, поэтому я решил подготовить и провести в классе мероприятия. Я бы хотел показать ребятам интересный способ обучения через увлечение, рассказать, что математика — это не просто задачи, примеры, но и игры, конструктор, состязания, лабиринты, головоломки. Ведь пока не все ребята связывают такие занимательные задания с математикой. Любят игры, головоломки, но при этом не любят математику. А именно игра часто помогает освоить нам сложный новый материал.

Несколько раз я сам с большим удовольствием участвовал в Математических игротеках. Мне нравится, когда собираются ребята, разгадывают математические кроссворды, лабиринты, играют в разные настольные игры. Я решил провести в нашем классе такую игротеку.

Восемь математических станций смогли посетить мои одноклассники.

 

Вместе с ребятами мы научились собирать гороховый конструктор. Из гороха и зубочисток ребята собирали разные геометрические фигуры, плоские и объёмные, строили призмы и пирамиды, кубики, разные интересные фигуры. Кто-то строил дома, гаражи, корабли. Ребята перенимали друг у друга идеи и решения, кто-то работал совместно.

 

На игротеке мы разгадывали танграм, прошли лабиринты, узнали о новой логической игре «Ковры короля Квадратуса», устраивали соревнования на дальность запуска бумажных самолетов и делали измерения пути полета, сыграли в различные увлекательные настольные игры,

На нашей игротеке ребята познакомились с новой развивающей игрой «Стикермания». Никто из моих друзей не играл раньше в эту увлекательную игру. Цель данной игры — используя координаты, собрать рисунок из цветных стикеров. Так мы познакомились с координатами. Эта игра отлично развивает пространственное мышление и внимание. Особенно увлекала эта игра моих одноклассниц.

Станция с настольными играми имела большой успех у моих одноклассников. Здесь вместе с ребятами мы сыграли в новые логические и математические игры:

  1.     «Турбосчет» (игра на быстрый устный счет),
  2.     «Экспресс-мороженое» (логическая игра на возможные комбинации),
  3.     «Не раскачивай лодку» (совершенствует ловкость и координацию движений),
  4.     «Халли галли» (на внимание и ловкость, умение быстро считать),
  5.     «Доктор Эврика»,
  6.     «Коридор» (отличная игра на логику, тактику и веселое настроение) и другие игры.

 

Всем ребятам очень понравилась наша математическая игротека. Все с большим удовольствием переходили от одной станции к другой, иногда возвращались к тем играм, которые понравились им больше всего. Кто-то увлекся лабиринтами, а кто-то складывал фигуры из танграм и разгадывал математические загадки.

На игротеке я также предложил ребятам познакомиться с журналом «Квантик» — журнал о самых интересных фактах в различных науках. В нем часто можно встретить занимательные задачи по математике, которые очень увлекательно решать.

После того, как я провел Математическую игротеку в классе, я решил провести повторное анкетирование моих одноклассников. Анкета также включала в себя четыре вопроса.

Первый вопрос был такой: «Ты принял участие в математической игротеке. Как ты думаешь сейчас, может ли математика быть интересной и веселой?» Все ребята однозначно ответили «Да». Хотя при проведении первого анкетирования только 16 человек из класса ответили, что математика может быть увлекательной. Настолько ребятам понравились математические игры, что многие из них решили и дальше играть.

Больше всего моим друзьям понравился гороховый конструктор, настольные игры, стикермания и лабиринты. Некоторые мальчики увлеклись запуском самолетов и измерениями пути полета.

 

Все ребята написали в анкете, что и дальше хотели бы играть в такие игры. И на вопрос «Как ты думаешь, помогают ли такие игры изучать математику в школе?» Все ребята однозначно ответили «Да».

После проведения игротеки в нашем классе многие ребята узнавали у меня названия игр, в которые мы играли, спрашивали, будем ли мы еще проводить такие занимательные игротеки у нас. Я думаю, что многие ребята по-новому взглянули на математику.

Математика — это не только игры, занимательные задачи, это еще и удивительные фокусы. Изучая книги по занимательной математике Кристин Даля, Якова Перельмана, я познакомился с некоторыми интересными фокусами, которые описывались в них. Я решил познакомить ребят с несколькими математическими фокусами, с которыми уже был знаком сам.

Так я провел в классе Час фокусов. Сначала многие ребята решили, что это какая-то магия. Но я рассказал ребятам, что фокусы — это простая математика, умение считать, логически мыслить. Смысл таких фокусов — в отгадывании чисел, задуманных зрителями, или в каких-нибудь операциях над ними. Все чудеса основаны на математических закономерностях.

Я показал ребятам пять фокусов. В некоторых фокусах ребята могли участвовать сразу все вместе, а в некоторых я выбирал себе помощника и вместе с ним мы демонстрировали чудеса счета. Главное — это быстрый устный счет!

Ребятам очень понравился такой необычный Час фокусов. Кто-то удивлялся, кто-то хотел быстрее считать. Многим моим одноклассникам понравился фокус «Математическая магия». На листке бумаги я выписал последовательно шесть чисел 1,2,3,4,5,6. Ребята складывали в уме три цифры, следующих одна за другой и называли результат, который у них получался. После этого я сразу называл задуманные ими три числа.

Секрет этого фокуса прост: названная сумма чисел делится на три, результат — это одна из трех загаданных цифр, стоящая посередине. Весь эффект этого фокуса в молниеносном ответе. Чтобы проделать этот фокус нужно лишь немного сообразительности.

Такие фокусы отлично тренируют устный счет. Фокусов очень много, но я показал ребятам лишь несколько. Когда мы полностью освоим счет больших чисел, умножение и деление, я покажу моим одноклассникам новые интересные фокусы на счет.

После того, как я провел в классе мероприятия: Математическую игротеку и Час фокусов, многие ребята спрашивали меня об играх, записывали правила тех игр, в которые мы играли. И тогда, чтобы ребята не забывали правила игр, я решил подготовить для них «Математическую газету».

В газете я рассказал ребятам о тех играх, которые им понравились на игротеке, составил математический кроссворд.

Посоветовал новые игры, которые нравятся мне и помогают легко освоить умножение. Это игры, в которые можно играть веселой компанией друзей, или дома с близкими: «Умножариум. Математическое домино», «Цветариум» — игры, которые не просто помогают понять и запомнить таблицу умножения, но и развивают мышление. С ними я легко и быстро освоил Таблицу Пифагора, поэтому с удовольствием рассказал о них своим школьным друзьям в газете.

А чтобы ребятам было интереснее осваивать новые темы по математике, я посоветовал им книги и интернет площадки, где можно решать олимпиадные задачки, играть в логические игры, решать математические загадки, которые нравятся мне самому.

 

Игра — отличный способ заинтересовать школьников математикой. Раньше не все мои одноклассники были увлечены математикой. Многие считали ее скучной, тяжелой, боялись решать задачи, выходить к доске.

Но после того, как я провел в классе Математическую игротеку и Час фокусов, и показал ребятам, что математика может быть веселой, удивительной, что в нее можно играть, ее можно рисовать, можно создавать и фантазировать, некоторые ребята взглянули на математику уже по другому.

Многим понравились новые для них игры, кто-то играет дома в настольные и логические игры, которые нравятся мне, и с которыми я познакомил моих друзей. Я думаю, что мы и дальше в нашем классе будет время от времени проводить такие математические веселые игротеки и знакомиться с математикой через игру. Ведь игра помогает нам освоить новое, это отличный способ обучения. Я убедился в этом сам, изучая таблицу умножения, играя в настольные игры.

Возможно, математика станет отличным хобби для кого-то из моих друзей. Существуют различные кружки, клубы, в которых можно решать сложные математические задачи, общаться с людьми, которым это тоже интересно.

Математика двигает мир вперед, помогает развивать науку. Это основа для научно-технического прогресса, основа для нашего нового, будущего мира. Я хотел бы и дальше работать над своим проектом и вести научно-исследовательскую деятельность, глубже изучая математику.

 

Литература:

 

  1.     Л. Генденштейн. Алиса в стране математики. — М., Нигма, 2016г.
  2.     К. Даль, С. Нурдквист. Понятная математика — М., Белая ворона, 2017г.
  3.     Я. Перельман. Научные фокусы и загадки — М., АСТ, 2016г.
  4.     https://kvantik.com/
  5.     https://bandaumnikov.ru/
  6.     https://mousemath.ru/
  7.     https://metaschool.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): игра, математик, ребята, Математическая игротека, фокус, занимательная математика, Час фокусов, друг, задача, игротека.


Похожие статьи

Удивительное рядом: физика вокруг нас. Как заинтересовать младших школьников физикой

Организация работы с одаренными детьми при изучении географии. Из опыта работы

Криотерапия как занятие или эксперимент для старших дошкольников

Лепка как один из способов знакомства с натюрмортом детей дошкольного возраста

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как развить мотивацию в начальной школе

Метод проектов в процессе математической подготовки обучающихся. Проект по математике: «Сказочные проценты»

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях по химии

Компьютеризация обучения старшеклассников (рекомендации для родителей)

Похожие статьи

Удивительное рядом: физика вокруг нас. Как заинтересовать младших школьников физикой

Организация работы с одаренными детьми при изучении географии. Из опыта работы

Криотерапия как занятие или эксперимент для старших дошкольников

Лепка как один из способов знакомства с натюрмортом детей дошкольного возраста

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как развить мотивацию в начальной школе

Метод проектов в процессе математической подготовки обучающихся. Проект по математике: «Сказочные проценты»

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях по химии

Компьютеризация обучения старшеклассников (рекомендации для родителей)

Задать вопрос