В данной работе была выявлена особенность восприятия мемов среди учащихся-подростков 6, 8, 10 «А» классов 125 школы. Мы предположили, что подростки не одинаково понимают мемы. В ходе работы было проанализировано шесть источников информации, проанкетировано 3 параллели указанных классов.
Ключевые слова: «мем», меметика, социальные сети, подростки.
Впервые понятие «мем» («мнем») было использовано в 1904 году Ричардом Семоном. Через двадцать лет это слово появляется в книге Мориса Матерлинка [2]. В середине 1970-х годов Ричард Докинз (Доукинс) рассматривает мем с точки зрения биологии и приходит к пониманию того, что мем дублирующаяся информация [4]. В своей книге он пишет, что «Мем — это основная единица передачи культурной информации, то есть имитации» [цит. по 1]. Теория Докинза получила развитие в работах Д. Хофштадтера [6].
Особый интерес Запада к мемам приходится на середину 1990-х — начало 2000-х гг. Р. Броуди и А. Линч изучают ее различные аспекты. В 2001 г. Р. Онгер предлагает новую отрасль знаний — меметику [5]. Но в социальных науках споры о существовании таких единиц культуры как мемы и критика меметики продолжаются до сих пор [4, 51].
В то же самое время интернет-мемы являются частью интернет-культуры. Они несут отпечаток личных переживаний создателей; они отражают события действительности; они транслируют мировоззрение авторов другим пользователям. А. Г. Квят предлагает типологию Интернет-мемов и их воздействия на пользователей [6].
Подростки посвящают много времени социальным сетям и часто встречаются с мемами. Мы решили выявить особенности восприятия мемов подростками. Гипотеза — подростки не одинаково воспринимают мемы.
В феврале 2019 года проведено обследование, опрошено 84 респондента. На втором этапе данные анкет обрабатывались.
Остановимся подробнее на том, как указанные подростки воспринимают некоторые мемы. Мы их отобрали, основываясь на возрасте респондентов.
В первом меме была зашифрована химия и большинство узнали картинку (рисунок 1). Скорее всего, это связанно с простотой и наглядностью иллюстрации.
Рис. 1. Восприятие 1-й картинки
Во втором — о животных, но здесь уже не все поняли, о чем мем (рисунок 2). По графику видна особенность в возрастании узнаваемости по классам от шестого к десятому. Вероятно предположение — в расширении кругозора.
Рис. 2 Восприятие 2-й картинки
Жизненная ситуация была зашифрована в третьей картинке (рисунок 3). Большая часть респондентов ее узнали, потому что она часто встречается.
Рис. 3. Восприятие 3-й картинки
В четвертой картинке почти никто не увидел шутку, но в десятом классе многие поняли ее (рисунок 4). Предположительно это связано со восприятия шутки в шестых и восьмых классах.
Рис. 4. Восприятие 4-й картинки
А вот в последней картинке большинство определили, что она о проблеме отвлекания от книги (рис. 5). Значит, такая ситуация ближе восьмым и десятым классам, но не шестым.
Рис. 5. Восприятие 5-й картинки
Результаты:
− проанализировано понятие «мем» с позиции системного подхода;
− выявлены особенности мема как единицы информации — его однозначного толкования нет, но он основан на социальном знании;
− по результатам анкетирования не все респонденты понимают значение слова мем и тем не менее встречают их в социальных сетях, из предложенных картинок большую часть узнали.
Выводы:
- Меметика не является общепризнанной наукой.
- Не все респонденты знают, что такое мем.
- Не все опрошенные одинаково понимают значение предоставленных картинок.
- Гипотеза о том, что подростки не одинаково воспринимают мемы подтверждена.
Литература:
- Броуди Ричард. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание. — М.: Поколение, 2007. — С. 29–195.
- Гарнцева Н. М. Сознание как комплекс мемов // Философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения. — М., Издатель Савин С. А., 2007. — С. 114–120.
- Зиновьева Н.А. // Организационная коммуникация: материалы международной научно-практической конференции, 23–24 апреля 2014 г., Минск. С. 189–192.
- Зиновьева Н. А. Трансляция социокультурных кодов в создании информационного продукта: анализ интернет-мемов / Зиновьева Н.А // дисс… кандидата социологических наук, 2016 Санкт-Петербург. — 203 с.
- Поляков Е. М. Меметика: наука или парадигма? // Вестник ВГУ. Серия: Философия. — № 2. — 2010. — С. 160–165.
- Квят А. Г. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход // [электронный ресурс] http://www.mediascope.ru. Дата обращения к ресурсу 23.10.2018.