В данной статье мы попытаемся доступно рассказать о весьма известной психологической теории: «Когнитивного диссонанса», автором которой является американский исследователь в области социальной психологии Л. Фестингер (рис.1). [3] Название «когнитивный диссонанс» происходит от латинских слов сognito — «мышление», «знание» и dissonantia — «несозвучность», «отсутствие гармонии», — несоответствие старого знания с новым. Стоит отметить, что когнитивная психология изучает мыслительные процессы человека, к которым относят: восприятие, мышление, память и др., а также способы приема, хранения и переработки информации человеком. [1]
Рис. 1. Л. Фестингер — американский психолог, автор теории когнитивного диссонанса
Смоделируем ситуацию, которая аналогичным образом может произойти в жизни, для того чтобы разобрать ее с помощью теории когнитивного диссонанса.
Небольшая история:
В школьной столовой Любу пригласил на свидание Петр. Любовь с большим воодушевлением ответила согласием.
И вот уже, находясь дома, выбирая свой самый красивый наряд, в преддверии свидания, она услышала телефонный звонок. После недолгого разговора Любе пришлось вежливо отказаться от встречи с молодым человеком. Она «завершила вызов», после чего еще несколько секунд, с задумчивым выражением лица смотрела на старинные настенные часы.
Петр после телефонного звонка был немного недоволен происходящим событием. И что-то бормоча себе под нос, сел за письменный стол доделывать математику, лишь редко посматривая в сторону прихожей, где на вешалке весело пальто, из кармана которого лишь своими белыми краешками виднелись два билета на футбольный матч.
Анализ ситуации с позиции теории когнитивного диссонанса:
Согласно теории, у человека возникает психологический диссонанс, а в том случае, если человек «имеет мнение, которое не согласуется с другими мнениями, которых он придерживается». [3, c.99] Люба, представляла себе свидание с Петром как прогулку по парку с мороженым. Но во время телефонного разговора выяснился факт того, что юноша приглашает девушку не в парк, а на футбольный матч. Это и есть когнитивный диссонанс. В данном случае причиной диссонанса может выступать та психологическая «культурная норма», которая сформировалась, и которой придерживается девушка на данном этапе своей жизни [3, с.103]. У Петра же причиной такой психологической несостыковки может выступать его опыт, в котором не было ни единого случая, в котором ему отказывали девушки в походе на футбольный матч [3, c.103].
По мнению Л. Фестингера, человек, испытывающий психологический дискомфорт от когнитивного диссонанса, пытается уменьшить его, чтобы добиться консонанса (созвучия, соответствия). [3, c.98] И тут поведение Любы становится объяснимым: девушка остается дома, т. к. испытывает психологический дискомфорт и пытается от него избавиться.
Совершенно очевидно, что Любовь могла избрать несколько альтернативных вариантов своего поведения, что собственно и происходит каждодневной практике людей.[1] Предположительно, она могла пойти на встречу и испытывать дискомфорт на протяжении всей встречи, но также можно предположить, что она бы испытывала дискомфорт лишь в самом начале футбольного матча, а потом так увлеченно начала бы переживать за ходом игры, что в следующий раз Люба может и сама настоять на свидании подобного формата.
Вывод:
Теория когнитивного диссонанса — великолепная психологическая теория, которая красива своей простатой и ясностью. Она говорит о том, что людям свойственно полагаться на привычные способы обработки информации, т. к. это не приводит к лишнему психологическому беспокойству.
Стоит помнить, что один способ познания иногда отличен от другого, т. е. два человека могут по-разному воспринимать и понимать обсуждаемое явление, но при этом они все-таки способны понять друг друга, если будут более информативными. Так что можно с уверенностью сказать, что когнитивного диссонанса не стоит бояться, а стоит развивать свое критическое мышление и уважать друг друга. [4]
Если, читая данную статью, Вы как читатель слегка расстроены тем фактом, что не нашли в статье практических рекомендаций о том, как же все-таки «закадрить Любовь», то это еще раз показывает, что теория действенна (она работает!).
Литература:
- Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. — М.: МГУ, 1982. — 336 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2014. — 583 с.
- Современная зарубежная социальная психология. Тексты/ Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 256 с.
- Халперн Д. Психология критического мышления. — 4. — СПб.: Питер, 2000. — 456 с.
[1] Психология как наука имеет множество теорий. Для знакомства с данной наукой и ее традициями мы рекомендуем учебник А. Г. Маклакова «Общая психология». [2]