Актуальность. Село Хоринцы — центр Хоринского наслега Олекминского улуса. Расположено на левом берегу реки Лена, в 76 километрах к северо-востоку от города Олекминска. Относится к категории отдаленных и труднодоступных местностей республики. В подчинении наслежной администрации находятся сельские насленные пункты Балаганнах и Мекимдя.
Общая площадь земель 864, 23 тысяч гектаров, земель лесного фонда — 854,6, водного фонда — 2,183, сельхозназначения — 4,077 тысяч гектаров. [3; с. 174].
Рельеф местности плоскогорный, таежный, много речек и ручьев, впадающих в реку Лена.
Точная дата образования наслега в архивных данных не найдена. В 1872 году жителем Мальжагарского наслег М. Артахиным была построена Хоринская Михайло-Архангельская часовня, и именно с этого времени начинаются метрические записи данных о проживающих в наслеге людях [3; с. 176].
До советской власти наслег состоял из маленьких участков — Намана, Чегойдох, Харыйалах, Мальжагар. В селениях Харыйалах и Намана существовали почтовые станции Иркутско-Якутского почтового тракта. На карте-схеме расположения первых первых 28 почтовых станций на средней Лене, учрежденных Захаром Баишевым в 1743 году, отмечена станция Намана. Харыялахская станция появилась в 1847 году. По итогам крестьянской переписи 1884–1885 годов, на станции Наманинская было 15 дворов, где проживало 83 человека русского населения (ямщики и их семьи); а на Харыялахской — 11 дворов и население составляло 68 человек. Кроме почтовой гоньбы, они занимались земледелием, выращивали пшеницу, ячмень, овес, ярицу и картофель [3; с. 176].
Сегодня происходит постепенное осмысление этнокультурного наследия не только как системы духовных ценностей, но и признание его в качестве имиджевого инструмента, способного оказывать направленное влияние на развитие территории. Исследование образов географического пространства дает возможность изучить культурное наследие не только Хоринского наслега, но и Олекминского района, который является частью богатой истории нашей Республики.
Цель: изучить геокультурные образы Хоринского наслега.
Задачи:
1) изучить научные труды по Олекминскому району и Хоринскому наслегу;
2) на основе собственных исследований раскрыть образ Хоринского наслега как одного из геокультурных ландшафтов Олекминского района;
3) составить программу для брендинга территории с целью сохранения и популяризации национального геокультурного пространства.
Объект исследования: геокультурный ландшафт Хоринского наслега.
Предмет исследования: образыгеокультурных моделей Хоринского наслега.
Основная методологическая база: впервые вводится метод культурной географии, разработанный Д. Н. Замятиным, персональные понятия данного метода. Культурная география — одно из пока формирующихся направлений географии, признаваемая при этом, как ни парадоксально, одним из «самых авторитетных». Культурная география — это окультуренность пространства, которая, в свою очередь, состоит из культурных образов. Также в работе используется методологический подход, биографический метод, метод микроистории, метод культурной антропологии, комплексный анализ, системный и структурный анализ. В ходе экспедиции и сбора полевых материалов использованы метод опроса, включенного наблюдения, обработка и анализ информации и данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что геокультурные исследования и метод культурной географии являются новыми в истории изучения не только территории Республики Саха (Якутия), Олекминского района, но и мировых культур в целом, и используются лишь несколькими исследователями, что дает уникальность каждой работе, которая разрабатывается на ее основе. В данной работе мы попытаемся раскрыть геокультурный ландшафт и образы территорий на примере Хоринского наслега.
Источниковая база исследования представлена теоретической литературой и собственными исследовательскими материалами. В работе использованы статистические данные, материалы периодической печати, выступления, доклады, статьи исследователей. Отдельную группу источников составляют записки, дневник, фотографии, отчет и другие исследовательские материалы.
Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть использована для пособия, также для брендинга и ребрендингаХоринского наслега.
Образ — это максимально дистанцированное и опосредственное представление реальности. Образ в широком смысле выявляет «рельеф» культуры, являясь одновременно культурой в ее высших проявлениях. Образ — часть реальности; он может меняться вместе с ней. В то же время образ — фактор изменения, динамики реальности [1; с. 82].
Геокультура — процесс и результаты развития географических образов в конкретной культуре, а также «накопление», формирование традиции культуры осмысления этих образов. Определенная культура «коллекционирует» определенные географические образы, приобретая при этом те или иные образно-географические конфигурации. Современная геокультура представляет собой серии геокультурных (культурно-географических) образов, интерпретирующих локальные геокультурные пространства [1; с. 83].
Геокультурное пространство — система устойчивых культурных реалий и представлений на определенной территории, формирующихся в результате сосуществования, переплетения, взаимодействия, столкновения различных вероисповеданий, культурных традиций и норм, ценностных установок, глубинных психологических структур восприятия и функционирования картин мира [1; с. 83].
В ходе исследования нами были рассмотрены топонимы и гидронимы Хоринского наслега. Данные названия местностей можно разделить на 3 категории:
№ |
Категория |
Наименования топонимов и гидронимов |
1 |
Названия якутского происхождения |
Хоро, Солоосун, Намана, Сёдэркэ-Мырана, Кюёх-Ойоос, Чуолагас, Буоппал-Маара, Кырдай, Арыы-Баса, Согуруу-Сатыы-Талах, Орто-Сатыы-Талах, Ынах-Ото, Кюёсэнтэй, Абаасылаах, Хоту-Сатыы-Талах, Токур Бекчерек, Кутурук, Тымныы-Уулаах, Тюмэсэ, Былыттаах, Урун-Сырай, Баччыкы-Улахан, Баччыкы-Куччугуй, Киччикиин, Хатын-Атах, Хорбут, Булчут-Кюёлэ, Усун-Кырдай, Ойун-Уолбут, Эбэ-Тёрдё, Тигиилээх, Балаганнаах, Сана-Ойоос, Эбэ, Бёлкёй, Маадьаагар-Кюёлэ, Эмээхсин-Кюёлэ, Ёлён, Ус-Муннук, Дьыгынай, Дьыгынай-Ойоосо, Хатын-Арыы, Улахан-Арыы, Сана-Арыы, Сыгынньах, Сэтэгэй, Сайылык, Кысынды, Кюёх-Ойоос, Кытыл, Оттоох, Сутуруо, Туойдаах, Омоллоон, Сир-Ортолоох, Намылдьылаах, Хара-Уу, Намылдьылаах-Кюёлэ, Улаах-Маар, Туойдаах |
2 |
Названия русского происхождения |
Пионерская, Протока, Порт, Пристань, Петров, Советское, Лена, Болтушка, Дордушка, Ипподром, Мавра, Пилорама |
3 |
Названия смешанного якутско-русского происхождения |
Черемкалаах, Краснай, Микиисэ, Макаар, Самсон-Кюёлэ, Школа-сирэ |
По данному исследованию нами было выделено три основных геокультурных образа:
– геокультура якутского народа;
– геокультура русского народа;
– геокультура пашеной культуры.
По данной таблице мы видим, что преобладают якутские названия в топонимах и гидронимах наслега. Но, чтобы лучше узнать, в каком состоянии сейчас находится якутская национальная культура, мы провели опрос и записали фольклорные жанры, которыми владеют наши односельчане.
Возрастная категория |
Жанры фольклора |
Старшее поколение (от 50 лет) |
Легенды, мифы, сказки, бывальщины, якутские народные песни, русские народные песни, частушки, считалки, дразнилки |
Среднее поколение (от 35 до 50 лет) |
Легенды, мифы, бывальщины, сказки, якутские народные песни, частушки, считалки, дразнилки |
Студенты и молодежь (от 18 до 35 лет) |
Легенды, сказки, бывальщины, считалки, дразнилки |
Школьники |
Бывальщины, считалки, дразнилки |
По данной таблице мы отчетливо видим тенденцию к потере фольклора, устной народной традиции, а, значит, и национальной культуры. Мы считаем, что проблема потери национальной культуры заключается в нескольких факторах, но потеря интереса молодежи к своей родной культуре — главная из них.
В Хоринском наслеге проживает 887 человек. Из них более 90 % населения — якуты. В школе учится 91 ребенок. Из них 96 % учащихся также являются якутами.
Таким образом, можно прийти к выводу, что национальная культура Хоринского наслега — якутская. Но также стоит отметить наличие, так называемой, «пашеной» культуры, присущей населенным пунктам Олёкминского района.
Для того, чтобы не потерять нашу национальную культуру, мы предлагаем применить метод ребрендинга к Хоринскому наслегу и сделать его более интересным не только для туристов, но и в глазах собственного населения, чтобы подрастающее поколение проявило интерес к родной культуре и истории.
Например, первое, что можно сделать, это назначить дату основания Хоринского наслега и праздновать его каждый год, проводя не только культурные мероприятия, но и научно-практические конференции и семинары. Поменять названия улиц или назвать учреждения именами известных людей, которые многое сделали для нашего села: Михаила Артахина — основателя Хоринской Михайло-Архангельский церкви; Захара Баишева — основателя Наманинской станции Якутско-Иркутского почтового тракта.
Даже такие маленькие изменения послужат для того, чтобы дети начали интересоваться историей родного наслега и своей национальной культурой.
Литература:
- Замятин Д. Н. Географические образы в гуманитарных науках. // Человек. 2000. № 5. С. 81–88.
- Замятин Д. Н. Образ страны: структура и динамика. // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 107–115.
- Николашкина А. Н. Топонимия Олекминского улуса. Якутск: Сфера, 2017. — 204 с.