Валенки моего прапрадеда-ямщика | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №7 (27) июль 2019 г.

Дата публикации: 27.07.2019

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Горбунов, М. А. Валенки моего прапрадеда-ямщика / М. А. Горбунов, Т. К. Иванова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 7.2 (27.2). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/27/1581/ (дата обращения: 17.10.2024).



 

Актуальность: Я знаю, что очень интересно путешествовать в далекое прошлое нашей истории. Потому что «Без прошлого нет будущего». Это сказал ученый и писатель Михаил Васильевич Ломоносов.

В нашей семье много говорят об «Иркутско-Якутском тракте»…В середине XVII века Якутия была присоединена к Российскому государству и объявлена «Государевой землей». Это имело огромное прогрессивное и историческое значение. В состав России вошла огромная территория с большими природными богатствами: полезными ископаемыми, пушниной, рыбой, лесами и т. п. Якуты, тунгусы, юкагиры и другие народности, вступили на путь экономического, политического и культурного сближения с русским народом. Этот тракт учредила 276 лет назад императрица Екатерина II. По этому тракту ездили тысячи людей — землепроходцы, торговцы, казаки, сектанты, ссыльные, революционеры, экспедиции, а так же возили почту. Людей возили ямщики на лошадях. По прохождению тракта на огромном протяжении построили станции, где ямщики и люди могли отдохнуть, лошадей меняли от станции до станции.

Этих людей в начале XXвека возил и мой пра-прадед Слепченко Павлин Федорович.

Цель: Изучить историю «Иркутско-Якутского тракта» через семейную реликвию валенки моего прапрадеда.

Задачи:

1. Изучить историю «Иркутско-Якутского тракта»

2. Записать историю моей бабушки о валенках.

Организации почтового дела на Руси особое внимание уделял император Петр I. Определялись почтовые маршруты, налаживалась связь с иностранными державами, открывались почтовые тракты внутри страны. Для большей значимости ямщики на Руси носили специальную форму одежды и пользовались большими льготами. В ямщики шли только по «доброй воле и непременно со своими лошадьми». Открывались почтампы в Москве, Петербурге и некоторых крупных городах России. К 1725 году протяженность почтовых маршрутов составляла около 11 тысяч верст.

По мысли Петра I, для исследования Сибири, Дальнего Востока и открытия морского пути в Америку, крайне необходима была хорошо налаженная почтовая связь. Руководитель и организатор Северной экспедиции Н. Ф. Головин добился, что бы отряды исследователей были связаны с почтой. Это и положило начало самому длинному в мире сухопутному почтовому тракту от Петербурга до Охотска. [1]

Важным связующим звеном между ними был Якутск. Якутск приобрел значение опорного пути, от которого в последствии разошлись региональные почтовые тракты (Аянский, Верхоянский).

img Мета 102 Ирк.-Як. тракт-2.jpg

 

Самый первый путь первопроходцами был проложен: из Москвы через Тобольск, Нерчинск далее на реку Олекму, по Олекме — реке, далее по реке Лене и до Якутска. Но это был тяжелый изнурительный путь.

Заметное возрождение почтовое дело получило в период царствования Екатерины II. Почтис первых дней ее правления развивается и улучшается почтовое дело. Следуют указы, содержащие конкретные распоряжения по устройству почты. Быстро растет протяженность почтовых путей, создается специальный департамент, организуются почтовые конторы, осваиваются новые почтовые тракты с образованием множества станков.

Иркутско-Якутский тракт протяженностью 2895 км. Действовал круглый год, причем 2400 км. Тянулись вдоль берега реки Лены, а зимой путь прокладывали по льду. Зимняя дорога проходила как по реке, так и по берегу, а то и по лесу. Летний путь на лодках проходил вдоль берега Лены, то вдоль протоки, то пересекая реку. Сухопутная дорога шла в основном по более удобному левому берегу и предназначалась для верховой езды. Существовала и тележная дорога протяженностью в 60 верст между Олекминском и Бирюкской станцией.

img Мета 103_1-бричка.jpg

img Мета 096 Ирк.-Як. тракткарта.jpg

 

В результате вхождения Якутии в состав Российского государства постепенно возникали города, как Якутск (1632г.), Олекминск (1635г.), Вилюйск(1634г.), Верхоянск (1638г.), Зашиверск (1639г.), Средне-Колымск (1643г.), а также Амгинская слобода и многие другие деревни русских крестьян. В 1640–1760 годах возникли шесть русских населенных пунктов: Витимская, Пеледуйская, Амгинская и Олекминская деревни на реке Лене, Олекминский острожек и Покровский монастырь. На дугах почтовых лошадей привязывали колокольчики, мелодичный перезвон которых можно было слышать издалека, особенно морозным вечером. Поэтому звону ямщики на прибываемой станции издалека узнавали кто едет. Колокольчик являлся важным и обязательным почтовым атрибутом. [2]

Особенно трудоемким было устройство и поддержание в проезжем состоянии летних сухопутных дорог. В тайге прокладывали тропы, устраивали мосты и гати, ставили зимовья, верстовые столбы с «циферными словами».

Население Ленского края росло, а хлеба не хватало. Поэтому, по решению правительства, сюда стали прибывать выходцы из России и островками поселяться в долинах рек Лены, Олекмы, Вилюя, Амги. В XVII веке русские начали распространять земледелие среди коренных жителей.

Крестьяне Ленских станков одновременно с почтовой гоньбой в связи с острой нехваткой хлеба вынуждены были заниматься хлебопашеством и разведением домашенго скота. Администрация поддержала этот почин и начала наделять их хлебопашными и сенокосными угодьями. С поселением на берегах Лены почтовых ямщиков в Олекминском и Якутском округах интенсивно стало развиваться хлебопашество и огородничество. [3]

По поручению воеводской канцелярии якутский служилый человек З.Баишев в 1743 году проложил тракт от Витима до Якутска и учредил на этом отрезке 28 станций. В каждой из этих станций, за исключением Витимской, стояли тогда только одинокие якутские юрты.

Затем Указом Иркутского Губернского Правления в 1768 году были поименованы первые 23 почтовые станции от Витима до Мархинской границы Олекминского и Якутского округов. На всем протяжении Ленского пути стояли обыкновенные якутские юрты, отстоящие на десятки и даже сотни верст одна от другой.

У нас дома сохранились очень интересные и удивительные вещи. Я как-то спросил у бабушки Тани: «Откуда у нас эти красивые валенки?» На мой вопрос бабушка ответила так: «Это было очень давно, в начале XX века, дедушка Павлин занимался подвозом дров, и вот по просьбе купцов привез им дрова, на дворе стояли трескучие морозы. И купцы расплатились с ним валенками, одни были белые, а другие розовые, расшитые красными и бордовыми нитками. Они были очень теплые, несмотря на то что войлок был тонковатый. Дедушка их очень берег, он даже специально для подшивки этих валенок, держал тонкий войлок. Дедушка умел все плотничал, и обувь чинил не только семье, но и кто к нему обращался. К сожалению одна пара валенок безвозвратно утеряна, а вот розовая пара валенок сохранилась. Эти валенки очень часто брала на работу моя прабабушка Екатерина Павлиновна, она работала воспитателем в детском саду «Теремок», на новогодние утренники. Какой волшебный дедушка Мороз был в этих сказочных валенках.. Как то дед Павлин поехал на обследование, а заодно и гости к соей дочери Татьяне Павлиновне, прапрадедушка был ветераном Великой Отечественной войны, служил в разведке и за боевую операцию был награжден медалью «За отвагу», списан был по ранению и контузии, так вот за дедушкой от самой больницы почти два квартала шел пожилой якут, дедушка остановился, он спросил у деда: «Не желает ли обменять свои валенки на унты?» дед Павлин не согласился. Вот такая история у этих необыкновенных валенок. [4]

 

Литература:

 

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/po-sledam-gosudarevyh-yamschikov
  2. Майнов, И. И. Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области / И. И. Майнов; Под ред. В. В. Морачевского // Записки Имп. Русского географического общества по отделению статистики. - СПб.: Типогр. В. Ф. Киршбаума, 1912.
  3. Сафронов, Ф. Г. Русские крестьяне в Якутии/Ф. Г. Сафронов.-Якутск, 1961.
Основные термины (генерируются автоматически): Якутск, Олекма, Олекминск, валенок, станция, Российское государство, Якутский округ, Москва, Петербург, Русь.


Задать вопрос