Актуальность темы исследования определяется несколькими причинами. Во-первых, изучение SMS-языка необходимо, поскольку в XXI веке SMS-сообщения, бесспорно, — самый распространенный способ общения с помощью мобильной связи;во-вторых, лингвистические знания об особенностях современной SMS-коммуникации с лингвистической и культурной точки зрения сегодня очень востребованы.
Новизна заключается в выборе самого объекта исследования, комплексной систематизации материала и выявления новых смысловых понятий.
Объектом нашего исследования выступают SMS-сообщения как новый речевой жанр
Предметом исследования являются SMS-сообщения.
Гипотеза:SMS-сообщения можно отнести к речевому жанру, не существующему ранее. От частого общения в чатах, в форумах и блогах, от повсеместного использования SMS-сообщений человеку становятся не нужными грамотно построенные предложения. Если человечество не обратит внимания на грамотность при оформлении SMS-сообщений, то это, я считаю, приведёт и уже приводит к искажению норм как английского, так и русского языков.
Цель работы — выявление особенностей языка SMS как новой формы коммуникации, определение, по каким признакам SMS-сообщения можно отнести к новому речевому жанру и влияют ли SMS-сообщения на грамотность школьника.
Цели обусловили задачи исследования:
- Проанализировать SMS-сообщения и выявить основные признаки, по которым SMS-сообщения можно отнести к новому речевому жанру.
- Изучить по данной теме лингвистические источники информации: статьи, Интернет-ресурсы, справочники, словари, авторефераты, учебники.
- Провести социологический опрос и определить, влияют ли SMS-сообщения на грамотность школьника.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут иметь методическое применение в изучении русского языка и литературы и иностранного языка. Исследовательская работа может способствовать более глубокому изучению речевых жанров.
При написании научно-исследовательской работы применялись следующие методы: теоретического исследования — изучение и анализ лингвистической, методической, психологической, педагогической литературы, методической литературы по предмету (учебных пособий и научно-методических журналов), SMS-сообщений;
эмпирического исследования: беседа с учителями и школьниками; опрос методом анкетирования школьников; анализ ученических SMS-сообщений; проведение разведывательного эксперимента для выявления исходного уровня знаний учащихся об SMS-сообщениях
SMS-сообщения — это очень короткие сообщения (SMS–smallmessageservice), состоящие не более чем из 2–3 не сильно распространенных предложений. В связи с желанием передать как можно больше информации, а также сэкономить как можно больше денег, места, усилий возникает множество языковых особенностей.
Свое исследование мы строили следующим образом:
– Изучали литературу по данному вопросу.
– Проводили анкетирование старшеклассников. Анализировали результаты опроса.
– Собрали примеры СМС-сокращений среди подростков нашей школы.
– Собрали и расшифровали образцы смайликов.
– Проанализировали СМС-сообщения и выявили основные признаки, по которым их можно отнести к новому речевому жанру.
– Провели социологический опрос и определили влияние СМС-сообщений на грамотность школьников.
В исследовательской работе наша гипотеза нашла подтверждение, и можно сделать следующие выводы:
- SMS-сообщения — новый речевой жанр, т. к. они обладают признаками речевых жанров (коммуникативная цель; образ автора, образ адресата, языковые особенности, информативность и монологичность, диалогичность, определенная ситуация общения).
- Несмотря на скудность языкового облика, SMS служат позитивным средством коммуникации.
- SMS влияют на понижение нашей грамотности, особенно, если она ещё не сформирована.
- Объективно роль SMS будет возрастать и дальше, так как они обладают существенными для молодежи качествами: скоростью, лаконичностью, экономичностью. Поэтому единственный способ недопущения их влияния на грамотность — это ответственное отношение к языку.
Литература:
- Википедия. SMS-сообщения. — (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
- Википедия. Функциональные стили речи. — (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
- «Засоряют ли смс-сообщения русский язык?» или «На зеркало неча пенять…».
- / М. Ю. Сидорова (МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва). — (http:// marinadoma.narod.ru.).
- Наши любимые СМСки;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы. — (http:/www.molodoy.gorny. ru).
- Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: «Советская энциклопедия», 1969.- 608 с.
- Ожегов. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: «А ТЕМП», 2004. — 944 стр.