Вода доставляет в клетки организма питательные вещества (витамины, минеральные соли) и уносит отходы жизнедеятельности. Кроме того, вода участвует в процессе терморегуляции и дыхания. Для нормальной работы всех систем человеку необходимо как минимум 1,5 литра воды в день. Парадоксальный факт: вода необходима для жизни, но она же является и одной из главных причин заболеваемости в мире. Опасность употребления некачественной воды может быть микробиологической: вода в природе содержит множество микроорганизмов, некоторые из которых вызывают у человека тяжелые заболевания, такие, например, как холера, тиф, гепатит или гастроэнтерит. Загрязнение воды может быть и химическим. При этом последствия употребления грязной воды могут наступить как немедленно, так и через несколько лет. Кроме того, вода должна быть не только чистой, но и вкусной. Напрашивается вывод, что без воды наше существование невозможно. А без хорошей воды невозможно хорошее существование.
Но какую воду мы с вами пьём? Я выбрал эту тему потому, что мне стало интересно какую воду лучше использовать для питья без вреда для своего здоровья.
Цель: Изучение физических свойств воды, химических показателей.
Задачи:
- Овладеть простейшими методами анализа воды.
- Освоить навыки ведения экспериментальных наблюдений и оформление результатов.
- Научиться анализировать полученные данные и делать выводы.
Изучив литературу по данной проблеме, мне стало очевидно то, что все авторы не рекомендуют использования озерной воды без предварительной очистки. Так ли это?
Гипотеза: использование озерной воды без предварительной очистки может нанести вред организму.
При выполнении данной работы нами были использованы следующие методы:
Наблюдение даёт возможность описать физические объекты и явления. Были проведены наблюдения за постановкой опытов для определения свойств воды.
Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. Проводилось сравнение разных образцов воды.
Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Проводились опыты, с помощью которых мы выявляли изменение свойств воды в зависимости от образца.
Анализ — исследование путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей свойств воды. Был проведён сравнительный анализ опытных образцов воды.
Индукция — способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Данные, полученные в ходе опытов и наблюдений, анализировались и обобщались.
Обобщение — общий вывод, выражение основных результатов в общем положении. Мы обобщили полученные данные о свойствах воды и сделали соответствующие выводы.
Воздействие качества воды на здоровье человека
Качество воды определяется с помощью показателей, которые подразделяются на: физические, химические и санитарно-бактериологические.
К физическим показателям воды относятся: температура, запах, привкус, цветность, мутность, прозрачность, электропроводность.
К химическим показателям относятся: водородный показатель (рН), окислительно-восстановительный потенциал, общая минерализация (сухой остаток), жесткость, кислотность, щелочность, окисляемость, микроэлементы, ионный состав, радиоактивные вещества.
К санитарно-бактериологическим показателям относятся: микробиологические и паразитологические.
Мы взяли три разных образца воды и попробовали выяснить, какая вода в озерах лучше:
- Озеро «Мадан»
- Озеро «Эльгэн».
- Озеро «Даркылаах».
Опыт № 1. Определение цвета воды
Берём пробирку и наливаем в неё по очереди каждый из образцов и с обратной стороны приложим к ним лист бумаги.
Мадан |
Даркылах |
Эльген |
бесцветная |
бесцветная |
Мутная, при нагревании окраска стала желто-бурого цвета |
Вывод: образцы озера Мадан и Даркылах прошли это испытание, а вот вода из озера Эльген непригодна для питья.
Опыт № 2. Определение запаха воды
Необходимо определить запах воды. Для этого нужно будет нагреть воду до 50–60С, для этого нам понадобится термометр. Когда вода будет нагрета, при помощи вращательных движений определили запах.
Мадан |
Даркылах |
Эльген |
Запах имеется (запах болота) |
Нет запаха |
Запах имеется |
Опыт № 3. Определение РН-фактора воды
Определить PH-фактор воды. Мы налили в банки образцы воды и опускали лакмусовые бумажки. Потом оценили их цвет
Мадан |
Даркылах |
Эльген |
Цвет не изменился |
Цвет не изменился |
Лакмусовая бумажка посинела и на белой бумаге оставляет синий цвет, это значит, что в воде присутствует щёлочь. |
Вывод: 1,2,3 образец прошли испытания, а вот 4-тый нет.
Опыт № 4. Определение кислорода в воде
Определение кислорода в воде. Мы взяли 3 баночки и налили в каждую воду и оставили на сутки. На стенках ёмкости появились пузырьки, что означает наличие кислорода в воде, чем больше кислорода в воде, тем больше пузырьков
Мадан |
Даркылах |
Эльген |
Есть, но мало |
много |
нет |
Вывод: образец 3(Эльген) воды не содержит кислорода.
Опыт № 5. Наличие в воде органических примесей
Определение в воде органических веществ. В каждый образец нужно добавить раствор перманганата калия (марганцовки), и если окраска останется прежней, значит, что органических веществ воде не содержиться.
Мадан |
Даркылах |
Эльген |
Без изменений |
Без изменений |
Чуть-чуть посветлела. |
Вывод: 1,2 образец прошли испытание, а в 3-ом образце были обнаружены органические вещества.
Опыт № 6. Определение жёсткости воды
Определить жёсткость воды. У нас нет в наличии приборов, поэтому мы будем воду кипятить. При воздействии высоких температур будут осаждаться соли кальция и магния и будет образовываться накипь.
Мадан |
Даркылах |
Эльген |
Накипь отсутствует |
Накипь отсутствует |
Накипь присутствует |
Вывод: 3й образец не прошёл проверку.
Вывод
В результате проделанной нами работы мы делаем вывод, что лучше всех вода из озера Даркылаха. Она прошла все испытания, но такую воду постоянно употреблять нельзя т. к. в ней нет солей, которые нужны человеку. Лучше всего пить воду, очищенную через фильтр.
Литература:
- Ахметов Н. С. Неорганическая химия. Учеб.пособие для учащихся 8–9 кл. шк. с углубл. изуч. химии. В 2 ч. Ч.1.-2 — е изд.-М.:Просвещение,1990.
- Большая энциклопедия школьника. Оксфорд/Пер. с англ. У. В. Сапциной, А. И. Кима,Т. В. Сафроновой и др.-М.:ЗАО»РОСМЭН-ПРЕСС»,2007.
- Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия: Науч.-поп. издание для детей/Оформл. обложки А. М. Ефремова; Ил. М. Ф. Аверьянова, Ю. Г. Алутиной, К. Р. Борисова и др.-М.:ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006.