О существовании пластилина мы узнаем с детского сада. Оказывается, пластилин может служить красками для рисования. Пластилином можно рисовать картины, это очень интересно и увлекательно.Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.
Пластилину, как материалу более 100 лет. Состав пластилина был изобретен английским преподавателем Уильямом Хербутом в 1897 году.
Сделан он был из солей извести, алифатических кислот и нефтяного желе, смешанного с мелом. Состав менялся, но до сих пор это изобретение популярно. Сейчас пластилин делают из глины, воска, животного сала, озокерита — минерала, похожего на пчелиный воск, церезина, вазелина, т. е. веществ, которые не дают глине высыхать. Обязательный компонент — цветной пигмент, что делает возможным использовать его в новом качестве. Пластилин — универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.
Наши современные пластилины по качеству различаются очень широко. Есть более плотные по своей твердости. А есть наоборот, мягкие, нежные, легко плавящиеся. Используя пластилин в качестве красок, можно нужный оттенок получить путем смешивания одного цвета пластилина с другим.
Для создания пластилиновой картины необходимо: набор пластилина, картон с контурным рисунком, салфетка для рук, стеки, бросовый и природный материал.
Существуют много техник и приемов рисования пластилином. Я выбрала этот способ рисования, потому что дает огромный простор для фантазии от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа, ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.
Использовала приемы рисования пластилином: раскатывание, скатывание, оттягивание, сплющивание, прощипывание.
В процессе работы с пластилином пришла к выводу, что можно использовать множество различных материалов. Узнала, что на гладкую поверхность керамической плиты очень хорошо ложится пластилин. И поэтому для основания можно брать плиту разного цвета. Оригинальные работы получаются на мешковине; шероховатая поверхность древа и плиты послужило качественным основанием для пластилиновых картин. Для красочного оформления ваз для цветов можно использовать пластмассовые бутылочки, баночки. Для пластилиновых картин можно использовать и крышечки из-под майонезного ведра.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.
Для рисования пластилином нет ограничений. Все зависит от яркости идей и фантазии. Эти пластилиновые картины пронизаны теплом рук художников, которые их создавали. И поэтому они излучают энергетику похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать ее в свой будничный мир.
Я пришла к выводу, что рисовать пластилином интересно и необыкновенно. Рисуя пластилином, развиваю моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.
Литература:
- Пластилиновая живопись — средство развития творчества детей дошкольного возрастаhttp://doshkolnik.ru/smi.html
- Проснякова Т. Н. Творческая мастерская. Учебник 1 -4 класса — Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005