Влияние положительных и отрицательных эмоций на школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №8 (28) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 16.09.2019

Статья просмотрена: 6592 раза

Библиографическое описание:

Вырдылина, Ю. В. Влияние положительных и отрицательных эмоций на школьников / Ю. В. Вырдылина, С. Д. Турнина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 144-148. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1689/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Ключевые слова: эмоция, психическое самочувствие, учитель, учащийся, агрессия.

 

Эмоции — один из важных аспектов учебной деятельности. Они оказывают огромное влияние на все составляющее учебного процесса: на эффективность, на познавательную активность учащихся. Эмоции — настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности.

Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Это очень молодая наука. Без неё нельзя всерьез пытаться понять человека и его взаимоотношения с окружающим миром.

Курс психологии помогает лучше понять самих себя, понять своих близких, учителей, друзей и приятелей, познать человеческие отношения, объяснить многие поступки людей. Эти знания помогают самостоятельно справиться с жизненными проблемами, учат управлять собой.

Влияние настроения на людей

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, ровно, как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Роберт Плутчик в своей работе рассмотрел эмоции как средство адаптации, игравшее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Ниже приводятся базовые прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции (аффективно-когнитивные структуры).

 

Прототипический адаптивный комплекс эмоция

Первичная

Инкорпорация — поглощение пищи и воды

Принятие

Отвержение — реакция отторжения, экскреция, рвота

Отвращение

Разрушение — устранение препятствия на пути удовлетворения

Гнев

Защита — первоначально в ответ на боль или угрозу боли

Страх

Репродуктивное поведение — реакции, сопутствующие сексуальному поведению

Радость

Депривация — утрата объекта, приносящего удовольствие

Горе

Ориентировка — реакция на контакт с новым, незнакомым объектом

Испуг

Исследование — более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды

Надежда или любопытство

 

По мнению Плутчика, его теория эмоций может оказаться полезной в сфере изучения личности и в психотерапии. Он предложил рассматривать личностные черты как комбинацию или нескольких первичных эмоций, даже взаимоисключающих.

Плутчик определяет эмоцию как генетически предопределенную реакцию организма, связанную с приспособительным биологическим процессом. Например, адаптивному комплексу отвержения соответствует эмоция отвращения, а адаптивному комплексу разрушения — эмоция гнева. Профессор дает определение восьми первичным эмоциям и указывает на то, что эти восемь эмоций, вступая в комбинации друг с другом, образуют вторичные эмоции.

Эмоция — это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Определить эмоцию не так-то просто. Во-первых, эмоций много, и каждая из них справляется по-своему. Во-вторых, эмоция — чрезвычайно сложный феномен, который активизирует нейронные, когнитивные и моторные процессы.

Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная классификация эмоций в целом правильна и полезна.

Эмоция воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования.

При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности нужно учитывать два фактора. Первый из них — влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Вторым фактором взаимодействия служит индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере. Здесь имеются в виду навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями модели поведения.

Личность — это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной, эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая система до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными.

Факты, относящиеся к изучению роли правого и левого полушарий мозга в эмоциональном процессе, получены главным образом в результате клинических исследований и наблюдений, описывающих различные случаи поражений головного мозга. Согласно самой распространенной точке зрения на эту проблему, эмоциональные процессы являются функциями субдоминантного (правого) полушария, а когнитивные — функциями доминантного (левого) полушария. Так, например, Галин считает, что переработка вербальной и невербальной (например, мимической) информации происходит соответственно в левом и в правом полушариях и что трудности в понимании сообщений, содержащих противоречащие друг другу вербальные и невербальные сигналы, можно объяснить на уровне нейронных механизмов, как конфликт между двумя полушариями головного мозга.

Об эмоциях. Виды эмоций. Роль эмоций в жизни человека

Функции эмоций:

  1.               Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.
  2.               Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С. Л. Рубинштейна, «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».
  3.               В современной жизни коммуникативная функция эмоций является одной из важнейших. В повседневном общении не функциональные состояния организма, а выразительные движения лица и изменившийся голос, когда мы без слов понимаем все, что человек хочет нам сказать — вот что такое эмоция.
  4.               Сигнальная функция эмоций заключается в том, что в ряде простых ситуаций они упрощенно, но быстро и автоматически сигнализируют о том, что происходит в нас или вокруг нас, о полезности или вредности какого-то воздействия, успешности или не успешности выполняемого нами действия.

С возрастом меняются не только эмоциональные реакции, но и активаторы конкретных эмоций. Так, в трехнедельном возрасте звук женского голоса вызывает у ребенка улыбку, но, по мере того как ребенок становится старше, этот же голос может вызвать у него раздражение. Удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесячного младенца, тогда как 13-месячный ребенок отреагирует на это событие сердитым протестом, а 13-летний подросток может обрадоваться, узнав о том, что родители на весь вечер уходят из дома. Таким образом, одно и то же событие может вызывать разные эмоции в зависимости от возраста человека, степени его зрелости и обстоятельств.

Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Эмоции играют важнейшую роль в самосознании, в формировании и поддержании чувства самоидентичности.

Радость, как и всякая фундаментальная эмоция, имеет свои уникальные характеристики.

Эмоция печали может играть положительную роль в жизни человека. Представьте только, каким был бы наш мир без этой важнейшей человеческой эмоции. Разве были бы мы способны к формированию крепких, устойчивых связей с людьми, разве дорожили бы ими, если бы возможность разрыва этих связей не вызывала у нас печали? И насколько «человечными» были бы мы, если бы не умели скорбеть о смерти любимого человека или сопереживать его горю?

Мы уже отмечали, что любая базовая эмоция имеет под собой естественные основания. Говоря о естественных причинах эмоции, мы имеем в виду такие причины, которые являются общими для всех людей, независимо от их национальности, культурных и социально-экономических условий жизни, уровня образования. Так, новизна и перемены являются универсальными активаторами эмоции интереса.

Печаль — это отдельная эмоция, которая имеет свое специфическое выражение и свои уникальные феноменологические характеристики. Депрессия предполагает сложную комбинацию эмоций, представлений, воспоминаний и мыслей. Кроме этого, она включает в себя различные соматические симптомы.

Гнев — одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Гнев — это часть человеческой натуры. Разумеется, человек должен уметь контролировать свой гнев, но в то же время он должен иметь возможность использовать его для своего блага и блага близких его людей.

Страх — это совершенно определенная, специфичная эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию. Страх складывается из определенных и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности.

В качестве причин страха Сильван Томкинс, один из первых исследователей человеческих эмоций, называет драйвы, эмоции и когнитивные процессы.

Другим естественным активатором страха является одиночество. Зачастую, оставаясь в одиночестве, человек ощущает угрозу своей безопасности, но стоит ему оказаться среди людей, как страх отступает.

Большинство ученые сходятся во мнении, что фобии — интенсивные, иррациональные страхи, связанные с определенными объектами или ситуациями, являются приобретенными расстройствами.

Очевидно, что любовь складывается из таких эмоций как интерес — возбуждение и удовольствие — радость. Если согласиться с тем, что привязанность к другому человеку, потребность защищать и заботиться — атрибуты чувства любви, то мы должны будем признать, что любовь матери к ребенку — это особый тип любви. Любовь между сестрами и братьями — тоже особый феномен. Ревность — боязнь утраты любви.

Любовь — фундаментальное для человеческой природы чувство, но ее нельзя отнести к дискретным эмоциям, таким как радость или печаль. Любовь объемлет собой социальные отношения, прочную привязанность, эмоциональную связь. Любовь характеризуется интересом и радостью, а любовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций. Есть различные типы любви, и в каждом из них любовь проявляется по-своему. Но все типы любви имеют некоторые общие признаки, такие как привязанность, преданность, верность, желание защищать любимого человека и заботиться о нем.

Какова роль эмоций?

1)                Эмоции позволяют обобщенно отразить и оценить событие.

2)                Эмоции сигнализируют нам о состоянии нашего организма (нервной системы) и других людей.

3)                Эмоции защищают человека, предупреждая о реальной или мнимой опасности. Эти эмоции сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защиты.

4)                Эмоции управляют нами, так как являются внутренними регуляторами любой деятельности.

5)                Эмоции могут мобилизовать на какие-то дела, поступки.

6)                Когда словесная информация плохо понимается, целесообразно использовать эмоциональную (взгляд, мимику, жесты и т. д.).

Проведение теста на степень агрессивности среди учащихся

Вряд ли кто-либо будет отрицать то, что тест был, есть и остается основным инструментом психологической диагностики. Он позволяет за короткий период времени и незначительных материальных затрат получить максимально объективную информацию о человеке.

Страх, тревога, гнев и агрессивность тесно связаны между собой. Чувство гнева мы обычно относим к отрицательным эмоциям, хотя он может быть и положительным эмоциональным проявлением. Агрессивность — это не эмоции, а форма поведения.

Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности.

Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

–                    мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;

–                    инструментальная агрессия, как средство.

Оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями — гневом, враждебностью.

По методике Басса-Дарки мы провели тестирование в Таттинском лицее среди учащихся 5–11 классов.

 

Тип агрессии

5 классы

6 классы

7 классы

8 классы

9 классы

10 классы

11 классы

Физическая агрессия

2

2

2

2,3

2,3

1,5

1,3

Косвенная агрессия

1,4

1,3

2,4

2,2

1,3

1,5

0,8

Раздражимость

1,9

2,5

1,7

3

3,1

1,6

2,2

Негативизм

3,2

1,9

1,9

2,6

2

1,5

1,7

Обидчивость

2

2,3

1,8

1,3

2

1,6

1,7

Подозрительность

2,1

2,3

0,5

1

2,8

1,3

0,6

Вербальная агрессия

2,3

1,6

3,5

3,8

2,4

1

1,6

 

Анализ:

1)                Физическая агрессия. У учащихся 5–7 классов — 2, что ниже среднего уровня. У старших классов — 1,3–2,3, что тоже является ниже среднего уровня.

2)                Косвенная агрессия. У учащихся 5–7 классов — 1,4–2,4. У 9–11 классов — 0,8–1,3.

3)                Раздражимость. У учащихся 5–7 классов — 1,7–2,5. У учащихся 9–11 классов — 1,6–3.

4)                Негативизм. У учащихся 5–7 классов — 1,9–3,2. У учащихся 9–11 классов — 1,5–2,6.

5)                Обидчивость. У учащихся 5–7 классов — 1,8–2. У учащихся 9–11 классов — 1,3–2.

6)                Подозрительность. У учащихся 5–7 классов — 0,5–2,1. У учащихся 9–11 классов — 0,6–2,8.

7)                Вербальная агрессия. У учащихся 5–7 классов — 2,3–3,5. У учащихся 9–11 классов — 1–2,4.

Далее решили сравнить полученные данные учащихся 5 и 11 классов для того, чтобы узнать, насколько поведение и эмоции меняют с возрастом.

 

У девочек младших классов сильно выражена вербальная агрессия.

У пятиклассников выше стоит подозрительность.

С возрастом, как вы могли заметить, обидчивость, что у девушек, что у юношей, увеличивается.

Зависимость эмоционального состояния учащегося от поведения учителя на уроке

Чтобы выявить зависимость эмоционального состояния учащегося от поведения учителя, провели опрос-анкету в школе. Охватили 90 учащихся с 5 по 11 классы.

Обработка результатов опроса показала:

1)                Когда учитель улыбается на уроке, радость испытывают 90 %(5–7кл.), 48 %(8,9кл.), 72 %(10,11кл.).

2)                Когда учитель ходит по классу, дискомфорт испытывают 63 %(5–7кл.), 74 %(8,9кл.), 44 %(10,11кл.).

3)                Настроение учеников зависит от метода проведения уроков учителя (строгий голос, мягкий). Когда у учителя приятный голос, 63 %(5–7кл.),55 %(8,9кл.), 28 %(10,11кл.) испытывают комфорт.

4)                63 %(5–7кл.), 77 %(8,9кл.), 77 %(10,11кл.) ученикам приятно, когда его поощряют.

Таким образом, эмоциональное состояние учеников зависит, в первую очередь, от характера учителя (улыбчивый, злой), во-вторых, от той атмосферы, которую создает учитель на уроке, в-третьих, каким языком пользуется (с юмором, строго и т. д.), в-четвертых, от методов обучения (поощрение, наказание).

А когда учитель делает замечание, неприятно 63 %(5–7кл.), 59 %(8,9кл.), 77 %(10,11кл.) опрошенным.

На вопрос: «Часто ли тебя преследуют неудачи в школе?» — 27 % (5–7кл.), 50 % (8, 9кл.), 28 %(10,11кл.) ответили положительно.

Плохая оценка для 70 %(5–7кл.), 66 %(8,9кл.), 77 %(10,11кл.) воспринимается как беда, 20 %(5–7кл.), 25 %(8,9кл.), 21 %(10,11кл.) как повод для наказания родителей.

Дав неправильный ответ на уроке, 70 %(5–7кл.), 75 %(8,9кл.), 78 %(10,11кл.) учеников чувствуют стыд.

Когда учитель вызывает к доске, 70 %(5–7кл.), 59 %(8,9кл.), 94 %(10,11кл.) чувствуют неуверенность, 13 %(5–7кл.), 30 %(8,9кл.), 6 %(10,11кл.) испытывают страх.

Таким образом, проведенная опрос-анкета показала: эмоциональное состояние учителей и учеников взаимосвязаны друг с другом и влияют на учебный процесс.

Эмоционально-психологическое самочувствие учащихся разных возрастных групп

Недостаточная сформированность психической сферы детей, особенности их индивидуального темперамента, типа нервной системы приводят к тому, что часто реакции на события проявляются в виде отрицательных эмоций и невротических состояний.

Как характеризуют свое психическое самочувствие школьники? Примерно у каждого второго школьника оно обычно близко к норме. Другая половина делится на две части: одна — подвержена резкой смене настроения; другая — постоянно пребывает либо в крайнем возбуждении, либо в подавленном состоянии. С возрастом изменяется распределение школьников по уровням психического самочувствия. Некоторая стабилизация психического самочувствия наблюдается у учеников 10–11 лет. Другим периодом количественных и качественных изменений в параметрах психического здоровья школьников является возраст 15–17 лет: отклонения от нормы испытывает каждый второй старшеклассник. Каждый третий школьник считает, что за время учебы существенно ухудшается психическое самочувствие ученика. В среднем положительные и отрицательные эмоции учащихся в школе практически уравновешены. Однако они вызываются разными событиями и действуют на каждого ребенка индивидуально.

В процессе исследований выяснилось, что и хорошее, и плохое настроение оказывает влияние на школьников. Настроение, которое вы «приносите» с собой в школу, гораздо сильнее влияет на общее настроение вашего дня, чем события, которые происходят.

Обработка результатов теста показала, что в среднем положительные и отрицательные эмоции учащихся в лицее практически уравновешены. Однако вызываются они часто разными событиями и действуют на каждого индивидуально.

 

Литература:

 

  1.               Книга «Психология эмоций», Кэррол Э. Изард.
  2.               https://ru.wikipedia.org/wiki/Агрессивностью
  3.               http://www.psychologos.ru/articles/view/polza-polozhitelnyh-emociy-vvp
  4.               http://открытыйурок.рф/статьи/599922/
  5.               https://russian.rt.com/science/article/359995-matematika-sekret-uspekha
  6.               http://www.galactic.org.ua/Xomo/m98.htm
Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, класс, учащийся, психическое самочувствие, вербальная агрессия, гнев, событие, учитель, Косвенная агрессия, Физическая агрессия.


Ключевые слова

учащийся, учитель, агрессия, эмоция, психическое самочувствие

Похожие статьи

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Влияние окружающей среды на стрессоустойчивость школьников

В статье автор исследует влияние и место стресса в учебной деятельности учащихся.

Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...

Влияние регулярных физических упражнений на здоровье школьников

Данная статья представляет анализ влияния регулярных физических упражнений на школьников с акцентом на их и успеваемость в школе.

Психолого-педагогические факторы, негативно влияющие на состояние здоровья школьников

Снижение тревожности младших подростков посредством арт-терапии

Проблема сохранения здоровья учителя

В статье рассматриваются причины стресса в профессии учителя. Педагог должен уметь регулировать свое психическое состояние. Предлагаются техники релаксации для снятия напряжения учителя.

Психологическое сопровождение старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости

Похожие статьи

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Влияние окружающей среды на стрессоустойчивость школьников

В статье автор исследует влияние и место стресса в учебной деятельности учащихся.

Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...

Влияние регулярных физических упражнений на здоровье школьников

Данная статья представляет анализ влияния регулярных физических упражнений на школьников с акцентом на их и успеваемость в школе.

Психолого-педагогические факторы, негативно влияющие на состояние здоровья школьников

Снижение тревожности младших подростков посредством арт-терапии

Проблема сохранения здоровья учителя

В статье рассматриваются причины стресса в профессии учителя. Педагог должен уметь регулировать свое психическое состояние. Предлагаются техники релаксации для снятия напряжения учителя.

Психологическое сопровождение старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости

Задать вопрос