Хипхопера — новое слово в театральном искусстве | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Необычная тема исследования

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №8 (28) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.10.2019

Статья просмотрена: 375 раз

Библиографическое описание:

Корина, А. В. Хипхопера — новое слово в театральном искусстве / А. В. Корина, Е. В. Шелестюк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1753/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Часто можно услышать, что молодёжь перестала ходить в театр. По данным молодежного опроса, который провел Фонд Общественное Мнение, театром увлекается только 6 % людей в возрасте 16–25 лет, в то время как музыка и пение привлекает 28 % опрошенных [1]. По мнению молодых людей, так происходит из-за того, что классические постановки их не интересуют. Действительно, режиссёрам приходится искать захватывающие сюжеты и новые интересные приёмы для создания зрелищности, при этом стараться сохранить смысловую наполненность спектакля. Например, Юрий Квятковский первым начал использовать в своих постановках рэп. Как известно, этот музыкальный жанр является одним из наиболее популярных и значимых для современной культуры. Такие спектакли, выстроенные на основе рэпа, получили название «хипхопера». Сейчас оно является авторским, но если привлечь к этому жанру молодых драматургов, то, вероятно, театр вновь обретёт популярность среди молодого поколения.

Именно поэтому в данной статье мы выясним, может ли хипхопера считаться новым музыкально-театральным жанром.

Хипхоперу можно не только посмотреть в театре, но и послушать в качестве концептуального альбома.

Концептуальный альбом — музыкальный альбом, в котором все представленные композиции являются частью единой сквозной темы или истории, которая именуется концепцией. Это явление пришло из рок-музыки, затем перекочевало в металл, и на его основе появились рок-оперы. Яркими образцами отечественных концептуальных альбомов являются «Радио Африка» группы «Аквариум», «Мир номер ноль» группы «ДДТ», а также «Горгород» рэпера Oxxxymiron`а. Текст альбома «Горгород», охарактеризованный как поэма, был номинирован на литературную премию имени Александра Пятигорского [2].

Теперь несколько слов о том, почему нельзя путать рэп и хип-хоп. Хип-хоп имеет большое количество направлений: от достаточно лёгких стилей до агрессивных. Его истоки лежат в фанке, одном из течений афроамериканской музыки [3]. Очень часто термины «хип-хоп» и «рэп» используются как синонимы. Это неправильно. Рэп — речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку; в то же время исполнители хип-хопа могут и не использовать в своих записях вокал. Также следует понимать, что хип-хоп как субкультура имеет несколько ответвлений, которые представлены на слайде.

Слушатели рэпа условно делят жанр на мамбл-рэп, в котором музыка преобладает над лирикой и тексты достаточно поверхностны, и так называемый интеллектуальный рэп, который подразумевает большой объём и глубину текста. Из-за популярности первого у большей части общества складывается негативное мнение о рэпе в принципе. Однако жанр развивается, и в нём фигурирует много талантливых исполнителей.

Именно поэтичность рэп-текстов отдельных исполнителей привлекла внимание режиссёров. Мировая премьера спектакля с использованием рэпа и R`n`B музыки состоялась в 2015 году. Речь идёт о бродвейском спектакле «Гамильтон», рассказывающем о судьбе одного из отцов-основателей США Александре Гамильтоне.

Теперь обратимся к хипхопере «Орфей и Эвридика» режиссёра Юрия Квятковского. Автором большей части музыки и текстов песен выступил рэпер, музыкант, выпускник РГГУ [4] Иван Алексеев, более известный как Noize MC.

Творчество Noize MC совмещает в себе речитатив и рок-музыку. В его песнях в целом имеет место социальная тематика.

Единственный показ спектакля состоялся в июле 2016 года. Позже произведение было изменено и выпущено в аудиоформате как концептуальный альбом [5]. На данный момент идёт работа над спектаклем, который будет идти в Московском театре мюзикла.

Хипхопера «Орфей и Эвридика» была создана на основе сюжета одноимённой рок-оперы А.Журбина. Однако это оригинальный материал. Прочтение Квятковского отличается тем, что древнегреческий миф об Орфее и Эвридике перенесён в реалии современного шоу-бизнеса.

Практически вся речь героев зарифмована. В спектакле используются приёмы символизма. Он поставлен в минималистичной форме — это видно по декорациям и костюмам героев.

После ознакомления с хипхоперой можно выделить основные признаки нового жанра.

Из мюзикла он перенял обращение к аудитории путём бытовой и эстрадной музыки, ведь сейчас рэп считается массовым жанром. Текст актёров и литературный материал занимает главное место как в хипхопере, так и в рэпе в целом.

Как и опера, хипхопера ставит во главу угла не пластику, а вокал. Главный критерий отбора актёров на роли — вокальные данные.

Из признаков, наследуемых из рок-оперы, острота высказывания, которая приводит к наиболее насыщенной, яркой манере пения. Рэп — резкий и прямолинейный жанр. Также стоит упомянуть главенствующее звучание ритма и присутствие электронных инструментов. Речитатив произносится в основном под ритмичные электронные биты, а в спектакле «Орфей и Эвридика» играют гитара, синтезатор и другие инструменты.

Но у хипхоперы есть и оригинальные черты — это использование рэпа в качестве музыкального сопровождения и текста героев, а также использование сленговых слов и жаргонизмов, ведь изначально рэп — агрессивный жанр.

Теперь, когда признаки жанра выделены, у нас есть возможность составить его характеристику. Итак,

Хипхопера — музыкально-театральный жанр, в котором важная роль отводится музыке и вокальным данным актёров. Особенностью жанра является использование хип-хопа и рэпа в качестве музыкального сопровождения и текста героев. Может содержать сленг и жаргонизмы. В составе оркестра — электронные музыкальные инструменты, также присутствуют электронные биты.

Мы все постоянно куда-то спешим, а мир с каждым днём становится быстрее: всё интенсивнее сменяют друг друга тренды, вкусы и взгляды. Неудивительно, что саундтреком к этому времени стал хип-хоп: торопливый, грубый и воспевающий потребительское отношение ко всем сферам жизни. Но, несмотря на эпоху, он может быть другим и о другом. И сегодня мы убедились в том, что рэп действительно может стать основой для спектакля и выявили новый музыкально-театральный жанр — хипхоперу.

Подобных спектаклей существует немного, соответственно, жанр только зарождается, но я уверена, что он будет развиваться, и начнут появляться постановки, достойные высокого уровня премий, наград и, конечно же, зрительских симпатий.

 

Литература:

 

  1.               Сайт Фонда Общественное Мнение («Ходит ли молодёжь в театр?») [Электронный ресурс] // http://bd.fom.ru/report/map/teatr01
  2.               Медийно-сервисный интернет-портал Rambler («Oxxxymiron номинирован на литературную премию») [Электронный ресурс] https://news.rambler.ru/starlife/38945805-oxxxymiron-nominirovan-na-literaturnuyu-premiyu/?updated
  3.               Туп, Д. «Рэп Атака. От африканского рэпа до глобального хип-хопа» [Текст] / Д.Туп. — Альпина нон-фикшн, 2012. — 340 с.
  4.               Интернет-издание Афиша Daily («Куда пойти учиться: РГГУ») [Электронный ресурс] https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/rsuh/
  5.               Официальный сайт исполнителя Noize MC («Noize MC выпустил альбом «Хипхопера: Орфей & Эвридика») [Электронный ресурс] https://noizemc.com/noize-mc-vyipustil-albom-hiphopera-orfey-evridika
Основные термины (генерируются автоматически): концептуальный альбом, музыкально-театральный жанр, рэп, музыкальное сопровождение, использование рэпа, текст героев, музыка, спектакль.


Задать вопрос