Трудно переоценить роль словарей в духовной жизни общества, в интеллектуальном развитии отдельной личности.
Получение полноценного образования невозможно без обращения к словарям. Словари выполняют роль наставника, к которому можно обратиться с любым вопросом. Уровень общей и речевой культуры человека во многом определяется тем, как он умеет пользоваться словарями.
Для того чтобы пользоваться словарями, нужна особая культура — культура лексикографическая. «... Все книги как бы заключены в словаре... нужно только уметь извлечь их оттуда», — писал французский писатель Анатоль Франс. Необходимо подчеркнуть, что образованность человека измеряется не только количеством усвоенной им информации, но и в не меньшей степени осознанием того, что именно он не знает, умением ставить перед собой вопросы и искать на них ответы.
Существуют сотни словарей различных типов: энциклопедические (они представляют информацию по разным областям знания, объясняют не значение слов, а понятия, термины), толковые и переводные, терминологические и словари трудностей, словари иностранных слов и этимологические (объясняющие происхождение слов), словари синонимов, антонимов, орфографические. [3, с.21] Мы назвали лишь некоторые из наиболее известных словарей. Прежде всего это лингвистические словари, в которых объясняются лексические значения слов, указываются их грамматические характеристики, нормы правописания, произношения.
Таблица 1
Типы словарей[2, с.85]
Энциклопедические |
Лингвистические |
||
Общие |
Отраслевые |
Общие |
Отдельных лексических групп |
Большой энциклопедический словарь (БЭС); Малая энциклопедия (МЭ); Энциклопедия Брокгауза и Эфрона и др. |
Литературная энциклопедия; Архитектурная энциклопедия; Словарь юного филолога и др. |
Словарь современного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др. |
Словарь омонимов; Фразеологический словарь; Словарь синонимов; Словарь антонимов; Словарь образных выражений и др. |
Словарём словарей справедливо считают толковый словарь. Во всех случаях, когда возникают вопросы, связанные с пониманием слова в тексте, или сомнения в том, правильно ли использовано слово в речи, следует прежде всего обращаться к авторитетному толковому словарю. В нём представлены не только толкование значения каждого слова, характеристика его стилистических свойств (с пометками книжн., разг., спец., устар., прост.), но и сведения о написании, ударении, грамматических формах. Наиболее распространённым, выдержавшим много изданий является «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (80 тысяч слов и фразеологических выражений, 2002г.).
Вся богатая информация о слове представлена в толковом словаре в словарных статьях, которые даются в алфавитном порядке.
Словарная статьятолкового словаря состоит из следующих частей: заглавное слово, грамматические формы, толкование лексического значения слова, примеры его употребления в предложении или словосочетании. Многозначные слова имеют внутри статьи нумерацию, перечисляющую каждое новое значение лексемы, омонимам посвящены отдельные статьи, а само слово обозначено порядковым номером:
брак1-а, м. 1.Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной. Вступить в б. Расторгнуть б. Церковный, гражданский б.2.Сопровождаемое обрядом бракосочетания церковное таинство вступления в супружество. // прил. брачный, — ая, ое. Б. союз
брак2, -а, -у, м. Не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также сам изъян в изделии. Стекло с браком. [4,с. 58]
Для того чтобы оперативно найти вопросы, возникающие в устной речи, чтобы избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, следует обращаться к орфоэпическим словарям, словарям ударений, а также к словарям — справочникам по культуре речи. Авторитетными считаются следующие справочники:
Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р. И. Аванесова. — М., 1987.
Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И. Б. Голуб. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Айрис-пресс, 2003.
Грамотная письменная речь — один из важнейших признаков языковой культуры личности. Работа над орфографической грамотностью невозможна без обращения к орфографическим словарям, которые содержат алфавитный перечень слов в их нормативном написании.
Авторитетными считаются следующие словари:
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — М., 1999.
Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / отв. ред. В. В. Лопатин. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2005.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / отв. ред. В. В.Бурцева. — М., 2000. Словарь содержит свыше 107 000 слов.
Словарь-справочник: этимологические тайны русской орфографии: Современное правописание сквозь призму истории языка: О путешествии корней и слов по разным языкам / авт.- сост. Л. А. Глинкина. — Оренбург, 2001. [1,с.130]
В случае возникновения вопросов, связанных с трудными разделами орфографии, следует обращаться к словарям-справочникам, посвященным наиболее сложным вопросам правописания. Словник такого словаря включает только слова, в которых есть названная орфограмма, например: словарь Б. З. Букчиной «Орфографический словарь: Слитно или раздельно?» (М., 1999), словарь-справочник Д. Э. Розенталя «Прописная или строчная?» (М., 1986)
Хорошими помощниками могут стать комплексные словари, сочетающие в себе сведения, которые можно получить в словарях разных типов. Универсальным справочным изданием, адресованным широкому кругу читателей, является «Большой словарь русского языка», подготовленный издательством «Дрофа». В первой части книги представлены краткие орфографический, орфоэпический, этимологический словари, словарь иностранных слов. Во второй — малые словари, посвящённые трудным случаям правописания (написание н и нн, слитное и раздельное написание слов, написание прописных или строчных букв). Аналогично построен и «Малый словарь русского языка», в котором в словарной форме представлен материал по основным разделам современного русского языка. [3, с.25- 26]
Большое количество слов, которые мы употребляем в речи, являются словами заимствованными. Именно заимствованные слова часто оказываются недостаточно понятыми при восприятии устной речи, чтении научных текстов, газет и журналов; очень часто они неверно употребляются и в письменной речи. Чтобы избежать подобных ошибок, следует почаще заглядывать в словари иностранных слов. Большая ценность этих словарей заключается в том, что в них не только толкуется значение заимствованного слова, но и объясняется, как оно пришло в русский язык, как меняло своё значение на русской почве. [3, с.26]
Очень интересными и полезными являются словари:
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — М., 2000
Л. П. Крысин Толковый словарь иноязычных слов: Новейшие заимствования 80–90х годов XX века. — М., 2002.
Одним из важнейших вопросов речевой культуры является способность слова сочетаться с другими словами. С нарушениями правил сочетаемости значений слов связаны многие речевые ошибки: свободная вакансия, играть значение, рецензия о статье, памятный сувенир, хвалебный дифирамб и др.
Полезными справочниками являются лексические словари сочетаемости слов, которые имеют целью показать, как правильно подбирать слова, чтобы обеспечить их соответствие друг другу в смысловом и стилистическом отношениях. Наиболее полными и авторитетными считаются следующие:
Пособие по лексической сочетаемости слов русского языка: словарь-справочник / под ред. Т. П. Плещенко и Л. Ф. Саковец. — Минск, 1975. (Пособие для студентов-иностранцев и учащихся национальных школ.)
Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1983; 3-е изд., испр. — М., 2002 [1,с.130]
Без сомнения, словари русского языка — это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями — одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьёзное образование и стремящийся к повышению своего уровня общей и речевой культуры.
Литература:
- Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т. М. Воителева, Е. С. Антонова. — 3-е изд., стер. — М. — Издательский центр «Академия», 2013. — 400 с.
- Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. — 13-е изд., стер. — М.: — Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.
- Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Черняк. — М.: Высшая школа: С-Пб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 509 с.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4- е изд., доп. — М., 2002. — 944 с.