Введение.
Одним из важнейших показателей здоровья является функциональное состояние организма. Оно характеризует возможность адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды и отражает влияние двигательной активности на физическое и психическое состояние ребенка. Одной из основных задач, стоящих перед школой, является охрана и укрепление здоровья школьников. Дефицит двигательной активности у школьников, вызывает расстройство функций различных систем организма, ухудшение здоровья, снижение резервов к адаптации и резистентности к болезням. [1]
Для определения состояния здоровья и реакции организма школьника на воздействие дозированных физических нагрузок важно проводить оценку его функционального состояния, в частности кардиореспираторной системы. У учащихся под влиянием регулярных дозированных физических нагрузок наблюдается рост функциональных возможностей органов и систем их организма, в частности и сердечно-сосудистой. При регулярном воздействии физических нагрузок у детей снижается частота сердечных сокращений, что происходит в следствие экономизации работы миокарда. [5]
Учебный процесс характеризуется рядом негативных тенденций: ухудшением физического и психического развития, понижением двигательной активности ослаблением здоровья и т. д. Понижение двигательной активности, вызванное перегрузкой учащихся в учебных заведениях приводит к гипокинезии, отрицательно отражается на здоровье подрастающего поколения.
Гипокинезия особенно влияет на сердечно — сосудистую систему, которая одной из первых реагирует на мышечную деятельность. Под влиянием физических нагрузок в значительных пределах меняются показатели ССС.
Именно поэтому широко изучается действие физических упражнений на деятельность ССС. Этому вопросу посвящено большое количество исследований, в результате которых получена обширная информация об изменении функций ССС под влиянием мышечной деятельности. Изучение влияния физических упражнений на ССС дает возможность лучше понять причины и условия возникновения сложных функциональных изменений в работе сердца. [3]
Это позволяет учителю физической культуры или тренеру рационально распределить физическую нагрузку и отдых на уроке физической культуры или на тренировочном занятии, предвидеть ближайшие или отдаленные результаты воздействия физической нагрузки, прогнозировать спортивные успехи. А нерационально распределенная нагрузка на уроке, в частности перенагрузка, может привести к серьезным нарушениям кардиореспираторной системы. Сегодня эта проблема также актуальна. [4]
Исходя из вышесказанного, мы поставили своей целью изучить состояние кардиореспираторной системы школьников 5–7 классов с различным уровнем двигательной активности.
Объект исследования: учащиеся 5,6,7классов.
Предмет исследования: уровень двигательной активности учащихся.
Цель: изучить состояние кардиореспираторной системы школьников 5–7 классов с различным уровнем двигательной активности.
Задачи:
- Изучить уровень двигательной активности школьников средних классов.
- Определить важнейшие показатели кардиореспираторной системы.
- Выявить влияние двигательной активности на возрастные показатели кардиореспираторной системы.
Гипотеза:
Дети с повышенной спонтанной двигательной активностью имеют гармоничное физическое развитие в течение всего подросткового периода.
Новизна исследования: Показаны различия в темпах роста и развития у детей, находящихся на различных двигательных режимах.
Методы исследования:
- 1.Изучение литературных источников, документов.
- Анкетирование
- 3.Анализ результатов деятельности.
- Формирующий эксперимент.
- Обобщение.
Исследование проводилось на базе МБУ средней школы № 41. В исследовании приняли участие учащиеся 5–7 классов, всего 125 человек, из них 58 девочек и 67 мальчиков.
Краткие сведения о влиянии физической активности на кардиореспираторную систему.
Возрастные особенности сердечно — сосудистой системы у подростков.
Основной задачей физического воспитания П. Ф. Лесгафт считал «в полной гармонии с умственным развитием приучать детей с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу и действовать изящно и энергично». П. Ф. Лесгафт был страстным поклонником укрепления здоровья населения средствами физического воспитания.
Таким образом, развитие двигательных качеств требует постоянных систематических занятий физическими упражнениями, которые влияют на все органы и системы организма человека.
У тренированных людей значительно улучшается сократительная способность миокарда, усиливается центральное и периферической кровообращение, повышается коэффициент полезного действия, уменьшается частота сердечных сокращений не только в состоянии покоя, но и при нагрузках, повышается систолический объем крови. Благодаря увеличению ударного объема крови, сердечно-сосудистая система тренированного человека гораздо легче, чем нетренированного, справляется с возрастающими физическими нагрузками, полностью обеспечивая кровью все мышцы тела, принимающие участие в нагрузке с большим напряжением. [3] Вес сердца тренированного человека больше, чем нетренированного. Объем сердца у людей, занимающихся физическим трудом, также значительно больше, чем объем сердца нетренированного человека. В результате увеличения ударного объема крови у тренированных людей относительно легко увеличивается и минутный объем крови, что возможно благодаря гипертрофии миокарда, вызванной систематической тренировкой.
Спортивная гипертрофия сердца является благоприятным фактором. И при этом увеличивается не только число мышечных волокон, но и поперечное сечение и масса каждого волокна, а также объем ядра клетки. При гипертрофии улучшается обмен веществ в миокарде. При систематической тренировке увеличивается абсолютное число капилляров на единицу поверхности скелетной мускулатуры и мышцы сердца. [6]
Гипертрофия-это универсальная биологическая реакция, благодаря которой обеспечивается адаптация сердечно — сосудистой системы к сложным условиям функционирования органов и тканей. В результате этого увеличивается синтез белка и нуклеиновых кислот и растет масса мышечного волокна благодаря чему и развивается гипертрофия миокарда. Однако после прекращения занятий спортом или физическими упражнениями сердце постепенно вновь уменьшается в объеме.
Систематические занятия приводят к снижению артериального давления человека в покое и при физических нагрузках. За счет чего же происходит снижение давления крови у тренированных людей?
Благодаря систематической тренировке изменяются условия прохождения крови по периферических сосудам: уменьшается сопротивление току крови, за счет этого снижается систолическое давление, направленное на преодоление сопротивления стенок периферических сосудов. В результате не только снижается давление, но и улучшается периферическое кровообращение. [7]
Дыхательная система человека включает: воздухоносные пути(полость носа, гортань, трахея, бронхи), легкие, косно-мышечную систему, которая обеспечивает дыхательные движения(ребра, межреберные мышцы, диафрагма). На данные структурные преобразования значительно влияют занятия физической культурой и спортом. Состояние внешнего дыхания оценивают на основании следующих показателей: жизненная емкость легких, частота дыхания, минутный объем дыхания и другие. Чаще всего состояние состояние внешнего дыхания оценивают по показателям жизненной емкости легких и мощности вдоха и выдоха, которые имеют большое практическое значение. [7]
С увеличением возраста возрастает и значение жизненной емкости легких. Обнаружено, что сила дыхательных мышц на выдохе больше, чем на вдохе. При этом у девочек сила заметно увеличивается лишь до 12–13 лет, а у мальчиков во все возрастные группы. С 8 до 17 лет увеличение силы дыхательных мышц на выдохе составляет 48 %, а на вдохе -25 %. Наиболее интенсивное увеличение имеет место с 8 до 11 лет, когда сила выдоха увеличивается на 15 %, а сила вдоха на 10 %. При сравнении данных силы дыхательных мышц мальчиков и девочек оказалось, что с возрастом увеличение силы дыхательных мышц на выдохе происходит более интенсивно, чем на вдохе. [8]
При этом сила дыхательных мышц у мальчиков больше, чем у девочек. Проведенные исследования показали, что укрепление дыхательной мускулатуры имеет существенное значение для повышения работоспособности организма учащихся. В результате этого становится ясным, что у школьников в процессе занятий физическими упражнениями можно довольно в широких пределах развивать дыхательную систему. Любая нагрузка на дыхательные мышцы вызывает изменение дыхания и отражается на деятельности сердечно-сосудистой системы. Об этом говорят и данные, полученные в наших исследованиях.
Методы и организация исследования
Наше исследование было направлено на то, чтобы выявить влияние двигательной активности на показатели кардиореспираторной системы школьников 5,6,7 классов.
Исследование проводилось в соответствии с поставленными задачами на базе МБУ средней школы № 41.
Объект исследования — учащиеся 5,6,7 классов. Для проведения эксперимента были применены антропометрические измерения (определение длины и массы тела), определение основных показателей ССС (ЧСС, АД) и вычисление дополнительных показателей, позволяющих более полно судить о состоянии функций сердца и дыхания.
На первом этапе были исследованы показатели физического развития девочек 5 класса. Для оценки ДА проводилось путём вычисления учебной нагрузки по физическому воспитанию для общеобразовательных школ Российской Федерации.
Нашу работу мы начали с опроса, чтобы выяснить к какой из групп относятся дети.
1) Занимаетесь ли вы каким -нибудь видом спорта?
2) Занимаетесь ли вы в художественной школе?
3) Занимаетесь ли вы в музыкальной школе или играете на каком-нибудь инструменте?
4) Ни чем не занимаюсь, только учебная деятельность.
Таким образом, у нас получилось 4 группы по двигательной активности. Первая группа — это спортсмены, вторая группа дети занимающиеся рисованием, Третья группа — это музыка и танцы, и четвёртая группа — это дети, которые не занимаются дополнительно, а только учебной деятельностью.
Для нашей работы был использован антропометрический метод,который включал в себя определение массы тела, длины тела и окружности грудной клетки.
Длина тела измерялась с помощью ростомера с точностью до 0,5см.
Массу тела измеряли при помощи медицинских десятичных весов.
Жизненная емкость легких называется объем воздуха, который может выдохнуть человек, предварительно вдохнувший в легкие, как можно больше воздуха. Она измеряется спирометром. Сделать 2–3 глубоких вдоха и выдоха. Затем сделать глубокий вдох и максимально глубокий выдох в спирометр.
Проба Штанге. Задержка дыхания после вдоха.
Время засекается секундомером. Необходимо сделать 2–3 спокойных вдоха и выдоха. Затем сделать вдох, предварительно зажав нос; засечь время.
Проба Генчи. Задержка дыхания после выдоха. Необходимо сделать 2–3 спокойных вдоха и выдоха. Затем сделать выдох, предварительно зажав нос; засечь время
Состояние сердечно-сосудистой системы. Артериальное давление измеряли по методу Короткова. Рассчитывали следующие показатели: пульсовое артериальное давление (АДп), среднее артериальное давление (АДср), минутный объем кровообращения (МОК), сердечный индекс (СИ).
Проведен расчет максимального потребления кислорода (МПК).
Статическая обработка материалов проводилась на ПК Pentium — II ММХ в среде WINDOWS XP с использованием пакета прикладных программ Microsoft Office 2010 (Excel). Применялись методы вариационной статистики с вычислением средней арифметической (М), и ее ошибки (т), среднеквадратичного отклонения (б). Для оценки достоверности различий средних и относительных величин применялся критерий Стьюдента (t).
Достоверными считали результаты при р<0,05. При оценке результатов исследований использован метод корреляционного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение.
Результаты проведенного исследования показали, что ЧСС мальчиков всех классов колебалась в пределах от 84 до 90 уд/мин. Как видно из таблицы у мальчиков 5–6 классов, которые занимаются спортом, ЧСС составила 83 уд/мин и была реже, чем мальчиков других классов. ЧСС у девочек всех классов колебалась в пределах от 88 до 96 уд/мин. Из таблицы видно, что ЧСС у девочек спортивной группы реже только в 6 классе(91 уд/мин), а в 5–7 классах отмечено повышение ЧСС. Это связано с бурным развитием организма. Происходит выброс гормонов желез внутренней секреции в организм, что способствует увеличению ЧССи СД(3.1)
Урежение ЧСС у мальчиков спортивной группы объясняется тем что уровень двигательной активности выше по сравнению с другими группами. Норма ЧСС у девочек составляет 72–91 уд/мин.6 но практически во всех группах ЧСС несколько выше данных литературы, что на наш взгляд обусловлено климата-географическими особенностями нашего региона.
Средние показатели сердечно-сосудистой системы у мальчиков 5–7 классов. Таблица 3.4.
классы |
ЧСС |
АД,СД |
ДД |
УО |
МОК |
ИК |
ИПС |
ВИК |
м-5 |
88±6,7 |
87±3,4 |
48±2,4 |
70±2,0 |
6204±336 |
205±19 |
23±2,3 |
48±3,2 |
м-6 |
86±4,3 |
88±5,8 |
55±4,3 |
69±3,3 |
6010±460 |
187±18 |
26±30 |
39±5,5 |
м-7 |
84±4,3 |
94±4,9 |
53±3,8 |
73±3,4 |
6587±464 |
152±15 |
33±3,0 |
39±3,7 |
Средние показатели сердечно-сосудистой системы у девочек 5–7 классов(М±m)
Классы |
ЧСС, уд/мин |
АД, мм рт. Ст. СД |
ДД, мм рт. Ст. |
УО, мм |
МОК, мл/мин |
ИК, мл/кг/мин |
ИПС6мл/кг/миг |
ВИК |
д-5 |
95±2,3 |
86±2,7 |
50±2,2 |
65±1,6 |
6000±271 |
230±14 |
22±2,1 |
53±1,9 |
д-6 |
91±3,4 |
94±2,6 |
55±1,2 |
70±1,9 |
6613±324 |
194±13 |
26±1,5 |
43±2,8 |
д-7 |
89±3,1 |
94±2,6 |
53±1,3 |
76±1,1 |
7000±328 |
167±9 |
31±2,4 |
43±2,4 |
Артериальное давление имело тенденцию к повышению с возрастом. У мальчиков спортивного класса, систолическое давление ниже чем у остальных.
Это соответствует норме подросткового периода. Также объясняется, тем что двигательная активность в обычном классе находится на среднем уровне, а в художественном классе двигательная активность ниже, в спортивном — самая высокая. Наблюдаемое понижение СД в условиях покоя свидетельствует о достаточной тренированности организма.
Максимальное кровяное давление(СД) составляет у девочек 84–96 мм рт ст., особых различий в этих показателях у девочек спортивного и обычного класса не наблюдается. Отсутствие большой разницы с СД, на наш взгляд, можно объяснить возрастными особенностями развития детей.
Нормальной реакцией на физические нагрузки считается некоторое снижение минимального давления. Исследования проведенные Н. Д. Граевской, показали, что в процессе систематических занятий физическими упражнениями отмечается снижение уровня минимального давления в состоянии покоя. Следовательно, пониженное ДД у школьников спортивного класса является оправданным.
Ударный объем(УО). У мальчиков колеблется от 66 до 73 мл в среднем. Из таблицы видно, что УО у мальчиков спортивного класса является высоким по сравнению с музыкальным. УО имеет тенденцию с возрастом увеличиваться.
У девочек колеблется от 64 до 75 мл. Причем у девочек спортивного класса данный показатель выше, чем у девочек обычного класса. УО с возрастом увеличивается, но под влиянием бурного развития организма имеет скачкообразное развитие.
Минутный объем крови(МОК) У мальчиков колеблется от 6204 до 6945 мл/мин. Самый низкий показатель у музыкального класса, у остальных соответствует норме. У девочек показатель МОК колеблется от 6000 до 7131 мл/мин. Чем выше уровень тренированности, тем больше показатель МОК.
Индекс кровоснабжения (ИК)У мальчиков показатель колеблется в пределах от 150 до 242 мл/кг/мин. Отмечается тенденция к понижению, показатели во всех классах имеют неравномерное развитие. Это обуславливается периодом полового созревания. У девочек показатель ИК колеблется от 153 до 222 мл/кг/мин., имеет также тенденцию к понижению с возрастом. В 5 классе у девочек спортивного класса он вышел, чем у девочек обычного класса. Т.К показатель ИК находится в прямой зависимости от показателя МОК, то при занятиях физическими упражнениями отмечается повышение ИК.
Показатели дыхательной системы в зависимости от уровня двигательной активности.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) Исследования показали, что показатели увеличивались с возрастом. У мальчиков, которые занимаются спортом, ЖЕЛ составила 2000м±30 мл., у девочек ЖЕЛ составила 1700мл±60мл. Из таблицы видно, что ЖЕЛ у девочек 5–6 классов спортивной направленности невысокая, ниже, чем у мальчиков что соответствует возрастным нормам.
Однако с возрастом ЖЕЛ имела тенденцию к повышению, как у мальчиков, так и девочек и в среднем в 7 классе соответственно составила 2700±45мл у мальчиков и 2350±61мл у девочек. Следует отметить, что во все возрасты показатели ЖЕЛ у девочек были несколько ниже, чем у мальчиков. Это свидетельствует о более высоких функциональных возможностях аппарата внешнего дыхания у лиц мужского пола и о повышении этих возможностей с возрастом.
Проба Штанге.
Задержка дыхания на вдохе у мальчиков 5 класса колебалась в пределах от по 36–52 сек, причем самая высокая была отмечена у мальчиков спортивного класса составила 52±8,4 сек. по сравнению с обычным. Как видно из таблицы, задержка на вдохе имела тенденцию к увеличению, что говорит об укреплении дыхательных мышц у детей занимающихся спортом. У девочек спортивного класса задержка на вдохе не была выше чем у девочек других классов и составила в среднем 34±2,2 сек. Однако не колебалась в больших пределах 33±2,5 сек.
Проба Генчи. Задержка дыхания на выдохе у мальчиков 5 спортивного класса составила 36±4,0 сек.Это самый высокий показатель среди мальчиков 5 класса. В 6 классе показания уменьшились, но тем не менее у мальчиков спортивного класса по сравнению с контролем показатели были выше. Это можно рассматривать, как показатель улучшения функционального состояния аппарата внешнего дыхания.
Средние показатели дыхательной системы у учащихся 5–7 классов.
Таблица 3
У мальчиков. У девочек.
класс |
ЖЕЛ |
вдох |
выдох |
класс |
ЖЕЛ |
вдох |
выдох |
м-5 |
2105±28 |
44±5,2 |
26±4,0 |
д-5 |
1850±53 |
33±2,4 |
23±2,7 |
м-6 |
2385±30 |
43±4,7 |
26±2,4 |
д-6 |
2100±66 |
34±2,2 |
20±2,1 |
м-7 |
2666±45 |
42±4,3 |
27±4,5 |
д-7 |
2347±61 |
33±2,9 |
23±1,8 |
Хорошо известно, что у более тренированных детей повышаются функциональные возможности и способности аппарата внешнего дыхания.
Следовательно, занятия спортом приводят к укреплению дыхательной мускулатуры, повышению дыхательного объема, резервных возможностей организма.
Заключение
На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
- ЧСС характеризовалась урежением её с возрастом.
- ЧСС у девочек достоверно превышает показания мальчиков, что соответствует возрастным нормам.
- АД имело тенденцию к увеличению, одинаково выраженную в обеих половых группах.
- УО и МОК увеличивались с возрастом.
- Наиболее выраженные изменения отмечены в классе спортивного профиля.
- Анализ приведенных результатов свидетельствует о выраженном влиянии ДА на ССС.
- ЖЕЛ имела тенденцию повышения с возрастом
- Система внешнего дыхания наиболее развита у учащихся, которые занимаются спортом и музыкой.
Приложение.
1. Показатели сердечно-сосудистой системы у мальчиков 5 класса.
класс 5 |
ЧСС, уд/мин |
АД,СД, мм рт. Ст. |
ДД, мм рт ст |
УО, мм |
МОК, мл/мин |
ИК, мл/кг/мин |
ИПС, мл/кг/миг |
ВИК |
спортивный |
85±3,6 |
88±1,6 |
46±2,2 |
73±2,2 |
6204±398 |
221±28 |
23±3,2 |
45±2,7 |
художественный |
90±3,,0 |
93±4,2 |
48±1,6 |
71±1,1 |
6408±240 |
196±11 |
22,8±1,7 |
56±2,8 |
музыка(танцы) |
87±1,9 |
83±4,9 |
49±3,2 |
66±3,0 |
5766±308 |
204±21 |
20±2,2 |
44±3,5 |
обычный |
92±3,7 |
90±2,9 |
51±2,7 |
71±2,1 |
6582±396 |
198±19 |
25,4±2,1 |
47±4,0 |
2. Показатели сердечно-сосудистой системы у мальчиков 6 класса
класс 6 |
ЧСС, уд/мин |
АД,СД,мм рт ст |
ДД,мм рт ст |
УО,мм |
МОК,мл/мин |
ИК,мл/кг/мин |
ИПС,мл/кг/миг |
ВИК |
спортивный |
84±4,0 |
90±4,0 |
57±5,0 |
70±4,7 |
5663±665 |
175±26 |
33±5,8 |
29±8,3 |
художественный |
88±4,0 |
88±5,0 |
49±4,0 |
73±3,0 |
6353±452 |
242±14 |
18±1,6 |
51±5,0 |
музыкальный |
89±4,6 |
87±9,5 |
55±6,7 |
59±3,8 |
5245±330 |
147±15 |
27±3,5 |
27±6,1 |
обычный |
90±4,8 |
86±5,0 |
49±1,7 |
73±1,9 |
6779±395 |
184±18 |
26±1,1 |
48±2,7 |
3. Показатели сердечно-сосудистой системы у мальчиков 7 класса
класс 7 |
ЧСС, уд/мин |
АД, СД, мм рт ст |
ДД, мм рт ст |
УО, мм |
МОК, мл/мин |
ИК, мл/кг/мин |
ИПС, мл/кг/миг |
ВИК |
спортивный |
83±5,1 |
90±5,8 |
51±2,9 |
73±3,4 |
6874±597 |
164±12 |
30±3,6 |
48±2,6 |
обычный |
88±4,8 |
93±5,1 |
52±2,5 |
79±1,8 |
6945±420 |
161±18 |
33±5,9 |
40±4,1 |
музыка(танцы) |
83±3,0 |
93±4,0 |
55±3,4 |
67±5,0 |
5343±374 |
135±12 |
35±5,6 |
32±4,6 |
4. Показатели дыхательной системы в зависимости от уровня двигательной активности. 5 класс у мальчиков у девочек
5 класс мальчики |
ЖЕЛ |
Вдох(Задержка) |
Выдох(Задержка) |
5 класс девочки |
ЖЕЛ |
ВДОХ |
ВЫДОХ |
спортивный |
2100±70 |
52±8,4 |
36±4,0 |
спортивный |
1840±60 |
33±1,6 |
25±3,0 |
художественный |
2100±100 |
36±3,2 |
23±4,5 |
художественный |
2000±50 |
31±2,3 |
21±2,5 |
Музыка (Танцы) |
1960±60 |
43±4,0 |
22±3,0 |
музыка |
1960±60 |
42±4,2 |
31±4,2 |
обычный |
2240±50 |
46±5,1 |
24±4,2 |
обычный |
1700±45 |
28±1,4 |
17±1,0 |
5. Показатели дыхательной системы в зависимости от уровня двигательной активности у 6 класса. У мальчиков, у девочек
6 класс, мальчики |
ЖЕЛ,мл |
Вдох |
Выдох |
6 класс, девочки |
ЖЕЛ,мл |
Вдох |
Выдох |
спортивный |
2350±50 |
38±6,5 |
21±2,0 |
спортивный |
1700±70 |
33±1,3 |
19±1,8 |
художественный |
2200±77 |
29±3,7 |
19±3,0 |
художественный |
1750±57 |
29±2,2 |
18±1,4 |
музыка(Танцы) |
2000±40 |
46±5,1 |
16±2,0 |
музыка |
1800±50 |
36±2,4 |
20±1,6 |
обычный |
2000±125 |
35±3,4 |
17±2,7 |
обычный |
1850±89 |
37±3,0 |
21±3,6 |
6. Показатели дыхательной системы в зависимости от уровня двигательной активности у 7 класса, у мальчиков у девочек
7 класс, мальчики |
ЖЕЛ, мл |
Вдох |
Выдох |
7 класс, девочки |
ЖЕЛ, мл |
Вдох |
Выдох |
спортивный |
2600±75 |
48±4,8 |
37±8,5 |
спортивный |
2290±570 |
35±3,0 |
20±1,8 |
обычный |
2580±50 |
32±1,9 |
19±1,8 |
обычный |
2260±735 |
30±2,1 |
20±1,4 |
музыка(танцы) |
2820±30 |
45±6,1 |
24±3,4 |
музыка(танцы) |
2490±540 |
35±3,5 |
22,4±2,1 |
Литература:
- Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. М.: Медицина, 2008. — 192с.
- Аксянова Е. А. особенности функционального состояния сердечнососудистой системы у детей 11–14 лет / Е. А. Аксянова, М. А. Сырцова // Гигиена и санитария. 2010. — № 4. — С. 13–14.
- Белоусов М. А. Некоторые показатели внешнего дыхания здоровых детей школьного возраста.// Вопросы охраны материнства и детства. 2009 № 4- с. 47–50.
- Данько Ю. И. О механизмах основные проблемы клинической физиологии и патологии органов дыхания в спортивной медицине.
- Зимкин М. В. Физиологические основы физической культуры и спорта. М.: ФИС, 2008
- Карпман В.Л; Парин В. В. Сердечный выброс. Физиологии кровообращения. Л.: Наука, 2007.
- Пешков А. П. Некоторые закономерности возрастного развития функции внешнего дыхания у детей и подростков.// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 2009 — т.1. — с. 134–135.
- Ребров Н. Г. О развитии силы и выносливости дыхательных мышц у школьников в процессе занятий физическими упражнениями.
- Садова Н. А. К вопросу о физиологической характеристики внешнего дыхания подростков 14–16 лет. // Физиология. 2010 –с. 30–44.
- Соколов Е. В. Региональная вентиляция лёгких у детей 7–13 лет в покое и физической нагрузке.// Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 2001 — № 2 — с. 50–56.
- Санькин В. Д. Дыхание при мышечных нагрузках у детей школьного возраста. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 2005 — т.1. — с. 159.
- Суточный ритм сердца у здоровых детей / О. О. Куприянова, И. Г. Нидеккер, Н. Р. Белова // Рос. педиатр, журн. 2011. — № 4. — С. 27–41.