Ещё раз о геометрии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Математика: алгебра и начала анализа, геометрия

Опубликовано в Юный учёный №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 21.07.2015

Статья просмотрена: 330 раз

Библиографическое описание:

Левин, Н. В. Ещё раз о геометрии / Н. В. Левин, Г. В. Сафронова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/159/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

«Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет», -сказал Великий немецкий математик Вильгельм Лейбниц.

Как же развивалась геометрия?

Основные понятия «число», «геометрическая фигура» возникли задолго до появления математических текстов. Эти понятия, простые для нашего понимания и восприятия, на самом деле являются абстрактными понятиями, которые возникли только в результате длительной умственной работы древнего человека.

До нас дошли сведения о том, что за две тысячи лет до нашей эры египтяне владели знаниями геометрии и применяли её в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные культуры они выращивали на узкой полоске плодородной земли заключённой между рекой Нилом и пустыней. Но дело в том, что Нил ежегодно разливался и затоплял угодья. После спада воды египтянам приходилось восстанавливать границы участков, что вынуждало их заниматься измерением, вычислением площадей, то есть землемерием. «Нет ничего удивительного в том, что эта наука как и другие, возникла из потребностей человека. Всякое возникающее знание из несовершенного состояния переходит в совершенное. Зарождаясь путем чувственного восприятия, оно постепенно становится предметом рассмотрения и наконец, делается достоянием разума»- писал греческий ученый Евдем Родосский, жившему в IV в.до н. э.

Геоме́трия (от др.-греч. γεωμετρία; γῆ — Земля и μετρέω — «измеряю») в переводе с греческого означает «землемерие», а в современном мире –это раздел математики, изучающий пространственные структуры, отношения и их обобщения. [1]

С геометрическими формами человек столкнулся на заре своей трудовой деятельности. Ему приходилось находить рациональные формы орудий для охоты и труда, посуды.

Уже в глубокой древности изготовлялись скребки и ножи в форме дисков, треугольников, ромбов и сегментов, круглые сосуды; поля обычно имели форму прямоугольника, а здания — форму конуса, цилиндра и параллелепипеда.

…в геометрии сначала появились геометрические эталоны: мяч — для шарообразных предметов, сосновая шишка — для остроконечных и т. д., а впоследствии названия этих эталонов стали названиями абстрактных геометрических фигур. [2]

В «Энциклопедическом словаре юного математика» написано: «Геометрия — одна из наиболее древних математических наук. Первые геометрические факты мы находим в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (III тысячелетие до н. э.).

Жители Египта владели геометрическими знаниями для измерения площадей и объёмов тел: параллелепипеда, призмы, куба, цилиндра. Следует отметить, что такие расчеты производились в задачах на обмер зерна в амбарах, имеющих эти формы, и главное внимание уделялось переводу мер емкости сыпучих тел в геометрические меры объема и обратно.

Но как целостной науки геометрии ещё не существовало, знания были разрознены и не систематизированы.

Древнеегипетскую математическую культуру продолжили греки. Во время путешествий грек Фалес Милетский посетил Египет, где и познакомился с геометрией. Фалес привел в изумление египетского царя Амазиса тем, что измерил одну из пирамид по её тени. Он сформулировал теорему о сумме углов треугольника. Его соотечественник Пифагор предложил теорему о прямоугольном треугольнике, открыл иррациональные числа. Древнегреческие философ Евклид создал труд «Начала» в 13 томах. Его заслуга состоит в том, что он привёл в стройную систему геометрию как науку. Более двух тысяч лет Евклидовы «Начала» оставались основным руководством по геометрии. Матема¬тика в древнем Вавилоне достигла более высокого уровня, чем в древнем Египте, хотя и она была далека еще от того идеала дедуктивной науки, который сформировался в Греции и классическим образцом которого стали «Начала» Евклида.

Многие учёные продолжали развивать «Начала», но новый виток геометрия сделала только в 17 веке. Декарт и Ферма создали аналитическую геометрию, Монжа и Эйлер-дифференциальную, а Паскаль и Дезарг внесли огромный вклад в проектную геометрию.

В 19 веке возникла «неевклидова» геометрия, основателем которой считается Лобачевский. Он рассмотрел положение фигур в пространстве.

Но ни одно из направлений геометрии не отрицает учение Евклида, а только рассматривают геометрию с другой точки зрения. Надо отметить, что труды Евклида положены в основу современной школьной программы.

Мало сведений сохранилось о развитии геометрии в Казахстане. Надо отметить, что Казахстан издревле был одним из центров развития наук. В древних городах нашего государства в Отраре, Туркестане, Хиджабе, были университеты и школы-медресе, в которых преподавали величайшие ученые того времени Ахмет Ясауи (1093–1166 гг.),

Аль-Фараби (0872- 0950гг.), Баласагуни (1015- 1075гг.), а так же многие другие ученые.

Аль-Фараби- ученый-философ, астроном, математик, медик средневекового Востока, он составил комментарии к сочинениям Евклида и Птолемея. Ему принадлежат «Руководство по геометрическим построениям», «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд». [3]

Работа Юсуфа Баласагуни «Кутадгу билик» является первым энциклопедическим трудом на тюрском языке, переведена С. Н. Ивановым на русский язык в 1983 году под названием «Благодатное знание». Произведение «Кутадгу билик» не только политический трактат, он является суммой знаний по различным областям науки и культуры своей эпохи, в нем собран и обобщен материал с философским осмыслением жизненных позиций самого автора, в частности, рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме. [4]

И сегодня в суверенном Казахстане развиваются все направления в геометрии.

В наше время наука развивается очень быстро, появилась векторная, проективная, n-мерная и др. геометрии.

Вообще, характерной чертой современного развития математики является то, что геометрия всё больше приобретает роль метода мышления, метода осмысления и организации математической информации буквально во всех областях математики и её приложений. [5]

Надо отметить, что геометрия как наука постоянно в развитии: возникают новые направления, изучаются новые объекты, расширяется круг геометрических фигур, и изучаются их свойства, изменяются понятия о геометрических объектах.

На протяжении всего существования человечества знания геометрии применялись в разных сферах жизни: в строительстве, производстве, в быту, в сельском хозяйстве.

Мы, современные школьники, в скором времени станем главными действующими лицами развития наших стран. Многие из нас будут осуществлять свои проекты в различных сферах деятельности, а для этого нужны грамотные специалисты, способные реализовать современные проекты на базе научного познания.

 

Литература:

 

  1. Математическая энциклопедия: в 5 т. Москва, Советская Энциклопедия, 1982.
  2. А. П. Юшкевич.История математики с древнейших времен до начала 19 столетия в 3 т. Москва: Наука 1970 с.13–15.
  3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  4. http://persones.ru/biography-632.html
  5. Энциклопедический словарь юного математика. Москва, Педагогика,1989, с.69.
Основные термины (генерируются автоматически): геометрия, сельское хозяйство, III, Казахстан, наука, том.


Задать вопрос