Проблема рационального использования времени как одного из важнейших ресурсов находится под пристальным вниманием пытливого человеческого ума на протяжении всей истории. Что такое время? Существует ли оно объективно? Куда оно течёт? Наш XXI век — век стремительно меняющихся технологий, век глобализации и информатизации, характеризуется тем, что человеку нужно успевать делать одновременно несколько дел. А современным школьникам для того, чтобы хорошо учиться, необходимо выполнять огромное количество домашних заданий, проектов, читать не только учебники, но и дополнительную литературу. Кроме этого, многим из них приходится посещать всевозможные кружки и секции, заниматься с репетиторами и ходить на различные учебные курсы с целью подготовки к поступлению в вуз. К сожалению, получается так, что на развлечения и отдых совсем не остается времени. Отсюда стрессы, плохие отношения с родителями, и, как следствие, отсутствие желания учиться и ухудшение качества знаний. А причиной тому является элементарное неумение управлять своим личным временем, планировать свои дела и расставлять приоритеты.
Наиболее оптимальным инструментом обучения навыкам управления своей деятельностью является техника «time management» (управления временем, организации времени), под которой следует понимать не просто набор техник планирования, но комплексную систему управления персональной деятельностью, т. е. самоменеджмент.
Л. Зайверт, немецкий профессор, руководитель Института стратегии и эффективного использования времени (г. Хайдельберг, Германия), дает такое определение самоменеджменту: «Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время» [1].
В. Е. Ланкин считает, что «самоменеджмент, а более правильно самоуправление — это самостоятельность и личное управление самим собой» [2].
В. Н. Куликова сводит самоменеджмент к управлению собственным временем — тайм-менеджменту — и определяет его как «динамично развивающуюся отрасль менеджмента, основная задача которой заключается в выявлении методов и принципов эффективного управления временем» 3.
Чтобы научиться управлять самостоятельной учебной деятельностью, школьникам необходимо соблюдать три принципа:
- Правильное распределение своего времени.
- Постоянное повышение эффективности учебного процесса.
- Повышение личной мотивации.
Первый принцип может быть реализован с помощью методики Time Management Matrix (или Матрицы Эйзенхауэра). Ее суть состоит в том, чтобы распределить все предстоящие дела по четырем квадратам, получающимся при пересечении двух осей: «важно — не важно» и «срочно — не срочно». Образуются следующие группы дел: важные и срочные; важные, но не срочные; дела не важные, но срочные; не важные и не срочные дела. Данная методика может помочь школьникам эффективно систематизировать свою предстоящую самостоятельную работу.
Также для реализации первого принципа можно предложить закон Парето, который заключается в следующем: 20 % усилий дают 80 % результата, тогда как оставшиеся 20 % результата дают остальные 80 % усилий. Разумеется, этот закон действует не на все случаи жизни. К примеру, спортсмен на олимпиаде должен выкладываться на все сто процентов, но никак не на 20. Однако при выполнении домашнего задания такая методика может серьезно помочь сэкономить и время, и усилия ученика.
Реализуя второй принцип, школьники могут воспользоваться полезным опытом бизнеса, в частности, так называемой методикой «5S». 5S — это система организации и рационализации рабочего места, которая была разработана в Японии после второй мировой войны.
В рамках данной системы для повышения эффективности самостоятельной работы школьникам нужно овладеть 5 понятиями:
Сэири («сортировка») — чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних.
Сэитон («соблюдение порядка», аккуратность) — организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать.
Сэисо («содержание в чистоте», уборка) — соблюдение рабочего места в чистоте и опрятности.
Сэикэцу («стандартизация», поддержание порядка) — необходимое условие для выполнения первых трёх правил.
Сицукэ («совершенствование», формирование привычки) — воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
Можно отметить, что использование данного инструмента на различных предприятиях во всем мире дает ощутимые результаты в области повышения качества продукции и производительности труда. И поэтому нам представляется возможным использовать данную методику и в учебной деятельности, которая является для школьников настоящим трудом.
И, наконец, для реализации третьего принципа «Повышение личной мотивации» мы рекомендуем самомотивацию, так как это одна из важнейших составляющих тайм-менеджмента. Человек, которым движет мотивация, а не принуждение, гораздо в большей степени заинтересован в успешном решении поставленной задачи.
Существует несколько способов самомотивации, которые можно применять современным школьникам:
ежедневное планирование дел с разбивкой их на этапы;
абстрагирование от мешающих работе факторов;
поощрение себя чем-либо за вовремя выполненные дела.
Школьникам можно посоветовать использовать такие средства как наручные часы, ежедневник (дневник), яркие канцелярские принадлежности: разноцветные клейкие листочки, закладки, стикеры (для выделения главного). Не стоит забывать о таком универсальном средстве тайм-менеджмента как телефон, в котором есть календарь и будильник.
В рамках данной работы нами было проведено исследование по подсчету количества времени, затрачиваемого учениками на домашнюю работу. Исследование проводилось методом анкетирования, которое проводилось среди учащихся 6-х и 7-х классов школы № 199 г. Москвы в период с 18.11.2014 по 11.12.2014. Нами был опрошен 21 ученик. Для обработки данных использовалось программное средство Microsoft Excel.
В ходе проведенного исследования мы установили, что количество учащихся, продемонстрировавших безупречный контроль своего времени, составило 5 человек (24 % от общего числа опрошенных). У 76 % опрошенных неучтенное время варьируется от 30 минут до 5 часов в день.
Таким образом, результаты нашего исследования показали, что менее одной четвертой от числа школьников, принявших участие в проведенном опросе, умеют правильно распоряжаться своим временем. Остальные учащиеся не владеют в достаточной̆ степени навыками контроля и правильного распределения своего личного времени.
Некоторые учащиеся уделяют подготовке домашнего задания так много времени (4–5 часов в день), что в их распорядке дня не остается места ни для посещения кружков, ни для занятий в спортивных секциях, что отрицательно сказывается на их общем физическом и моральном состоянии.
Полученные данные подтверждают актуальность и полезность освоения учащимися навыков эффективного управления своим личным временем. Надеемся, что предложенные инструменты тайм-менеджмента позволят учащимся без ухудшения качества подготовки по школьным предметам добиться уменьшения количества времени, затрачиваемого на домашнюю работу, и тем самым увеличить время на саморазвитие и самоактуализацию.
Литература:
- Зайверт Л. Ваше время — в ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время. — М.: Интерэксперт: ИНФРА-М, 1995. — 183 с.
- Маркетинг: учеб. пособие / под общ. ред. В. Е. Ланкина. — Таганрог: ТРТУ, 2006. — 304 с.
- Куликова В. Н. Заставьте время работать на вас. — М.: Центрполиграф, 2008. — 192 с.
- Моргенстерн Дж. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. — М.: ООО Издательство «Добрая книга», 2006. — 256 с.