Психологические особенности профессии космонавта: прикоснуться к мечте | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 04.11.2015

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Селиверстова, И. С. Психологические особенности профессии космонавта: прикоснуться к мечте / И. С. Селиверстова, Н. А. Пивоварова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/202/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Одна из самых сложных, профессия космонавта уникальна благодаря своим особенностям, строжайшим критериям отбора и условиям подготовки специалистов. Эта профессия включает в себя множество профессионально-психологических требований к кандидату в космонавты.

Среди учеников 9 классов Харьковской гимназии № 14 мы провели психологическое исследование готовности к профессии космонавта, а также изучили вопрос популярности данной профессии среди нынешних учащихся 1 и 9 классов и среди старшего поколения путем анкетирования.

Объект исследования — психологические особенности профессии космонавта. Предмет исследования — эмоциональная устойчивость учащихся 9 классов как один из параметров готовности к профессии космонавта. Цель работы — выявить степень готовности молодого поколения к профессии космонавта.

Сегодня к кандидатам в космонавты предъявляются следующие требования.

  1. Требования к космонавтам
    1. Общие требования (возраст претендентов не должен превышать 33 лет).
    2. Медицинские требования (соответствовать медицинским требованиям Центра Подготовки Космонавтов).
    3. Морально-психологические требования: а) личностные: темперамент, особенности характера, способности, потребности, мотивы и др.; б) профессионально важные психологические: память, внимание, мышление, восприятие; в) нравственные: моральные ценности, отношение к людям, готовность к самосовершенствованию и т. д.; г) социально-психологические: способность к позитивному межличностному взаимодействию, толерантность, конфликтность. Подлежит оценке интеллектуально-творческий потенциал претендентов, включая познавательную и творческую активность, готовность и способность к обучению.
    4. Требования к физической подготовленности
    5. Требования к профессиональной компетентности
  2. Результаты исследования
    1. Изучение типа темперамента

Для диагностики типа темперамента был применен тест-опросник Г. Ю. Айзенка [1]. Охарактеризуем результаты исследования.

Рис. 1.

 

Типичный экстраверт. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам, на него не всегда можно положиться. Такое поведение демонстрируют 50 % обследованных подростков.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу, сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Данное поведение диагностировано у 50 % обследованных подростков.

Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоциональная устойчивость выявлена у 40 % обследованных подростков.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротические черты обнаружили 60 % подростков.

Сочетание шкал «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм — эмоциональная устойчивость» позволяют сделать вывод о типе темперамента подростков.

Результаты исследования представлены в графическом виде (диаграмма 1).

Рис. 2.

 

2.2.  Методика изучения готовности к действиям к экстремальным ситуациям

Тест самооценки стрессоустойчивости личности — данная методика позволяет получить оценку уровня стрессоустойчивости.

Рис. 3.

 

Итоги:нам удалось обнаружить влияние типа темперамента нареакцию в стрессовых ситуациях. Лучше переносят стресс — сангвиники.

2.3.  Результаты анкетирования «Кем ты мечтал стать в детстве?»: 1 первоклассник выбрал профессию космонавта и 5 взрослых признались, что в детстве мечтали стать именно космонавтами. В 9-х классах ни одного выбора.

В результате проделанной работы мы решили все поставленные задачи, а именно: 1) проанализировали литературные источники, и изучили основные требования к профессии космонавта в современном мире; 2) а так же пришли к выводу, что, по мнению многих исследователей, тип темперамента влияет на стрессоустойчивость личности. Нам удалось обнаружить влияние типа темперамента нареакцию в стрессовых ситуациях. Лучше переносят стресс — сангвиники; 3) провели тестирование с 40 учащимися 9-х классов и обработали полученные результаты; 4) путем анкетирования нами был изучен вопрос популярности данной профессии среди нынешних учащихся 1 и 9 классов, а также среди старшего поколения. В ходе исследования было выявлено падение престижа, популярности профессии космонавта среди молодого поколения; 6) мы подтвердили свое предположение о том, что обладание такими качествами личности как эмоциональная и стрессовая устойчивость очень важны и как для профессии космонавта и для реальной жизни. И эти качества можно и нужно развивать у молодого поколения.

 

Литература:

 

  1. Тест-опросник Г. Ю. Айзенка. (Электронный доступ http://test-metod.ru/)
Основные термины (генерируются автоматически): профессия космонавта, молодое поколение, эмоциональная устойчивость, требование, старшее поколение, влияние типа темперамента, класс, ситуация.


Задать вопрос