Потребности человека (исследовательский проект)
Цацура Иван Сергеевич, учащийся 6 класса
Научный руководитель: Вишнякова Наталья Николаевна
КГБОУ «Краевой педагогический лицей – интернат»,
Краевой центр дистанционного образования детей – инвалидов
(Алтайский край, г. Барнаул)
Изучая предмет обществознания, я узнал, что человек био-социальное существо. У человека есть признаки биологического существа и социального индивида. А если он два в одном, то у него имеются и биологические, и социальные, и духовные потребности. И если не удовлетворять их, то человек не сможет существовать.
Как биологическому существу нам, людям, необходимо удовлетворять свои биологические потребности. Биологические потребности просты – они примитивны и, в то же время, самые важные для жизни, т.е. жизненно необходимые. Только удовлетворив потребность в пище, сне, безопасности, человек может думать о чем-то еще. Но, не смотря на свою необходимость, они не являются полными для жизни человека на Земле.
Сегодня никому не надо доказывать факт, что человек – существо социальное. Он живет и развивается только в обществе, в постоянном общении с другими людьми. Мы знаем, что, например дети-«маугли», которых воспитывали животные, не умеют говорить. И их практически невозможно обучить тому, чему они могли бы научиться, воспитываясь среди людей. У этих детей нет навыков общения с другими людьми, то есть навыков, обеспечивающие жизнь в обществе. Итак, человек – существо социальное. Для его полноценного развития и существования необходимо постоянное общение с другими людьми, а также всевозможными социальными группами. Но это не единственная небиологическая потребность человека!
Американский психолог А. Маслоу описал «пирамиду потребностей человека» – то есть то, без чего тот не может жить. В этой пирамиде есть так называемые духовные потребности - ведь именно они делают человека Человеком.
Одной такой потребностью человека является потребность в самовыражении. Все мы имеем способности, склонности к чему-либо. Все это мы должны выражать, реализовывать в обществе для себя и для других. Мы самореализовываемся через труд, через профессию. И мне кажется, человек становится по настоящему счастливым тогда, когда он не только получает удовольствие от удовлетворения своих физиологических потребностей, но приносит пользу обществу.
Еще важными потребностями считаются духовные потребности. У каждого человека существует желание постоянного развития. Удовлетворяя эту потребность люди, стремятся узнавать что-то новое, учиться, читать, ходить в кино, театр.
Я говорю не о каком - то идеальном человеке, я говорю о большинстве людей, которые лишь только кажутся другими. Ведь все это заложено в человеке от природы. Человеку надо только раскрыться и проявить себя, а это уже зависит от того, кто его окружает – какая у него семья, школа, друзья.
Я задался целью проанализировать, какие основные потребности испытывают мои близкие люди – родственники, друзья. Для этого я задал 10 человекам из моего окружения один единственный вопрос – «Назовите три ваших основных потребности?» Все ответы я заносил в табличку. И вот что получилось:
№ |
Кто? |
1 потребность |
2 потребность |
3 потребность |
1 |
Мама, 55 лет |
еда |
вода |
отдых |
2 |
Папа, 57 лет |
здоровье и благополучие семьи |
деньги |
хорошая работа |
3 |
Дима, 12 лет |
воздух |
одежда |
дом |
4 |
Саша, 12 лет |
вода |
еда |
воздух |
5 |
Кирилл, 13 лет |
здоровье родителей |
хорошие друзья |
собственное благополучие |
6 |
Никита, 10 лет |
еда |
вода |
воздух |
7 |
Никита, 12 лет |
дом |
воздух |
близкие |
8 |
Глеб, 15 лет |
еда |
хорошая учёба |
друзья |
9 |
Сергей, 11 лет |
еда |
уважение среди друзей |
родители |
10 |
Вова, 12 лет |
дом |
здоровье |
общение |
Проанализировав данные, я получил следующий результат:
- Физиологические потребности - 46.67%
- Потребность в безопасности - 23.33%
- Социальные потребности - 23.33%
- Престижные - 10%
- Духовные - 0%
Порадовало то, что хоть почти половина потребностей были физиологические (а как же иначе, ведь без 7 их мы не выживем!), все же присутствуют и другие!