Толкование статей второй главы Конституции Российской Федерации для детей с помощью героев сказок и мультфильмов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Право

Опубликовано в Юный учёный №10 (30) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 18.11.2019

Статья просмотрена: 1564 раза

Библиографическое описание:

Агабекян, М. А. Толкование статей второй главы Конституции Российской Федерации для детей с помощью героев сказок и мультфильмов / М. А. Агабекян, С. А. Долгих. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 10 (30). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/young/archive/30/1781/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

«Конституция (от лат.Constitution — устройство) — основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция — основа всего законодательства государства» [1].

Знание Конституции своей страны очень важно в современной России. В Конституции закреплены права, функции и основы организаций государственных органов, формы, методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы государственного регулирования в основных сферах жизни страны: в политике, экономике, социальной и духовной сферах. Конституцию справедливо называют «основным законом государства».

Например, статья 2 Конституции раскрывает нашу страну правовым государством, в котором человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. Из всего этого следует, что знание и понимание статей Конституции важно и полезно. И сегодня в российском обществе очень востребованы правовые знания, а доступное их преподнесение поможет повысить нравственное и правовое воспитание детей уже в детском саду и начальной школе.

Поэтому исследовательский интерес представляет собой вопрос, как доступно и занимательно объяснить статьи Конституции детям.

Сегодня всё более широкое распространение и в научной литературе, и в обыденной жизни получает понятие «права человека». И это не случайно, поскольку права человека являются неотъемлемым условием нормального существования каждого человека, а их нарушение ощущается как ущемление достоинства личности, её свободы, понятий о справедливости. Для того, чтобы уметь пользоваться правами, уметь их защищать и отстаивать, необходимо понимать их смысл и огромную нравственную ценность. [2].

Права и свободы человека, закрепленные в нашей Конституции 1993 года, полностью отвечают современным мировым стандартам. Я считаю, что каждый из нас должен с детства знать права, представленные ему основным законом нашей страны — Конституцией РФ. Но детям читать сам текст Конституции трудно и не совсем понятно, т. к. она написана не для детского восприятия. Поэтому я попыталась попробовать доступно и занимательно объяснить основные статьи второй главы Конституции «Права и свободы человека и гражданина (статьи 17–64)» детям с помощью ассоциаций, применив их к героям наших любимых сказок и мультфильмов. Ведь в игровой форме, на примере мультфильмов, детям будет гораздо проще понять смысл норм права.

Одной из самых главных статей Конституции является 20 статья, которая гласит «Каждый имеет право на жизнь». Ярким примером, иллюстрирующим эту статью, служит сказка Р. Киплинга «Маугли», где мальчика постоянно пытается убить тигр Шерхан.

Далее следует обратить внимание на 21 статью, в которой сказано, что «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Это значит, что никто никого не имеет права мучить и унижать.

Вспомним сказку Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», когда Незнайка рисовал и писал стихи, то он забыл про то, что никто не может умалять достоинство другого человека. Это значит, что никто не должен смеяться над другим человеком, издеваться, унижать и обижать его. А рисунки и стихи Незнайки были очень обидными для коротышек.

Также в этой статье сказано, что «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Ярким примером нарушения этого права является эпизод сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», когда Лиса Алиса и Кот Базилио подвесили Буратино вверх ногами на дереве, чтобы отобрать у него пять золотых монет, нарушив еще одно право, изложенное в статье 35, которая говорит нам о том, что: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».

Применение положений этой статьи мы можем увидеть и таких сказках, как «Теремок» и «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен.

Статья 40 говорит нам о том, что «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». И этим правом воспользовались Тыковка из сказки Дж. Родари «Чиполлино», поросята из сказки «Три поросенка», Зайчик из сказки «Заюшкина избушка».

А нарушителями этого права выступают Лиса в сказке «Заюшкина избушка», которая выгнала Зайчика из его лубяного дома, Волк в сказке «Три поросенка», который разломал домики поросят.

Кроме этого, в Конституции есть еще одна статья про жилище. Это статья 25, которая гласит, что «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

Здесь примерами могут служить сказки такие сказки, как «Три поросенка», «Красная шапочка» Ш. Перро, «Волк и семеро козлят» братьев Гримм. Но Волк в двух последних сказках не только проник в жилище, он еще и съел бабушку и козляток, нарушив их право на жизнь, указанное в статье 20, о которой уже было сказано выше.

Далее обратимся к 22 статье Конституции, которая говорит нам, что «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению». Нарушила это право Мальвина в сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», когда рассердилась на Буратино и закрыла его в темном чулане.

Следующее право, которым обладает каждый гражданин нашей страны — «… право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Это право закреплено в 27 статье Конституции и этим правом пользовались лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка — путешественница», главный герой сочинения немецкого писателя Рудольфа Эриха Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», Волька и старик Хоттабыч из книги Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» и многие другие герои сказок и мультфильмов.

Также нельзя не сказать еще об одном очень важном праве — это право на образование. Данное право изложено 43 статье Конституции и звучит так: «Каждый имеет право на образование».

И этим правом воспользовались герои таких мультфильмов, как «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу», «Козленок, который умел считать до десяти».

А так как образованный человек способен что-то изобретать, писать стихи и т. д., то он вполне законно пользуется правом, закрепленным в 44 статье Конституции, в которой говорится, что «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества…». И этим правом очень хорошо пользуются веселые изобретатели Винтик и Шпунтик, поэт Светик, музыкант Гусля и художник Тюбик из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

А раз каждый человек имеет какие-то способности, то он имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данное право закреплено в 34 статье Конституции и воспользовались им герои всеми нами любимого мультфильма «Трое из Простоквашино», снятого по книге замечательного детского писателя Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», заведя корову.

Также граждане нашей страны «…вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Это право дает нам 36 статья Конституции. И этим правом воспользовались дед из сказки «Репка», медведь из мультфильма «Маша и Медведь».

Хотя мы все и обязаны трудиться, чтобы хорошо жить, но принудительный труд у нас запрещен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, а также право на отдых. Это право закреплено в 37 статье Конституции. Воспользовались этим правом Коротышки из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», выбрав каждый себе профессию по своим интересам и способностям.

Нарушителем этого права стал Карабас Барабас из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», который держал своих кукол в рабстве и не платил им за работу.

А Мороз из русской народной сказки «Морозко» является примером справедливого исполнения права на вознаграждение за труд, справедливо вознаградив Настеньку за ее труд.

Хотя мы все и свободны, но у нас есть еще одно право и обязанность одновременно. Это право на материнство, детство и семью. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Это положение закреплено в 38 статье Конституции. Ярким примером, иллюстрирующим данное право, являются герои советского мультсериала «Обезьянки», в котором мама обезьяна неустанно заботилась о своих малышах.

Мы рассмотрели множество прав граждан нашей страны, закрепленных в Конституции Российской Федерации, но не сказали еще об одном очень важном и значимом праве — это право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Об этом праве сказано в 41 статье нашей Конституции. И ярким представителем, реализующим данное право, является главный герой всеми нами любимой сказки Корнея Чуковского о добром докторе, который помогал всем, кто бы к нему не обратился — это доктор Айболит.

А чтобы мы все же, как можно меньше болели, мы должны жить в хороших окружающих нас условиях, т. е. мы имеем право на благоприятную окружающую среду. Об этом указано в 42 статье Конституции. Но чтобы это право было закреплено не только на бумаге, но и в нашей жизни, мы обязаны беречь нашу природу и не наносить ей вреда. Говоря об этом праве сразу вспоминаешь фрагмент мультфильма про Чебурашку и Крокодила Гену, снятого по мотивам сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», когда они пытались спасти речку от загрязнения ее стоками из трубы от завода и очистили реку от металлолома, сброшенного в нее.

Итогом моей работы стала небольшая книжка «Права и свободы человека и гражданина» в Конституции Российской Федерации для детей», которая в доступной форме на примере героев сказок и мультфильмов помогает детям понять суть основных статей нашей Конституции, в которых закреплены наши права и обязанности, а также поможет объяснить детям как жить, чтобы не нарушать права других людей, живущих рядом.

 

Литература:

 

1)                Советский энциклопедический словарь (СЭС). [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/

2)                Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений// Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Е. А. Лукашевой, А. И. Матвеева. Глава 5.

3)                Конституция РФ 1993 г.

4)                Сказки и мультфильмы

Основные термины (генерируются автоматически): Конституция, сказка, Толстый Золотой ключик, Приключение Незнайки, свобода человека, ребенок, Российская Федерация, судебное решение, герой сказок, гражданин.


Похожие статьи

Значимость статьи 17 Конституции РФ в вопросах реализации права на свободу слова в сети Интернет

Особенности использования юридических понятий в публицистике (на примере американских и русских газетных статей)

Проект «Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов. Создание мультфильма по детской авторской сказке»

Особенности перевода игры слов в сказке «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла

Представленная работа посвящена изучению важных вопросов, представляющих интерес для школьников и взрослых, которые увлечены изучением английского языка и способами перевода игры слов на русский язык.

Развитие словарного запаса у учащихся на уроке английского языка с использованием метода иллюстрации

Роль мнемотехники в развитии познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Особенности применения терминов физики в татарских учебниках по физике

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством сказок

Способы защиты интеллектуальных прав в гражданском законодательстве России

Похожие статьи

Значимость статьи 17 Конституции РФ в вопросах реализации права на свободу слова в сети Интернет

Особенности использования юридических понятий в публицистике (на примере американских и русских газетных статей)

Проект «Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов. Создание мультфильма по детской авторской сказке»

Особенности перевода игры слов в сказке «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла

Представленная работа посвящена изучению важных вопросов, представляющих интерес для школьников и взрослых, которые увлечены изучением английского языка и способами перевода игры слов на русский язык.

Развитие словарного запаса у учащихся на уроке английского языка с использованием метода иллюстрации

Роль мнемотехники в развитии познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Особенности применения терминов физики в татарских учебниках по физике

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством сказок

Способы защиты интеллектуальных прав в гражданском законодательстве России

Задать вопрос