В наши дни ребёнку мало получить игрушку или образ для игры. Прежде интереснее собрать её из деталей или, наоборот, «разобрать» — проанализировать, понять «из чего» она состоит, как функционирует, что может. То же происходит и с игровыми образами в кино и мультфильмах. Они интересны детям тем, что наряду с литературой, но по-своему, показывают «из чего» собран современный мир — из каких прежних и новых «деталей». Это помогает разобраться в устройстве такого сложного мира. Одним из таких образов является литературный образ Кощея Бессмертного, перекочевавшего на киноэкран. Именно этими обстоятельствами и обосновывается актуальность и практическое применение нашего исследования.
Тезис (гипотеза) нашей работы: образ Кощея Бессмертного в киносказках меняется под влиянием истории нашей страны и раскрывает суть каждого нового исторического этапа.
В нашей работе мы решили осуществить учебный историко-филологический анализ литературного Кощея Бессмертного — киногероя. Получился цикл статей. В первой статье мы анализировали два образа Кощея в киносказках А. Роу. Первый был призван воодушевить русских людей на победу в Великой отечественной войне [1]. Второй Кощей Роу, снятый в мирное время, показывал зло побеждённым простым человеком, точно знающим, что главная ценность — это добро [1]. Во второй статье мы анализировали Кощея в киносказке режиссёра М. Юзовского «После дождичка в четверг», где образ Кощея стал пророческим: зло предупреждало о том, что человек на пороге катастрофы — тотального смешения зла с добром — по воле человека [2, 4].
Однако, как это чаще всего и бывает, пророческие предупреждения не слышат.
Сергей Безруков в 2011 году с большим трудом снимал «Реальную сказку», потому как сценарий не устраивал практически никого из тех, кто мог бы стать спонсором проекта. Однако идею вопреки трудностям удалось воплотить в реальность, и мы имеем возможность видеть полноцветный, трёхмерный портрет российской действительности первого десятилетия XXI века. В силу того, что портрет получился максимально «в точку», наверное, и было трудно найти финансовую поддержку. Когда на сцене впервые был показан гоголевский «Ревизор», среди сильных мира сего восторженных откликов также не было. Да, мы сравниваем «Ревизора» и «Реальную сказку».
Кощей Бессмертный 2011 года стал полноправным наследником идей «золотого» Кощея Юзовского. Всей своей сутью безруковский Кощей показывает полноценную реализацию того, о чём предупреждал внимательного зрителя Кощей 1985 года [5].
Теперь, по правилам XXI века, чем могущественнее личность, тем проще она выглядит. Безруковский Кощей не носит ни золотых зубов, ни экстравагантных нарядов, внешне он вообще не отличается от обычного человека. Разве что костюм на нём стоит дорого и часы швейцарские. Сегодня Кощей не жжёт посады и не бездельничает. Он занимает серьёзный политический пост, проживает в огромном коттедже с охраной, ездит по столице на автомобиле класса «А». Более того, он является основателем и руководителем благотворительного фонда, который реально помогает больным людям, и руководит фондом помощи сиротам. При случае спасённые им люди в благодарность станут за него горой! Таких деятелей в современной России много. Потому Кощею не составило труда влиться в жизнь реального, человеческого мира. Ему больше не требуется бороться с Добром, за невозможность чего так тревожился его «золотой» предшественник. В наши дни переродившееся Добро борется с собою само, и Кощею остаётся лишь наблюдать и поддерживать этот процесс: Кощей по-прежнему чётко видит разницу между Добром и Злом, а человек спокойно принимает тотальное смешение этих двух несоединимых компонентов и не пытается этому противостоять.
По приказу Кощея из всех книг со сказками вырваны страницы, на которых описывается точное местонахождение смерти Кощея — сакральной «матрёшки» Бытия (на острове дуб, на дубе сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце смерть Кощеева) [3]. Кощей уверен, что если этот факт из книг «вырубить топором», люди быстро забудут об этом, и уж тогда Кощей впервые в истории станет на самом деле абсолютно бессмертен. И у него почти получается переписать историю. Самое страшное в этой правде даже не то, насколько стала изощрённа хитрость Зла, а то, что Человек не противостоит этому акту. Открывается книга перед сном, а страниц нет — ну, нет, и не надо! И по этому негласному разрешению Зло разрастается, впитывая, поглощая в себя и обращая во зло то, что прежде было Добром. Как?
Кто служит охранниками у Кощея? Три богатыря! Испокон веку они считались главными заступниками простого народа на Руси от всякой нечисти. Теперь же они защищают нечисть от народа. Василиса Премудрая, которая веками стояла своей мудростью за Справедливость, теперь просит своего мужа Ивана Дурака «подумать о ней» и принять условия существования Кощея, опускает глаза и делает всё, чтобы не дать возможность главному герою, мальчику Саше, спасти сестрёнку и попытаться победить Зло. Она даже пытается напоить мальчика снотворным, получив его от Кощея, и полагает, что таким образом спасает Сашу. В какой-то момент даже принципиальный Иван Дурак поддаётся на её уговоры и тоже препятствует Саше в поисках пушкинского Дуба, где хранится смерть Кощея.
Что происходит? Под натиском Зла, которое снова объявило себя абсолютным хозяином положения, герои сдались. Они перестали верить в то, что извечный цикл «восстание Зла — выбор Человека — победа героя» повторится снова. Героям было поставлено условие — они перестают пытаться победить Кощея, забыв о своих способностях, или Кощей уничтожит их всех. Герои сдались, они выжили. Но солнце ушло из сказочного мира. Как и покой из сердец героев: ни Лешего, ни Синдбада, ни Бабу Ягу не нужно было просить помогать Саше. Они словно ждали этой возможности. И больше всех, всё-таки, Иван Дурак.
Иван Дурак потому и Дурак (именно с заглавной буквы), что отказывается принимать новые правила нового мира, противоречащие самому естеству, отказывается принимать новое соотношение Добра и Зла. Вспомним старые народные сказки — Ивана звали Дураком оттого, что он не следовал устоявшимся правилам, смотрел на всё под своим, новым, необычным углом — за водой, так вёдра сами домой притопали, во дворец — так на тёплой печке, под венец — так с царевной. И благодаря такому необычному восприятию мира Иван всегда и оказывался победителем, что было бы в принципе невозможно, следуй он положенным ему алгоритмам жизни. Теперь же мир отзеркалился и перевернулся, как фальшивый и настоящий ларцы «золотого» Кощея Юзовского. И в перевёрнутом мире Иван упрямо не желает отрекаться от естественных законов жизни, не желает «переворачиваться» вместе с этим миром. Он мёртвой хваткой (в буквальном смысле) держится за нормальные правила — даже тогда, когда от них отреклись почти все. Такая позиция никак не поможет ему выжить с точки зрения нового мира и Василисы, он опять идёт не в ногу с миром. И потому он — снова Дурак. Горькая ирония: на Руси издавна живёт поговорка «На дураках мир держится». Снова хочется сказать авторам «Реальной сказки»: В ТОЧКУ! И потому он, Дурак, зная прекрасно, что Кощей — бессмертный, берёт гранатомёт и снова и снова стреляет в его Мерседес, приговаривая: «Убить не убью, но жизнь тебе попорчу!» — для того, чтобы напомнить, что герои ещё не сдались окончательно, что у них ещё есть шанс, что Кощею ещё есть чего бояться.
Характерен образ главного героя Саши, которому приходится противостоять Кощею. Готов ли Саша к своей миссии? Совершенно нет. Он ещё сам ребёнок, он незрел, не располагает физической силой, знаниями, опытом. Он даже меч в руках едва держит, не то, чтобы сражаться им. Но у него есть главное — тоненькая, мерцающая нить чутья, которая едва связывает его с нормально устроенным миром. Он не понимает, не осознаёт — он чувствует КАК ДОЛЖНО БЫТЬ. Это непонятное ему беспокойство и гонит его вслед за Бабой Ягой — спасать сестру. Эта чудом уцелевшая связь с веками в его детском сердце и даёт ему неоспоримую силу, гигантский шанс на победу в очевидно неравном бою. И, глядя на то, как этот хрупкий мальчик, вопреки всей очевидной «логике», как Иван Дурак, перешёл границу двух миров и взял в руки меч — против Вселенского Зла, три богатыря стали на его сторону и утроили его шансы на победу. И спасли свою честь. На стороне Правды был ещё один маленький человечек — сестра Саши. И именно её маленькая, незаметная, но такая сильная — вера в чудо, коим уже стала правда и правильность, — спасла Сашу, помогла завершить очередной цикл борьбы Добра (Человека) со Злом так, как он должен был завершиться.
В этой сказке не особенно примечателен образ средоточия жизни/смерти Кощея. В данном случае он обозначен условно, элементы «матрёшки» бытия показаны лишь частично — чтобы только напомнить то, что все и так знают. Саше приходится ломать мощную хрустальную иглу. И сделать это детскими руками не так-то просто. Решиться на свою погибель — мало. Ещё нужно, чтобы просто сил хватило её переломить — Кощей не побрезговал даже такими простыми препятствиями.
Куда интереснее внешний облик Кощея — емкий многоплановый символ. Мы уже говорили о том, что в «Реальной сказке» Кощей максимально антропоморфен — похож на обычного человека. Но облик бизнесмена-политика — это была лишь маска. Истинный облик Кощея мы видим в сказке лишь дважды, эпизодически, показанным без акцента на нём — для внимательного зрителя. И оба эти раза он выглядел по-разному. Прежде всего его истинный облик сложно в буквальном смысле назвать обликом — это воин-всадник, лица которого не видно совсем: оно утопает в тени наголовной кольчуги, нависающей над лицом капюшоном. Кощей безлик. Почему? Потому что ему не нужно более иметь своё конкретное лицо — он растворился в Добре, в Человеке — в нас. Он может быть кем захочет.
И он демонстрирует это — в мире людей он обаятельный бизнесмен средних лет (как в киносказке «Весёлое волшебство» Кощей маскировался под бухгалтера), в момент финальной битвы становится сразу множеством безликих воинов (как первый Кощей А. Роу уничтожил посад), а в самый ответственный момент, когда все помощники Добра были отвлечены боем с множеством воплощений Кощея, он подло превращается в Василису и цинично убивает Ивана Дурака словно бы её руками, заставляя Ивана поверить в её предательство. В какой-то момент на героев Добра нападает Кощей, скинув скрывающую лицо кольчугу, и мы видим молодого, полного сил воина с глазами, полными самоуверенности и превосходства (подобный образ с двумя возрастами Кощея мы можем видеть в киносказке «Легенда о Кощее, или В поисках тридесятого царства» 2004 года).
Это все образы Кощея в «Реальной сказке». Какой облик он только не принимает! Но в этой галерее нет канонического старца в чёрном костлявом костюме. Почему? Потому что Зло переродилось, получило новые силы из Добра и продолжает питаться им. Теперь Зло — это не обиженный жизнью озлобленный старик. Теперь это полная сил и энергии, умеющая быстро получать необходимые знания, и без волшебства всемогущая Молодость.
Именно поэтому образ безруковского Кощея (без спецэффектов и компьютерной графики) столь страшен, что даже напугал реальных чиновников. Было бы лучше, если бы его по-настоящему испугался массовый зритель — ведь целью фильма Безрукова было ПРОБУДИТЬ массового зрителя, каждого из нас и всех нас вместе. Напомнить нам о наших накрепко забытых древних родовых связях и тем самым дать нам может быть последний шанс спасти свою нормальность, нормальное соотношение Добра, Зла и Человека.
Ведь Кощей 2011 года просчитался — он недооценил силу исторических связей, он был уверен, что уж Саша-то ему не опасен. А Саша повзрослел в одну минуту и сломал иглу. Раня руки в кровь толстым стеклом, которое словно проверяло его решение на прочность. Сломал. А маленькая сестрёнка поверила в это. И снова затеплился огонёк жизни в сказочной стране — там кончился холодный серый дождь и взошло солнце. И домой вернулись все её жители — такими, какими должны быть: собой.
Можно сказать, что «Реальная сказка» Сергея Безрукова, снятая в 2011 году, набатом призывает Человека, т. е. всех нас, перестать плыть по течению и принимать всё, как есть, своим молчанием и бездействием. Для того чтобы сделать мир логичным, вернуть гармонию в триединство «Добро — Человек — Зло» [6] нужно, прежде всего, посмотреть внутрь себя и ОСОЗНАТЬ всё, из чего мы теперь состоим в духовном плане, провести тщательную ревизию и беспощадно-принципиально выбросить всё, что хоть намёком похоже на моральное двурушничество, на прорастание Зла в Добро. Тогда ещё мы сможем продлить человеческую жизнь с адекватными, естественными жизненными ориентирами. А не существование в мире без солнца, с книгами без главных страниц.
Литература:
- Белоусова, М. Г. Сравнительный анализ образов Кощея бессмертного в киносказках А. Роу // Юный учёный. — 2019. — № (8) 28. — С. 23–26.
- Белоусова, М. Г. К анализу эволюции образа Кощея Бессмертного в русских киносказках: «золотой» Кощей М. Юзовского // Юный учёный. — 2019. — № (9) 29. — С. 1–4.
- Мифы народов мира. Энциклопедия [Текст]: В 2 т. / Гл.ред. С. А. Токарев. — М.: НИ «Большая советская энциклопедия», 1997. — Т. 1. А-К.
- После дождичка, в четверг х/ф / реж. М. Юзовский // Кинопоиск. URL: (дата обращения: 19.10.2019). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://yandex.ru/search/?clid=2186618&text= %D0 %9F %D0 %BE %D1 %81 %D0 %BB %D0 %B5 %20 %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %B6 %D0 %B4 %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %BA %D0 %B0 %2C %20 %D0 %B2 %20 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B3 %20 %D1 %84 %D0 %B8 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BC %20 %D1 %81 %D0 %BC %D0 %BE %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %8C %20 %D0 %B2 %20 %D1 %85 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BE %D1 %88 %D0 %B5 %D0 %BC %20 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %B5&lr=38&redircnt=1571516974.1
- Реальная сказка х/ф / реж. С. Безруков // youtube (дата обращения: 25.11.2019). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=5RKQ9ICOpNo
- Юшкина, Е. А. Поэтика цвета и света в прозе М. А. Булгакова [Текст]: автореф. дисс. …канд.филол.наук / Юшкина Елена Андреевна. — Волгоград: Перемена, 2008. — 20 с.