Туристская деятельность становится важной частью экономики нашей страны. С ее развитием связаны формирование имиджа государства, а также получение доходов. Привлечение туристов — задача непростая, поэтому в сфере туризма проводится изучение привлекательности отдельных территорий, составление информационного сопровождения в виде сайтов, виртуальных или печатных путеводителей, карт. Информация для туристов должна быть доступной и интересной.
Город Самара имеет выгодное географическое положение, исторические и культурные особенности, однако образ города для развития внутреннего туризма пока еще четко не сформирован. К тому же далеко не все жители города смогут ответить на вопрос, что у нас можно посмотреть. Это значит, что вопрос информационного сопровождения туристов в Самаре еще до конца не решен.
Считается, что туризм является одной из важнейших сфер современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения и не приводящей, в отличие от ряда других отраслей экономики, к истощению природных ресурсов [2]. При этом ученые отмечают, что положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса [2].
Развитие туристической отрасли для регионов и городов нашей страны может стать источником доходов, обеспечит создание рабочих мест, будет способствовать строительству новых гостиниц и поддержанию объектов посещения в достойном виде.
При этом важное значение приобретает доступность и качество информации для туристов. Наиболее востребованной в настоящее время можно считать ресурсы в сети Интернет. Это могут быть сайты, путеводители, специальные приложения для смартфонов.
В Самаре пока еще нет столь же многочисленных туристских информационных центров, как в Санкт-Петербурге, Москве или Казани, трудно найти в магазинах карту с достопримечательностями города, в киосках они также не представлены, хотя в Казани, например, в крупных торговых центрах и гостиницах, на вокзале ее можно получить бесплатно. Бесплатными их позволяет сделать реклама, размещенная на полях. Реклама, конечно, не должна преобладать над собственно туристской информацией. Туристам, прибывающим в Санкт-Петербург рекомендуют приобрести карту-путеводитель, при этом указывается, что это сделать очень просто. Кроме того, для туристов используются указатели с крупномасштабной картой или планом города (рис. 1), на которых для простоты ориентирования стоит метка «Вы здесь».
В связи с чемпионатом мира по футболу в 2018 году произошли важные изменения. Начато создание туристской информационной системы. Стойки с туристской информацией о Самаре и области есть в Международном аэропорту Самара (Курумоч) им. С. П. Королева и на железнодорожном вокзале.
Созданы сайты http://tic-samara.ru/ и http://gosamara.ru/, добавлена информация о Самарской области в мобильное приложение TopTripTip — бесплатный путеводитель для поездок по России
Исследователи вопроса организации туризма признают, что туристский бизнес является очень быстро развивающейся сферой экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную сферу деятельности. В связи с этим сбор, хранение, обработка и передача актуальной информации является важнейшим и необходимым условием функционирования любого туристского предприятия [2].
Как правило, туристов интересуют исторические места, достопримечательности, немалое значение имеют указатели мест питания, маршруты прогулок. Возможно, электронные приложения удобны, но карта остается спутником туриста, а незаменима она становится, если приложение смартфона не работает без подключения к Интернету, если закончился заряд батареи. Кроме того, туристская карта становится сувениром, на ней можно отметить достопримечательности, которые удалось увидеть.
Н. И. Тульская и А. И. Прасолова выделяют две большие категории туристских карт. В первую авторы включают карты для туристов, или собственно туристские карты. Это наиболее массовая продукция. Основная задача карт этой категории — донести туристу информацию об интересующей его местности [5, 6].
В содержание собственно туристских карт включаются:
- объекты туристского интереса (объекты природного и культурного наследия, ареалы того или иного вида дичи, грибов и т. п.);
- объекты туристской инфраструктуры (гостиницы, предприятия питания, визит-центры национальных парков, элементы транспортной инфраструктуры и др.);
- маршруты (экскурсионные, для спортивного туризма и т. п.)
Туристские карты имеют прикладное значение, используются для планирования и осуществления путешествий. Они играют определенную роль в формировании и расширении туристского потока и туристических направлений. В связи с этим, к картам этой категории предъявляются следующие требования [7]. Они должны:
- отражать актуальную информацию;
- иметь доступную систему условных обозначений;
- быть удобными в использовании (определенные форматы, компоновка);
- обладать интересным картографическим дизайном, справочными и дополнительными данными.
Туристские карты могут быть крупномасштабными (подавляющая часть карт), показывающими подробную характеристику объекта (чаще всего это планы городов), и обзорными (средне- и мелкомасштабные), отражающими общие черты региона (страны) и необходимыми для общего ознакомления с ним. Исходя из этого, к картам предъявляются соответствующие требования по генерализации.
Примерами таких карт для нас стали карты Московской области и Казани. Они соответствуют указанным требованиям: удобны в использовании, достаточно привлекательны.
Ко второй категории ученые относят карты о туризме (тематические карты туризма, научные рекреационные). По сравнению с туристскими картами они гораздо более сложные по своему содержанию. Эти карты призваны отразить туристско-рекреационную систему и отдельные ее элементы и характеристики, показать состояние туристской индустрии и ее отраслей и т. п. Карты этой группы предназначены для обобщения результатов научных исследований в области туризма и рекреационной географии, а также информационного обеспечения административно-управленческих структур в сфере туризма и туристского бизнеса [6].
Мы разработали карту на основе контурной карты Самары. Это позволило не только наносить достопримечательности, но и планировать маршрут. Такая работа с картой дает нам возможность отметить те объекты, которые мы посетили. Постепенно уменьшая «белые пятна» на карте, мы все лучше узнаем наш город.
Не стоит забывать, что развитие туризма не привязано к определенным событиям или времени года. Туристов в нашем городе можно и нужно принимать в любой сезон, создавать образ гостеприимного и привлекательного для посещения туристского центра.
Литература:
- Бугрий Е. П. Туристский / туристический: практика функционирования специальной лексики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 2 (16). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/turistskiy-turisticheskiy-praktika-funktsionirovaniya-spetsialnoy-leksiki (дата обращения: 26.11.2019).
- Информационное обеспечение туризма: учебник / Н. С. Морозова, М. А. Морозов, А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, Л. А. Родигин. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2016. — 288 с.
- Самарская область. Справочник туриста. [Электронный ресурс]. URL: http://gosamara.ru/natural_attractions (дата обращения: 20.11.2019).
- Туристическая премия «Маршрут года». [Электронный ресурс] URL: http://tourawards.ru/uchastnikam/ (дата обращения: 10.11.2019).
- Цель создания туристической карты, требования. [Электронный ресурс] URL: https://goo.gl/t0eC8g (дата обращения: 10.11.2019).
- Что необходимо учитывать при создании карты [Электронный ресурс] URL: http://pln-pskov.ru/tourism/ptourism/strgst/122640.html (дата обращения: 10.11.2019).
- Яковлева С. И. История отечественной туристкой картографии // Вестник ТвГУ, Серия «География и геоэкология». — 2017. — Выпуск 1(9). С.114–124.