В статье рассказывается о проведенном исследовании по развитию произвольного внимания у младших школьников на занятиях по баскетболу, приведены результаты исследования произвольного внимания, предложены игры на занятиях по баскетболу, которые развивают внимание.
Ключевые слова: внимание, произвольное внимание, дети младшего школьного возраста, баскетбол, развитие внимания, спортивные игры.
Внимание играет огромную роль в жизни человека.
По определению Р. С. Немова, «внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой».
Н. Ф. Добрынин указывает, «внимание — это особенный вид психической деятельности, которая выражается в выборе и поддержке тех или других процессов этой деятельности [1].
По мнению С. Л. Рубинштейн, «внимание — это избирательная направленность на тот или другой объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» [3].
Основными видами внимания являются: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание, возникает независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Основная функция непроизвольного внимания: быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, и в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненно важный смысл (звук, запах и т. д.).
Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным (например, читать текст, искать ошибки). Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование занятий (не отвлекаться) [3].
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста и вызывает у него различные реакции.
А. В. Петровский предлагает, для того, чтобы это внимание сложилось, необходима организация действий ребенка [4].
Объем внимания младших школьников весьма невелик. Исследования показали, что младшие школьники, рассматривая картинки, сосредоточиваются по преимуществу на 2–3 объектах.
В младшей школе детям еще трудно одновременно следить и за ходом урока и за своим поведением (например, за своей позой на уроке). Ребенку трудно следить и за тем, что он выводит в тетради, и за положением своего тела и пишущей руки, трудно распределять внимание при выполнении этих двух дел.
Слабо развито у детей этого возраста и распределение внимания. Как показывают эксперименты, проведенные Н. Ф. Добрыниным, показали, что распределение внимания оказывается чрезвычайно упражняемым и очень быстро развивается в процессе обучения; в результате уже в III классе дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за его орфографической правильностью. Они также слышат указания учителя, не прекращая своей работы. Однако более сложные действия, осуществлять которые необходимо практически одновременно, им еще не доступны [1].
Важнейший источник внимания ребенка в процессе обучения или в игре — его интерес. Этот интерес у младшего школьника вначале носит диффузный характер, распространяется на все, что связано с обучением. В дальнейшем учебные интересы у школьника начинают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательными при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другом роде учебных занятиях.
Развитию произвольного внимания могут способствовать специальные игры. Внимания младших дошкольников более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении действий внутренних, умственных. С детьми этого возраста работу нужно чередовать. Важно развивать у детей способность делать определенные волевые усилия в ходе решения различных интеллектуальных задач. Устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает.
Таким образом, в младшем школьном возрасте внимание еще недостаточно сформировано. Следовательно, необходимо развития внимания в младшем школьном возрасте.
Современный баскетбол — это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств. Играть в баскетбол — это значит быть развитым физически, уметь обдумывать игровую ситуацию и принимать решения, быть психологически устойчивым и сильным человеком.
Баскетбол — происходит от английских слов «basket» — «корзина» и «ball» — «мяч». Игрок ведёт мяч одной рукой (это называется дриблинг), ударяя им по земле (полу, покрытию площадки), или передаёт партнёру. Баскетбольный мяч массой 567−650 г имеет 75−78 см в окружности. Цель игры — забросить его в кольцо (корзину) соперников. Размеры площадки 28×15 м, корзина укреплена на щите, который расположен на высоте 3,05 м. Официальные матчи до 60-х гг. XX столетия проводились и на открытом воздухе, и в зале, а с 1968 г. — только в зале, чтобы не зависеть от капризов погоды [2].
Баскетбол является средством всестороннего физического развития и отличается, с одной стороны, многогранным проявлением основных двигательных качеств, с другой — своеобразным влиянием на физическое развитие человека. Содержание игры в баскетбол — практически непрерывная смена атакующих и защитных действий. Атака производится с минимальным временем на ее подготовку, и, тем не менее, результативность игры чрезвычайно высока, что способствуют ее высокой эмоциональности. Во время игры в баскетбол требуется проявление разносторонних физических качеств и двигательных действий, интеллектуальных способностей, моральных и волевых качеств. Специфическая моторная деятельность баскетболиста связана с анаэробными, анаэробно-аэробными и большим удельным весом гликолитических реакций. Во время игры выполняется большое количество упражнений максимальной (рывки в быстрый прорыв и возвращение в защиту) и субмаксимальной мощности (нападение, защита, позиционные действия), что на наш взгляд требует хорошо развитого произвольного внимания.
На эффективность занятий баскетболом у младших школьников оказывают влияние его интеллектуальные особенности, тип нервной системы, способность к тактическому мышлению. В спортивных играх необходима быстрота и объём зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость внимания, помехоустойчивость. У подростков, занимающихся баскетболом, эти способности формируются уже в 10–11 лет и, под влиянием спортивной тренировки, продолжают успешно развиваться. Большой объём и высокая интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимость быстрых и точных дифференцировок, приводят к повышению силы и подвижности нервных процессов [2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что баскетбол — это игра атлетических, ловких, выносливых, быстрых и упорных. В этой спортивной игре присутствует командное единоборство, в котором ценится индивидуальный стиль и кооперация в решении тактических задач команды. Постоянная смена характера игровых действий, высокая эмоциональность воспитывает здоровых, физически сильных людей устойчивых к стрессу, способствует развитию психических процессов, в том числе и внимание.
Наблюдая за одноклассниками, и друзей по команде баскетболистов, я обратил внимание на то, что они часто бывают невнимательными, отвлекаются, не могут долго сосредотачиваться и выполнять одно задание. Но выполняя упражнения по баскетболу, я увидел, что они могут долго наблюдать за мячом, не отвлекаться. Поэтому, меня заинтересовало, а можно ли развить внимание, если будешь заниматься баскетболом?
Учителя и школьные психологи предлагают школьникам большое количество разнообразных игр развития произвольного внимания, однако большинство школьников не проявляют к ним активного интереса.
Многие дети занимаются спортом, и я решил, что необходимо использовать спортивные игры для развития произвольного внимания у младших школьников.
Цель исследования: Выявить возможности развития произвольного внимания у младших школьников в процессе игры в баскетбол.
Исследование проходило в несколько этапов.
1 этап: Изучение литературы, постановка проблемы, цели исследования, гипотезы, формулирование задач, отбор методик, — апрель — май 2019 года (совместно с классным руководителем).
2 этап: Проведение тестирования младших школьников по 3 методикам, обработка результатов, обсуждение их с психологом Центра психологической диагностики (ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) — июнь 2019 года.
3 этап: Разработка упражнений на развитие произвольного внимания у младших школьников во время игры и на тренировках по баскетболу. Отработка данных упражнений (20 минут в день) в экспериментальной группе в течение 2 месяцев — июль, август 2019 года.
4 этап. Повторное тестирование по трем методикам. Анализ результатов, обсуждение с психологом, составление рекомендаций (сентябрь 2019).
В нашем исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 9–10 лет: 20 детей экспериментальной группы в возрасте 9–10 лет (мальчики и девочки), занимающиеся баскетболом и 20 детей контрольной группы в возрасте 9–10 лет, занимающихся баскетболом.
В качестве методов исследования нами были выбраны методики: «Корректурная проба», «Методика Мюнстерберга», «Проставь значки».
По результатам обработки методики «Корректурная проба» выявлено, что, произвольное внимание у детей контрольной и экспериментальной групп соответствует среднему уровню. Высокий уровень диагностируется у 20 % детей контрольной и 15 % экспериментальной группы, средний уровень у 70 % детей контрольной группы и 65 % у детей экспериментальной группы. Низкий уровень выявлен у 10 % и 20 % соответственно. Недостаточен, на наш взгляд, и объем внимания у детей, как контрольной, так и экспериментальной групп (среднее количество просмотренных знаков у детей контрольной группы — 523 знака, а у — экспериментальной — 512).
Обработка результатов по методике Мюнстерберга также показывают, что такое свойство внимания как избирательность, также большинства детей сформировано недостаточно. Низкий уровень избирательности внимания диагностируется у 25 % детей контрольной группы (средний балл -2,6) и у 20 % экспериментальной группы (средний балл -2,2).
Средний уровень выявлен у 60 % детей контрольной группы — средний балл -9,3) и 70 % детей экспериментальной группы (средний балл -9,1).
Высокий балл у 10 % детей контрольной группы (средний балл -14,5) и 10 % экспериментальной группы (балл -15).
Очень высокий уровень избирательности внимания выявлен только у 5 % детей контрольной группы, а у детей экспериментальной вообще не выявлен.
Результаты оценки переключения и распределения внимания у детей контрольной и экспериментальной групп распределились следующим образом: у детей контрольной и экспериментальной групп выявляется средний уровень развития внимания, есть дети, у которых уровень внимания диагностируется как «очень низкий».
Таким образом, по результатам диагностики выявлено, что у детей контрольной и экспериментальной групп основные свойства внимания развиты недостаточно. Необходимо проводить работу по их развитию.
Занятия проводились на базе школы Баскетбола г. Москвы. Дети контрольной группы занимались по основной методике, которая, по мнению тренера, была всегда эффективна. Для детей экспериментальной группы применялась такая же методика, но в процесс занятий включались упражнения для развития свойств внимания.
Мы учли рекомендации Я. В. Сираковской [5] и включали упражнения на внимание в подготовительную, основную и заключительную части тренировочного занятия. Обе группы занимались ежедневно, в течение 2-х месяцев. В подготовительную часть занятия, продолжительность которой составляла 15–20 мин., от общего времени тренировочного занятия, включались подвижные игры, специальные упражнения на внимание.
Мною были придуманы или изменены некоторые игры и упражнения, которые могут использоваться на тренировках по баскетболу, и одновременно тренировать внимание.
Приведу несколько примеров пример игр.
Игра «Молекулы и атомы»используется на разминке.
Все играющие — «молекулы и атомы». Дети свободно бегают («летают») по площадке в разных направлениях и с разной скоростью. В игре используются разные варианты бега: грудью, спиной или боком вперед, — и их сочетания, а также бег приставным и обычным шагом.
Задачи на развитие внимания:
1) не задевать друг друга.
2) По сигналу тренера бегать быстрее или медленнее.
3) По сигналу тренера (свисток, махнул флажком) изменить способ бега: грудью, спиной или боком вперед, — и их сочетания, а также бег приставным и обычным шагом.
Игра «Найди место!»
Участники делятся на две команды.
Вариант 1. Дети встают в строй (мальчик –девочка), по сигналу «свисток» начинают свободно бегать по площадке, затем по сигналу «флажок» быстро встают на свое место.
Вариант 2. Дети встают в строй (мальчик –девочка), по сигналу «свисток» начинают свободно бегать по площадке, затем по сигналу «флажок» формирую два строя мальчики и девочки, в том порядке как стояли все в одном строю. (Например, стояли Петя, Лиза, Коля, Маша, Дима, Карина, по сигналу должно образоваться два строя: Петя, Коля, Дима, а второй Лиза, Маша, Карина).
Таким образом, в экспериментальной группе мы включали эти игры каждый день. Результаты, проведенные в конце исследования были следующими.
По результатам обработки методики «Корректурная проба» выявлено, что, произвольное внимание у детей контрольной и экспериментальной групп изменилось. Высокий уровень диагностируется уже 35 % (20 %) детей контрольной и 45 % экспериментальной группы, средний уровень у 65 % (70 %) детей контрольной группы и 55 % (65 %) у детей экспериментальной группы. Низкий уровень не обнаружен ни у одного ребенка (на начальном этапе у 10 % и 20 % соответственно).
Таким образом, мы отвечаем, что положительная динамика достигнута в обеих группах, но в экспериментальной группе это динамика значительно выше.
Отмечается, на наш взгляд, и увеличение объема внимания у детей, как контрольной, так и экспериментальной групп (среднее количество просмотренных знаков у детей контрольной группы уже 564 (на начало — 523 знака), а у детей экспериментальной группы уже 602, (начало — 512знаков).
При этом отмечается, что у детей и контрольной и экспериментальной групп значительно снизилось количество допущенных ошибок (в среднем допущено ошибок — в контрольной группе -5, в экспериментальной группе -2). На начальном этапе (7 и 6 соответственно).
У большинства детей, как контрольной (55 %), так и экспериментальной групп (55 %) отмечается повышение концентрации внимания к концу эксперимента, что свидетельствует о возникновении способности ее произвольно ее отрегулировать .
Обработка результатов по методике Мюнстерберга также показывает, повышение избирательности внимания у детей контрольной группы и экспериментальной групп.
Низкий уровень избирательности внимания выявлен у 5 % (25 %) детей контрольной группы (средний балл -3), у экспериментальной группы не выявлен (на начальном этапе — 20 %)
Средний уровень выявлен у 55 % (60 %) детей контрольной группы (средний балл -10,2) и 45 % (70 %) детей экспериментальной группы (средний балл -11,7).
Высокий балл у 30 (10 %) детей контрольной группы (средний балл -15,2) и 10 % экспериментальной группы 40 % (10 %) (балл -15).
Очень высокий уровень избирательности внимания выявлен у 10 (5 %) детей контрольной группы (балл -20), а у детей экспериментальной группы уже у 15 %.
Результаты обследования детей по методике «Проставь значки» также показали, что после занятий баскетболом внимание детей стало лучше, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Но можно отметить, что у детей экспериментальной группы уровень произвольного внимания оказался выше, чем у детей контрольной. У 10 процентов детей выявляется даже очень высокий уровень развития внимания, а у 40 % — высокий.
Таким образом, по результатам диагностики выявлено, что у детей контрольной и экспериментальной групп заметно улучшилось внимание. Однако, можно отметить, что применение специальных игр и упражнений при игре в баскетбол, позволило улучшить свойства внимания в экспериментальной группе. Это проявляется в увеличении количества детей, имеющих высокий уровень развития концентрации, объема, избирательности и распределения внимания. В среднем у 43 % детей экспериментальной группы диагностируется высокий уровень внимания, тогда как у детей контрольной группы, несмотря на имеющуюся положительную динамику, высокий уровень диагностируется у 30 % детей, что подтверждает нашу гипотезу о положительном влиянии игры в баскетбол на развитие произвольного внимания.
Литература:
- Добрынин, Н. Ф. Психология внимания: О теории и воспитании внимания / Н. Ф. Добрынин. М.: ВЛАДОС, 2010.
- Железняк, Ю. Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения / Ю. Д. Железняк. — М.: АСТ, 2007. — 256 с.
- Немов Р. С. Психология. — 4-е изд. Р. С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1. Общие основы психологии.
- Петровский А. В. Общая психология /А. В. Петровский — М.:, 2015.
- Сираковская Я. В. Развитие свойств внимания у школьников 12–14 лет, занимающихся баскетболом // Педагогический опыт, теория, методика и практика. — 2015. -№ 3. С.359–362.