В статье дано краткое описание английской системы образования.
Ключевые слова: английский язык, образование, школа по-английски.
Я являюсь учеником начальной школы российской системы образования. Это самый интересный и важный этап моего детства. Свое знакомство с Англией я начал в этом учебном году на уроках английского языка. Изучая английский язык, я все глубже и глубже погружаюсь в английскую бытность и культуру. Поэтому английский язык стал моим любимым школьным предметом. Изучение английского языка не является легким делом. Это долгий и медленный процесс, который занимает много времени и усилий. Уроки английского языка кажутся мне всегда интересными и разнообразными. Преподаватель английского языка старается сделать каждый урок неповторимым. Приходя на занятие, я словно переношусь в Англию, узнаю о культуре другой страны. Все это мне очень нравится, чем больше я углубляюсь в изучение английского языка, тем больше меня интересует этот язык и страна этого языка. Мое увлечение вышло за рамки школьной программы, и я решил узнать, как учатся мои английские «коллеги по цеху», как устроена английская школа, как выглядит примерный распорядок дня, что представляет собой школьная форма и о других важных нюансах английского школьного бытия. Так какая же она, школа по-английски?! В каждой стране существует своя система образования. Школы в Англии не такие как в нашей стране. Британское школьное образование — одно из самых многослойных и престижных в Европе. Школы в Великобританииделятся на несколько категорий, из-за этого английская система среднего образования может показаться запутанной и совсем непонятной. Деление английских школ производится не только по типу собственности (государственная или частная), но также по принадлежности к организациям, доступу для иностранцев и даже религии. Среднее образование в Англии делится на 4 основных этапа: начальное с 5 до 7, с 7 до 11 лет., среднее от 11 до 14, и с 14 до 16 лет. Английские дети, идут в начальную школу, в возрасте 5 лет. С 5 до 7 лет это ступень начальной (подготовительной) школы. Начальная школа похожа на детский сад, дети там рисуют, поют, танцуют, играют в разные игры и слушают рассказы учителей. Так же на этой ступени образования, детей учат читать и писать. Как только ребенку исполняется 7 лет, он становится учеником младшей школы. Его учат читать, писать, так же изучают английский язык, математику, музыку, технологию и искусство. Достигая 11 летнего возраста, мальчики и девочки ходят в среднюю школу. Она может быть общеобразовательной, гимназией, селективной или церковной школой. На этой ступени многие ученики переходят из государственных школ в частные, хотя частные начальные школы в Великобритании, конечно, тоже есть. Британская частная школа — такая же визитная карточка страны, как монархия, театральное искусство и рок-музыка. Здесь они изучают следующие предметы: английский язык и английская литература, математика, точные науки — биологию, физику и химию, гуманитарные науки — историю, географию. В некоторых школах могут преподаваться так называемые классические предметы, такие как латынь, древнегреческий. К художественным предметам относятся искусство, дизайн и технологии, театроведение, музыка. Обязательно изучение хотя бы одного иностранного языка. Так же ученики вместе с родителями, помимо основных, учебных дисциплин, могут выбрать те учебные дисциплины, исходя из своих интересов к науке. Учебный год разделен на три семестра: осенний, весенний и летний. Также есть каникулы: летние длиной 6 недель в июле и августе и более короткие длиной в 2 или 3 недели (Рождественские и Пасхальные).
В некоторых школах учебный год начинается раньше 1 сентября. Я очень удивился, когда узнал, что английские школьники учатся даже летом. Обычно школы открыты с 9 утра до 15.30–16.00 дня с перерывом на обед в 1 час. Перемена в 15 минут может разделять утреннюю и дневную сессию.
Минимальное недельное урочное время составляет 21 час для учеников от 5 до 7 лет и 23.5 часов для учеников от 8 до 11 лет. Это время не включает ежедневное служение, регистрацию и перерывы на обед и уборку. В английских школах принято носить специальную форму. В каждой школе строго своя форма. Широко используется школьная символика, и определенный стиль, которые выделяют учеников. Если ты встретишь на улице ребенка в форме определенного цветового колорита то, можно с точным утверждением сказать в какой школе он учится. Обязательные элементы формы могут быть разными: обычно государственные школы более демократичны в этом плане. Типичная форма для мальчиков выглядит следующим образом: фуфайка, кардиган или свитер в сочетании с брюками и однотонными ботинками. Девочки обычно носят платья или юбки с тем же верхом, что и мальчики, и строгой обувью. В летнее время года брюки могут сменяться шортами, а свитера — футболками и рубашками-поло. Для занятий физкультурой предусмотрена отдельная форма — обычно школьники берут ее с собой. В престижных школах Англии форма является предметом гордости. Также нередко присутствуют столь экстравагантные аксессуары, как шляпки для девочек и галстуки для мальчиков. «Фирмовые» школы регламентируют и прочие элементы гардероба, куртки и даже носки, чтобы ни в коем случае не отклонятся от заданной традиции. Пренебрежительное отношение к форме, считается неуважением к определенному учебному заведению. Как и в российской школе, ученики английских школ получают отметки. Однако оценки в Англии отличаются. В школе ученикам ставят две оценки. Первая оценка за знание, качество подготовки материала, правильность ответа. Оценка ставится буквой, от А до U. Есть также оценка А* ее ставят в редких случаях, за выдающиеся достижения.
− A* — Превосходная работа, показывает высокие способности и развитое воображение.
− A — Отлично. Ученик хорошо понимает предмет и внимателен к деталям.
− В — Хорошо. Работа выполнена на достойном уровне, в основном без ошибок.
− C — Удовлетворительно. Немного не дотягивает до необходимого уровня знаний.
− D — Неудовлетворительная работа. Много ошибок, неточностей. Ученик рискует не справиться с дисциплиной.
− U — Чрезвычайно низкий результат. Ставится в редких случаях.
Вторую оценку ставят за усердие в учебе, цифрой: от 1 до 5. Для хороших оценок за усердие ученику следует вести себя на уроке активно: задавать вопросы, вступать в дискуссии, даже критиковать точку зрения учителя.
− 1 — Ученик работает особенно упорно, проявляет интерес к учебе и выражает лидерскую позицию.
− 2 — Очень хорошая работа на уроке. Ребенок в полной мере использует способности.
− 3 — Удовлетворительно. Ученик отвечает требованиям, но на уроке ведет себя пассивно.
− 4 — Ребенок не проявляет инициативы. Он делает работу, только если его попросят и ему помогут.
− 5 — Очень плохо, ученик не проявляет интереса к учебе, не укладывается в сроки или не делает работу вовсе.
Ученики получают оценки каждый день за работу на уроке и домашнее задание. Также знания по дисциплинам регулярно проверяют тестами. Раз в триместр школа готовит отчет для ученика и его родителей. В нем она приводит оценки за знания и старание. Отчет отправляют на электронную почту или загружают в личный кабинет родителя на сайте школы. Вместе с оценками загружают пожелания учителей. Обычно это сдержанные мнения: «Хорошо работает, неплохо, но добьется большего, если будет работать усерднее». А еще я узнал такой нюанс, что оказывается, в Англии нет двоечников и даже троечников. Отлаженная образовательная система исправляет учеников. Троечники становятся хорошистами, а хорошисты превращаются в отличников. И это очень здорово, иметь такую возможность подтянуться по всем учебным дисциплинам. Познакомившись с английскими школами и системой образования, я понял, что вижу очень большие различия. Английское образование — это система «пряника», а не «кнута»: здесь поощряют за достижения, но не ругают за промахи и делают для ребенка и его гармоничного развития, формировании как личности очень много. Школа по-английски мне очень нравится, я бы хотел учиться в Англии, и придерживаться строгих традиций воспитания и образования молодого поколения.
Литература:
- Аранский B. C., Лапчинская В. П. Система народного образования в Англии. М., 1961
- Вейзеров В. А. Дошкольное образование и воспитание в Британии // Образование в современной школе, 2005, № 4.
- Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.
- Дмитриева В. П. О системе классического образования в Англии.
- Лапчинская В. В. Некоторые вопросы школьного образования в Англии. Народное образование. — 1984. — № 11.