Послереволюционный исход | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Общественно значимое исследование Высокая научная новизна

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №2 (32) февраль 2020 г.

Дата публикации: 30.01.2020

Статья просмотрена: 577 раз

Библиографическое описание:

Коровин, Е. А. Послереволюционный исход / Е. А. Коровин, Н. В. Семагина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 2 (32). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/young/archive/32/1871/ (дата обращения: 16.11.2024).



Бедствия первой мировой войны, потрясения двух революций, наконец, смутное время интервенции, Гражданской войны, «красного» и «белого» террора, голод, разгул преступности — все это стало основными причинами того, что сотни тысяч российских граждан вынуждены были покинуть пределы Родины. Для очень многих эмигрантов причиной их вынужденного отъезда из России становится боязнь за собственную жизнь и жизнь их близких. И начался Великий Исход. Первая, самая большая и противоречивая волна русской эмиграции накрыла мир. После 1917 года принято выделять четыре периода (так называемые «волны») эмиграции, отличающиеся друг от друга по причинам, географической структуре, продолжительности и интенсивности и т. д. Первая волна эмиграции (Белая эмиграция) хронологически охватывает период с 1917 года по 1920-е годы.

Мы будем говорить о «первой» волне российской эмиграции. Эмиграция из новой России по приблизительным подсчётам составляла от 1.5 до 2 миллионов человек.

Лишенные Родины, потерявшие нажитое за всю жизнь, лишившись семей, друзей, определенного образа жизни, статуса, своего мира и уклада, обездоленные русские люди были вынуждены искать пристанища в чужих странах. В сущности, в эмиграции были представлены практически все классы и сословия распавшейся Российской империи, для которых в новой политической системе не нашлось места.

Если солдаты и офицеры врангелевской армии уходили в приказном порядке и без особых хлопот, то гражданским беженцам приходилось домогаться пропусков и разрешений. Многие из гражданских до последнего момента колебались: ехать или не ехать. Да и, в самом деле, легко ли было менять отечество на чужбину, привычный образ жизни на неизвестность. Но даже убежденные противники большевиков в этот период считали для себя возможным остаться в России. К тому же для многих русских, воспитанных в высших понятиях чести и достоинства, представлялась унизительной сама идея бегства с собственной родины. Это настроение было широко распространенным среди дворянской и служилой интеллигенции.

География русской эмиграции чрезвычайно широка: от Канады и Латинской Америки до Австралии и Новой Зеландии.

Лишь небольшое число счастливцев, успевших вывести капиталы из России, да уехавшие еще до революции эмигранты смогли чувствовать себя более или менее спокойно. Почти ни у кого не было иностранных счетов и компаний за рубежом, поэтому людям приходилось начинать жизнь сначала.

Русским эмигрантам пришлось осваивать новые профессии, упорно работать, чтобы прокормить свои семьи. Подавляющая часть эмигрантов вынуждена была устраиваться шоферами, официантами, мойщиками посуды, подсобными рабочими, музыкантами в маленьких ресторанчиках, тем не менее продолжая считать себя носителями великой русской культуры.

Хотя не все выдержали тяжелые испытания судьбы. Моральное опустошение, отчаяние приводило часто к трагедиям. Многие пополнили армию нищих, голодных и безработных, закончив свою жизнь полузабытые, больные. Очень трудно было найти себе применение представителям интеллигентских профессий.

15 декабря 1921 года в РСФСР был принят декрет, согласно которому многие категории бывших подданных Российской империи лишались прав на российское гражданство, в том числе пробывшие за границей беспрерывно свыше 5 лет и не получившие своевременно от советских представительств заграничных паспортов или соответствующих удостоверений. Так многие российские эмигранты оказались лицами без гражданства. В 1922 году появились специальные «нансеновские» паспорта, которые выдавались русским эмигрантам. Фактически, это было удостоверение беженца, позволявшее пересекать границы и менять место жительства.

Многие деятели отечественной культуры и науки встретили пролетарскую революцию в расцвете сил. За границей оказались сотни ученых, литераторов, философов, музыкантов, художников, которые могли составить цвет советской нации, но в силу обстоятельств раскрыли свой талант только в эмиграции. «Стержнем» их творчества стало национальное самосознание. Это подтверждает и тот факт, что, живя за границей, русская интеллигенция продолжает творить на родном русском языке. [2] Русские изгнанники сыграли уникальную роль в достижениях человеческой цивилизации 20 века своими делами. Русские эмигранты пытались как бы доказать всему мир, что Россия не смотря на тяжелые испытания и унижения выпавшие на ее долю не только не погибла но по-прежнему обладает огромным потенциалом нерастраченных творческих сил и в этом залог её будущего возрождения. Рассматривая себя неотъемлемой частью России, они продолжали созидать во имя её будущего. Одно лишь перечисление достижений русских эмигрантов займет не одну страницу. Сотни и тысячи имен, историй, открытий.

Дух захватывает от тех перспектив, что открылись бы перед Россией, останься эти люди на месте. За 70 лет своего существования, без территории, без защиты, часто без прав, неоднократно теряя свои материальные накопления, русская эмиграция первой волны дала миру двух нобелевских лауреатов (литература -И. А. Бунин и экономика -В. В. Леонтьев); выдающихся деятелей искусства -Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, В. В. Кандинский, И. Ф. Стравинский; плеяду известных ученых и технологов-И. И. Сикорский, В. К. Зворыкин, В. Н. Ипатьев,; целую эпоху в русской литературе В. Набоков, И. Шмелев, З. Гиппиус, А. Куприн, несколько философских и богословских школ. Несмотря на все издержки жизни в изгнании, эмиграция думала о будущем. Своим детям они стремились привить всё русское, воспитать их для будущей России. Уникальность сложившейся ситуации состояла в том, что не было государства, не было своего правительства, не было экономики, не было политики, а культура была.

Русские эмигранты делали все возможное для сохранения русской культуры, для воспитания молодого поколения в духе русских национальных традиций. С это целью во многих европейских странах были созданы русские школы и высшие учебные заведения, научные учреждения, книжные издательства, выходили русские газеты, журналы, альманахи, для детей организовывались летние лагеря, летние школы, собирались съезды русской молодежи. Большую просветительскую работу вела Русская православная церковь за рубежом.

Главное отличие русской послеоктябрьской эмиграции от эмиграций всех других стран и народов заключается в сохранении ею высшего духовного начала, сохранении культуры своей Родины, противодействие адаптации и ассимиляции. [7] Русские эмигранты, в большинстве своём, никогда не становились американцами, французами, англичанами, немцами и т. д. российского происхождения. Они всегда оставались русскими, православными, всегда верили в возрождение национальной России.

Российская белая эмиграция — целое историческое явление, это наша общая драма и трагедия, не до конца раскрытая и осознанная. Потеря в XX веке Россией своих сограждан, причем далеко не худших, весьма горький урок для страны. И без решения этой проблемы Россия вряд ли сможет спокойно смотреть в будущее. Нередко приходится сталкиваться и с мнением о том, что эмиграция — своего рода «отрезанный ломоть» и не представляет интереса для изучения. Но всем своим существованием зарубежная Россия опровергает эту точку зрения.

Литература:

  1. Анастасова Е., Косык В. В поисках лучшей доли. Российская эмиграция в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Вторая половина XIX — первая половина XX в. // Москва 2009
  2. Борисов В. П. Золотой век российской эмиграции // Вестн. Рос. Академии наук. 1994. Т. 64, № 3.
  3. Барк П. Воспоминания последнего министра финансов Российской империи. // Москва 2017
  4. Врангель П. Н. Воспоминания Петра Николаевича Врангеля // Москва 2012
  5. Гусефф К. «Русская эмиграция во Франции». // Москва 2002
  6. Деникин А. И. Международное положение, Россия и эмиграция // Москва 2012
  7. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье... Пути и судьбы русской эмиграции. // Москва 2013
  8. Лехович Д. В. Белые против красных: Судьба генерала Антона Деникина. // 1992.
  9. Маяковский В. «Хорошо» // Москва 1995 c. 48

10. Оболенский В. А. Моя жизнь. Мои современники. // Москва 2015 с. 202–203

  1. Цурганов Ю. неудавшийся реванш. Белая эмиграция во второй мировой войне. // Москва 2001
  2. Шкаренков JI. K. Агония белой эмиграции // Москва 1986 с. 105
  3. Березовая Л. Г. Культура русской эмиграции (1920–30-е гг.) // Новый исторический вестник. 2001 № 3 с.61–64; с.75
  4. Решетников Л. П. К вопросу о позиции белой эмиграции во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Проблемы национальной стратегии. 2010. № 1 (2)
  5. Жуковская Д. «Причины судьбы эмиграции после революции 1917 г». Дилетант исторический электронный журнал // 2013
  6. http://www.belcanto.ru/rachmaninov.html
  7. www.history.ru История России федеральный портал.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, русская эмиграция, русский, эмигрант, эмиграция.


Задать вопрос