В статье рассмотрены главные степные законы казахского народа,нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях и все стороны жизни казахского общества.
Ключевые слова : Казахское ханство, совет биев, кун, обычай, правосудие.
Во все времена у каждого народа существовали свои законы и уставы, которые сохраняли порядок в государстве. Оглядываясь в историю, представим правовой путь до сегодняшного дня. Казахское традиционное право – бесценное достояние. В Казахском ханстве особую роль играли степные законы. Законы степей в течение столетий образововались, развивались, совершенствовались. Дошли из поколения в поколение. Казахское традиционное право основано на традиционных обычаях, на этой основе строились правовые законы. Они назывались законами степей:
– «Қасым ханның қасқа жолы» «Светлый путь Касым хана»
– «Уложения — наследие Есим хана» «Есім ханның ескі жолы»
– «Жеты Жаргы», «Семь установлений» Тауке хана
«Қасым ханның қасқа жолы» «Светлый путь Касым хана»
Касым был сыном Жанибека хана в истории Казахского ханства конца XV – начала XVІ вв. Он был правителем-реформатором в период, когда шел процесс укрепления молодого Казахского государства. В качестве верховного владыки Касым добился крупных успехов в деле укрепления ханской власти, соблюдения обычаев и законности. Касым по свидетельству Бабура, как никто другой из известных ему правителей, держал свой народ в строгом повиновении. Согласно сведениям Мухаммада Хайдара, число подданных Касым хана составляло более одного миллиона человек, а вооруженных воинов он мог выставить до 300 тыс.
Касым хан, в отличие от многих других чингизидов, в том числе своих братьев, каждый из которых стоял во главе владельческой территории, представлял собой типичного степного правителя, вобравшего образ, помыслы, качества, и отчасти, идеалы кочевой цивилизации. Это проявлялось не только в том, что он больше находился в свободное от походов время в среде казахских кочевников и сам вел похожий образ жизни. Касым хан говорил о себе и своих подданных: «Мы — люди степей. Здесь не бывает дорогих вещей и изысканных блюд. Самое большое наше богатство — лошадь, а самая вкусная еда — ее мясо; самый приятный напиток для нас — ее молоко и то, что из него приготавливается. В нашей стране нет садов и зданий. Местом наших развлечений являются пастбища коней».
Для укрепления норм общественной и государственной жизни Касым реформировал обычное право. «Қасым ханның қасқа жолы» «Светлый путь Касым хана». Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. В законах Касым хана отразились его политика и взгляды, отношение к обществу и различным его слоям, насколько реальна и популярна была его власть как верховного правителя, и наконец, что хотел и как хотел он править ханством. Реформы Касым хана по меркам того времени были обширными, с определенными новшествами, не затрагивающими в целом сложившиеся в течение веков основы жизнеобеспечения и устройства кочевых коллективов. Его реформы по направленности можно было бы назвать политикой объединения казахских земель, консолидации и обустройства кочевого населения. Он усовершенствовал административно-территориальное деление, ввел, в особенности в систему управления, казахские и тюркские термины и понятия взамен уже выходящих из употребления в Кипчакской степи монгольских, арабских слов и обозначений, укрепил значение традиционных институтов и начал формирование «народности» в кочевых коллективах, усилил роль биев и бийского правосудия в них, ослабил влияние духовенства среди кочевников.
Этот свод права включал в себя пять основных разделов:
- Имущественный закон. В него входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе.
- Уголовный закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.
- Военный закон. В нем оговаривались повинности населения в содержании армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.
- Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета.
- Закон общественности. Этот раздел был посвящен межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворовому этикету [1].
Законы Касым хана — это его установления, связанные с новой трактовкой, новым толкованием или расширением и ограничением сферы применения правовых нормативов, имеющих или имевших силу в обществе, в кочевых общинах. Все это делалось не вообще, а в контексте усиления демократических и гражданских начал в общественно-политических отношениях, служащих укреплению порядка и законности, престижа правителя и казахской государственности. Возвышение роли биев и бийского правосудия в обществе и кочевых общинах входило в политику Касым хана, являлось мерами укрепления государства и правопорядка в нем. При нем новый смысл и особое звучание получили также судебные принципы, как «Қара қылды қақ жару» («Разрубить волосинку ровно пополам») означает, что суд и судья настолько должны быть беспристрастны и справедливы, что их решения не должны клониться на ту или на другую сторону участников процесса; «Әділ қазы — алтын таразы» («Справедливы судья — это золотые весы равновесия»). Народная легенда гласит, что сам Касым хан «Ел билігін екі ауыз сөзбен шешкен» («По делу целого народа выносил решение в двух словах»), т. е. кратко и убедительно. Об этом же гласит изречение о том, что мудрые бии дело даже об убийстве решают на суде «в двух словах»: «Ердің құнын екі ауыз сөзбен шешеді». О заботах о бийском правосудии говорит общеобязательное правило: «Би болсын, би түсетін үй болсын» — «Да будет биям оказано везде гостеприимство».[2]
«Уложения — наследие Есим хана» «Ес ім ханның ескі жолы »
Правителем и законодателем, оставившим глубокий след в истории и народной памяти, был сын хана Шигай Есим хан. Есиму пришлось выдержать тяжелую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. После его смерти ханский престол занял его старший брат Тауекел хан в 1598 г. К этому времени Есим султан успел завоевать влияние и известность в Казахском ханстве, в первую очередь как дерзкий воин и умелый военачальник в ряде значительных сражений и походов, и как открытый и общительный владелец и распорядитель в своем кочевом улусе. Суть реформы заключалась в том, что главенство чингизидов в государстве было заменено на главенство биев и старшин. Юридически эти изменения были закреплены в «Уложении», которое в преданиях казахов называют «Есім ханның ескі жолы» – «Древняя дорога хана Есима». [3]
«Уложения — наследие Есим хана» — не разовый законодательный акт. Оно и не собрание актов, принятых ханом в разное время, на протяжении его ханства (1598–1628), сведенное в один кодекс, как «яссы» (по казахски «жасақ») Чингис хана, или наподобие «Жеты Жаргы» Тауке хана (1680–1718). Подданные Есим хана и последующие поколения казахов нововведениям Есим хана давали особое наименование «Есім ханның ескі жолы» или «Есім хан салған ескі жол». Это было собирательно-содержательное наименование основных правовых установлений и политической деятельности Есим хана. [4]
«Жеты Жаргы» , « С емь установлений» Тауке хана
Тауке был старшим сыном хана Жангира. Время правления Тауке хана освящено в сочинениях мусульманских, китайских, русских авторов, а также в памятниках устного народного творчества казахов. В народных преданиях казахов время царствования Тауке хана связывают с «золотым веком» государства, когда «народ жил в покое; существовал порядок, были законы и правосудие».
В 1680 г. престол Казахского ханства перешел к сыну Жангира, хану Тауке. Новый правитель был достаточно сильным ханом, дальновидным политиком и умным дипломатом. Тауке хан в отличие от своих предшественников стремился укрепить свою власть с помощью представителей степной аристократии — биев, составляющих значительную элитарную социальную группу в ханстве. Институту биев в казахском обществе традиционно отводилось большое значение. Бии играли значительную роль в отправлении обычно-правовых, хозяйственных, военных и идеологических функций. Они, однако, не принадлежали к ветви Чингизидов. Окружив себя биями, Тауке через посредство «совета биев» повел борьбу против сословия Чингизидов, открыто выступавших против ханской власти. Совет биев существовал задолго до Тауке хана, по народным преданиям с легендарных времен Майкы бия. Это высокое собрание созывалось не часто, по мере особой необходимости при решении важных вопросов. Как важнейший орган хана совет биев проводился всегда в той или иной ставке Тауке хана: в Битобе около г.Туркестана, Мартобе около г.Сайрама и Культобе вблизи г.Ангрена Сырдарьинской области. Хан Тауке начал успешно созывать совет биев, прежде всего с участием наиболее влиятельных трех казахских жузов. В Старшем жузе был непоколебим авторитет Толе бия, в Среднем — Казыбек бия, в Младшем — Айтеке бия .
В правление хана Тауке были кодифицированы и дополнены нормы обычного права казахов. Составленные законы известны под названием «Жеты Жаргы», что буквально означает «семь установлений». В научной литературе этот юридический документ именуется «Уложением хана Тауке», или «Законами хана Тауке». По историческим преданиям, его творцом принято называть хана Тауке, который будто бы собрал в урочище Культобе биев — представителей трех жузов, и они соединили «старые обычаи ханов Касыма и Есима» в нормы, называемые «Жеты Жаргы».
«Жеты Жаргы» содержат нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, т. е. в нем охватывались все стороны жизни казахского общества. Верховная власть должна быть сосредоточена в руках хана.
Основные разделы «Жети Жаргы»
- Земельный закон
- Семейно-брачный закон
- Военный закон
- Положение о судебном процессе
- Уголовный Закон
- Закон о куне
- Закон о вдовах
Судя по отдельным статьям законов, хан был верховным судьей, он судил и наказывал за преступления и проступки, разбирал иски, устанавливал порядок налогообложения. Одним из пунктов «Жеты Жаргы» уточнялся порядок управления ханством посредством султанов и родоплеменных старейшин: «Чтобы сам хан, равно как и все султаны, старейшины и правители родов собрались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных». При этом все они должны были являться на «собрание народные» с оружием. Это требование было настолько строгим, что явившийся на курултай безоружный не имел права голоса, и младшие могли не уступать ему места. Как и в других правовых памятниках средневековья, основное место в «Жеты Жаргы» отводилось уголовно-правовым нормам.
В перечень преступлений включались:
– убийство
– увечье
– насилие
– побои
– оскорбление
– несоблюдение правил сыновней почтительности
– воровство
– прелюбодеяние
– нарушение прав наследования
– неуважение к родителям
За совершение преступлений виновные подвергались различным наказаниеям. В «Жеты Жаргы» сохранился закон «за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем». Но наказания могли быть смягчены по приговорам судей или по согласию истцов, тогда преступник наказывался только установленной за всякое преступление платой. Возможность откупа, однако, предоставлялась не всегда. Устанавливали следующие формы наказания:
– Смертная казнь
– Выплата штрафа за возмещение убытка
– Изъятие имущества
– Изгнание за пределы Родины
– Предание
Самым распространенным видом наказания был выкуп — кун. Уплатой куна даже убийца с согласия истцов мог сохранить себе жизнь. Размер куна мог варьировать в зависимости от социальной принадлежности преступника и потерпевшего (знатный — незнатный, господин — раб), свидетельствует о классовом характере «Жеты-Жаргы». Так, за убитого рядового мужчину убийца платил его родственникам 1000 баранов, за женщину — 500, а за убийство султана и ходжи кун взимался как за семь человек; стоимость раба приравнивалась к стоимости беркута или охотничьей собаки. За членовредительство также платили определенным числом скота: большой палец стоил 100 баранов, мизинец — 20 и т. д. (5)
«Жети Жаргы» как правовой памятник, очевидно, нельзя признать новоизобретением Тауке: в этом «Уложении», разумеется, нашли свое отражение и традиционные нормы обычного права, бытовавшие в степи в более раннюю эпоху. Вместе с тем можно предположить, что и прежде наряду с освященными временем обычаями племен действовали в Казахском ханстве неписаные законоположения и постановления других ханов, авторами которые были Касым и Есим, что, видимо, и отразилось в народной памяти.
Таким образом, все три закона содержат нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, т. е. в нем охватывались все стороны жизни казахского общества. Для укрепления государства и правопорядка в нем возвышали роли биев и бийского правосудия. Степной казахский народ не перечил старшим и подчинялся этим законам. Законы сохраняли государство изнутри и снаружи. Эра казахского ханства в XVI-XVIII веках, то есть система правления по светлому пути Касым хана, по старому пути Есим хана, создателя Семи законов Тауе хана была основана на ханском управлении. С политической стороны это было централизованное, целостное государство. В то время Казахское ханство экономически было связано с соседними государствами: опираясь на законодательство, решались политические и торговые проблемы. Мудрые и дальновидные ханы, руководствуясь этими законами, служили и боролись во благо казахского народа, за стабильное, мирное существование, процветание и развитие Казахского государства.
Литература:
- История Казахстана 6 класс, Алматы: «Атамұра» 2018 г.
- Қазақтың ата заңдары. Древний мир права казахов IV том. Алматы: «Жеті Жарғы» 2005 г.
- История Казахстана 6 класс, Алматы: «Атамұра» 2018 г.
- Қазақтың ата заңдары, Древний мир права казахов. «Материалы, документы и исследования в десяти томах» 2-том. Алматы «Жеті Жарғы» 2003г.
- История Казахстана с древнейших времен до наших дней, Алматы: Атамура 2010, 2 том