Создание и анализ парфюмерной композиции | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые Высокая практическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Химия

Опубликовано в Юный учёный №2 (32) февраль 2020 г.

Дата публикации: 02.02.2020

Статья просмотрена: 1970 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, С. М. Создание и анализ парфюмерной композиции / С. М. Шевченко, Л. А. Тришкина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 2 (32). — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/young/archive/32/1879/ (дата обращения: 16.11.2024).



Вы когда-нибудь задавались вопросом о том, как давно появились духи и для чего они были предназначены? Изо дня в день тысячи людей пользуются любимыми ароматами, чтобы чувствовать себя неповторимыми и неотразимыми. Моя семья не стала исключением. Так уж сложилось, что по традиции, дедушка и папа на 8 марта дарят женщинам нашей семьи духи. Несмотря на то, что этот праздник отмечается ежегодно, каждый раз в качестве подарка мы получаем различные парфюмерные композиции: у бабушки это духи — очень стойкие с древесными нотками, у мамы — свежие, цветочные с глубоким выразительным шлейфом. Мне же достается аромат — бодрящий с нотками цитрусов или розы. Разновидность подаренных ароматов и заставила меня узнать немного больше о них. Изучив историю данного вопроса, я выяснила, что применять душистые композиции стали еще в древние времена, бросая их в костер. Значительно позже, уже в наши дни, ученые доказали, что вдыхание душистых веществ оказывает на человека весьма значительное физиологическое воздействие. С другой стороны, «духи — одно из средств молчаливого взаимопонимания», — так говорят лирики. А химики утверждают, что духи — это спиртовые растворы, содержащие не менее 5 % ароматических веществ и 71 % спирта. Модельеры же уточняют, что духи — это дополнение, которое раскрывает умение женщины одеваться.

Объект исследования: парфюмерные композиции на основе ароматических веществ.

Цель: определить основные компоненты парфюмерных композиций. Создать ароматическую композиции собственного состава.

Методы работы:

  1. Изучение литературы.
  2. Проверка качества эфирных масел, входящих в состав моих композиций.
  3. Изготовление собственных парфюмерных композиций на различных видах основ

На одном из уроков по окружающему миру в четвертом классе выяснилось, что мои одноклассники об ароматических маслах почти ничего не знают. Тем более никто из них никогда не слышал, что такое парфюмерная композиция и какие они бывают. Чтобы окончательно в этом убедиться, я решила провести опрос одноклассников: попросил их и их родителей ответить на несколько вопросов (раздал анкеты, а потом с помощью своего учителя их проанализировала). Тема моей работы вызвала интерес у всех, с кем я беседовала. Эти результаты меня удивили и лишь подтвердили мою гипотезу. Наши знания об истории духов, о компонентах, входящих в их состав, о способах их получения, к сожалению, весьма неразнообразны. Если взрослые осведомлены о некоторых компонентах парфюмерных композиций, то мои одноклассники имеют не значительные знания об этом. А ведь рынок духов растёт с каждым днём, и он ещё не достиг своего предела. Новинки появляются одна за другой и как правило авторы все чаще внедряют в их состав синтетические душистые вещества — как аналоги природных эфирных масел. Поэтому у некоторых людей часто наблюдаются головные боли и аллергические реакции на духи, приобретенные в обычном магазине. Выслушает и рассмотрев материалы моей работы, каждый из вас сможет не только познакомиться с вариантами изготовления духов в домашних условиях, но и пользуясь такими парфюмерными композициями приобретёт возможность освободить нашу планету от химически вредных ароматов.

Духи намного старше, чем мы думаем. Еще за три тысяч лет до нашей эры в Древнем Египте ароматические растения использовали в медицине и косметике. Их применяли при снаряжении умерших в последний путь. Ароматы поддерживали здоровье, сохраняли красоту и молодость, использовали при религиозных обрядах. В Древнем Египте ароматная вода и благовонные смолы были атрибутами различных ритуалов и церемоний, а знать уже тогда пользовалась масляными духами. В бальзамировании применялись кедровое масло и ладан — эти вещества обладают консервирующими свойствами. Как мы видим, в те времена люди очень хорошо знали силу различных растений [1].

Греки научились у египтян использовать ароматические вещества и начали использовать эфирные масла, получаемые из цветов и растений. В то время значительную часть ароматических веществ доставляли с Востока. Из-за этого они были очень дорогими, и позволить себе такие духи могли только богатые люди. Именно в Древней Греции на смену моноароматам (ароматам, состоящим только из одного запаха) стали приходить парфюмерные композиции. При раскопках греческих городов были найдены таблички, на которых подробно описывается состав благовоний, применяемых как женщинами, так и мужчинами с эстетической и гигиенической целями (ароматические мази обладали дезинфицирующим эффектом). Даже провожая человека в загробный мир, ему клали флакончик с благовонием. Любимыми запахами древних греков были ароматы розы, лилии, ириса, шалфея, тимьяна, майорана, шафрана, мяты и аниса. Одним из изобретений того времени стали ароматизированные фонтаны, в воду которых добавлялись эфирные масла. Вокруг фонтана создавалась удивительная аура, которую мог унести с собой любой желающий — достаточно было постоять немного около воды и подождать, пока брызги осядут на коже. Из Греции ароматы перекочевали в Рим. У римлян наибольшим почетом пользовались ладан, мирра, сандал, мускус в сочетании с корицей, имбирем, ванилью [2,7].

В средние века использование благовоний в Европе было практически прекращено, и они использовались исключительно в церкви. В это время арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, усовершенствовав производство эфирных масел.

Новый приход ароматов в Европу связан с крестовыми походами. В XI веке крестоносцы привезли из Иерусалима на юг Франции жасмин и розы. И только в XII веке с развитием торговых отношений, парфюмерия полноценно пришла в Европу. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока. Во второй половине XIV века появились жидкие духи на основе спирта и эфирных масел, которые называют «ароматической водой». В XVI веке итальянец Маурицио Франжипани додумался растворять душистые вещества в чистом винном спирте. Этот момент и можно считать рождением современной парфюмерии. Открытие перевернуло мир парфюмерии: стало возможным бесконечное количество комбинаций. Люди научились хранить в хрустальных флаконах ароматы живых цветов, трав, деревьев, смол и многого другого [2,4].

Все виды парфюмерной продукции состоят, в основном, из пахучего концентрата, спирта и воды и отличаются их пропорциональным соотношением. Иногда, и в самых малых дозах, добавляют красители и антиокислители, но запах от этого не меняется. К сожалению, в обозначениях различных видов парфюмерной продукции царит полная неразбериха, потому что в каждой стране под ними имеется в виду что-то своё. В различных фирмах, занимающихся парфюмерным бизнесом, также существуют свои нормы концентрации. К тому же эти нормы с течением времени изменяются.

Духи — комбинация различных эфирных масел, объединённых в единую ароматическую композицию. Иными словами, — это смесь экстрактов, растворённых в специальном спирте и закрепитель животного происхождения. Духи содержат от 15 до 22 % парфюмерной композиции, растворённой в 90 %-ном спирте. Это самые концентрированные и интенсивные жидкости, которые на французский манер называются Parfum, на английский Perfume; другое, несколько устаревшее название — Extract.

Духи — это самый дорогой вид ароматической жидкости. В смесь душистых масел здесь часто входит высокий процент самых дорогих натуральных цветочных эссенций. В духах больше всего масел основы, они наиболее стойкие. Аромат концентрированный и насыщенный, как правило, это вечерние запахи.

Парфюмированная вода (Eau de Parfum) — изделие, близкое к духам. По концентрации эфирных масел она находится между духами и туалетной водой. В парфюмерной композиции её присутствуют 12–13 % ароматического сырья в 90 %-ном спирте. Доля основного аромата в композиции уменьшается, ярче выражена середина, но основы всё же много. Парфюмированную воду часто называют дневными духами, так как днём она заменяет духи.

Туалетная вода (Eau de Toilette) — концентрация душистых веществ здесь составляет 8–10 % в 85 %-ном спирте. Доля верхних нот усиливается, а основных — уменьшается.

Это более лёгкий вид парфюмерии, которым можно пользоваться несколько раз в день. К тому же туалетные воды великолепно подходят для жаркого времени года и для работы [4].

Любой запах раскрывается в три этапа. Сочетание нот ароматов создает их «мелодию». Ноты раскрываются со временем: первыми проявляют себя верхние ноты, которые производят первое впечатление об аромате, затем мы «слышим» более глубокие ноты сердца, а в результате на коже остаются базовые ноты. Не стоит выбирать аромат, ориентируясь только на верхние ноты. Необходимо дать ему время показать себя. Базовые ноты проявляются последними, но именно они определяют характер аромата [5].

Верхние ноты (головные) — 5 минут. Воспринимаются сразу после нанесения. Создают первое впечатление об аромате. Содержат сильно ароматизированные компоненты, которые очень летучи и быстро испаряются. Цитрусовые, мята, имбирь

Средние ноты (ноты сердца) — 3 часа. Характеристика: воспринимаются обонянием, когда рассеиваются верхние ноты. Имеют более мягкий аромат. Проявляются от 2-х минут до 1 часа после нанесения. Лаванда, роза, жасмин, корица

Базовые ноты — 24 часа. Воспринимаются обонянием через 30 минут после нанесения. Состоят из нот, которые часто являются фиксаторами, удерживающими и усиливающими более легкие верхние и средние ноты (Например, эфирное масло пачули) [6].

Проанализировав данные литературы, можно сделать вывод, что любая парфюмерная композиция раскрывается в три этапа. Профессиональные композиции могут состоять из сотен ароматов. Любая парфюмерной композиция состоит из ароматического компонента и основы. В качестве основы может служить масло (жожоба или оливковое), воск, смешанный с маслом, спирт и вода с полисорбатом, как заменитель спирта.

Первый этап нашего исследования был посвящен проверке качества эфирного масла. Для этого мы провели ряд тестовых реакций.

Тест на кислотность. На полоску индикаторной бумаги наносили каплю эфирного масла. Сравнивали полученную окраску со стандартной шкалой. При этом рН должно быть около 7, среда нейтральная (проводился с помощью универсальной индикаторной бумажки)

Определение чистоты эфирного масла. 2–3 капли эфирного масла наносят на воду, налитую на часовое стекло, и наблюдают на черном фоне: не должно быть заметного помутнения вокруг капель масла;

Определение примеси жирного масла. I мл эфирного масла взбалтывают в пробирке с 10 мл спирта: не должно наблюдаться помутнения и капель жирного масла.

Тест на испаряемость. Каплю эфирного масла наносят на полоску фильтровальной бумаги размером 5 см. Используемые эфирные масла не оставляли пятен на бумаге, а это указывает на хорошее качество масел.

Дерматологический тест. На тыльной стороне ладони делалась проба используемых масел, реакции кожи на масла отсутствовала.

Далее, для создания собственной композиции духов мы использовали следующий алгоритм:

  1. Нанесли на подписанные полоски бумаги по капельке масел средней ноты и определили, как они будут сочетаться. Выбрали наиболее оптимальное сочетание.
  2. Таким же образом нанесли на полоски масла конечной ноты. Потом соединили вместе среднюю и конечную ноту. Затем добавили к аромату полоски с запахом начальной ноты.
  3. Далее в пробирку с помощью пипетки добавили несколько капель масел средней ноты, затем несколько капель конечной ноты. Закрыли пробирку пробкой и встряхнули ее, чтобы смешать масла.
  4. Полученный аромат можно подкорректировать, добавляя еще несколько капель нужного масла и снова перемешиваем. Масла следует добавлять понемногу, иначе можно испортить аромат.
  5. Затем добавляем масла верхней ноты, закрываем пробирку крышкой и перемешиваем масла.
  6. Полученный аромат переливаем в темный флакон и настаиваем его в течении двух недель. За это время ароматы перемешаются и станут единым целым.

Затем мы попробовали создать собственную композицию. В нашем распоряжении были: лимон, чайное дерево, пачули, миндаль, масло лаванды, иланг-иланг.

Собственный рецепт 1: (лёгкий аромат)

– 2 капли эфирного масла лаванды

– 4 капли эфирного масла апельсина

Собственный рецепт 2:

– 2 капли эфирного масла сосны

– 2 капли эфирного масла лимона

– 1 капля эфирного масла пачули

Собственный рецепт 3:

– 2 части эфирного масла пачули

– 2 части эфирного масла лаванды

– 3 части эфирного масла иланг-иланг

– 1 части эфирного масла жасмина

Завершающий этап был посвящен созданию духов на различных видах основ. Известно, что масляные духи представляют из себя просто смесь эфирных и жирных масел. Однако, в чистом виде они могут вызвать раздражение кожи, поэтому нужно использовать какую-нибудь основу. Для получения масляных духов мы использовали масло без запаха (миндальное). Флакон из темного стекла заполняли на 23 миндальным маслом. Оставшееся место во флаконе заполняем основой из эфирных масел, которую мы сделали ранее. Духи настаивали несколько часов. Полученную смесь переливали во флакон-роллер [3,5].

Для изготовления духов на спиртовой основе масло заменили спиртом. Мы использовали спирт полисорбат-20. В пробирку с помощью пипетки добавляли 1–2 мл спирта полисорбата-20. Затем в пробирку добавляли 3 мл основы из эфирных масел и тщательно перемешивали. К полученной смеси в пробирку добавляли 6 мл воды и снова перемешивали. Полученные духи переливали во флакон-спрей.

Из данных литературы, известно, что хорошие твердые духи получаются из цитрусовых ароматов. Поэтому как компонент в наших прописях обязательно присутствовали эфирные масла апельсина, мандарина или лимона. Для получения твердых духов, две чайные ложки воска помещали в пластиковую баночку и нагрели в течении 2 минут в микроволновой печи. Когда воск расплавился к нему добавили 1 чайную ложку персикового масла и 1 чайную ложку воды, тщательно перемешали. К смеси добавили 1 чайную ложку смеси эфирных масел. Все тщательно перемешали и дали смеси остыть. Полученную смесь переносили в пластиковый флакон с широким горлом [3,5,6].

Люди часто со скрупулезностью выбирают подходящие для себя духи. Ищут свой запах. Чаще покупают сразу несколько ароматов, каждый под определенное настроение. Но иногда бывает и так, что не можешь найти тот самый запах, которым бы хотелось окружить себя. Кажется, вот этот не плох, но чего-то не хватает. Почему же это так важно? Язык аромата говорит людям гораздо больше, чем принято думать. С помощью чистых, красивых запахов каждый в силах преобразить внешность, подчеркнуть собственную индивидуальность, облагородить атмосферу дома.

Цель, поставленная мною, достигнута. При подготовке работы был собран большой объем информации об истории, ассортименте и приготовлении парфюмерных композиций. В работе я постаралась использовать сведения из литературных источников, а также описала технологию изготовления собственных духов на различных основах.

Выводы:

Изучая историю появления духов, я выяснила что:

– первые ароматические композиции появились 3 веке до н.э в Египте.

– греки научились у египтян использовать ароматические вещества и начали использовать эфирные масла, получаемые из цветов и растений.

– XII веке с развитием торговых отношений, парфюмерия полноценно пришла в Европу.

– В XVI веке итальянец Маурицио Франжипани додумался растворять душистые вещества в чистом винном спирте. Этот момент и можно считать рождением современной парфюмерии.

Определяя качество эфирного масла, я узнала, что: эфирное масло при определении кислотности должно иметь pH примерно 7, что близко к физиологическому состоянию кожи; эфирное масло не должно содержать примеси жирных масел; эфирное масло должно улетучиваться через некоторое время, не оставляя при этом жирных следов на бумаге; эфирные масла не должны вызывать покраснения на коже человека

В результате проделанного мной исследования моя гипотеза подтвердилась. Я получила возможность в домашних условиях изготовить простейшие духи без химически вредных компонентов.

В завершении хочется сказать, что оригинальными хочется быть многим. Это просто, нужно только создать самому свой аромат. Сегодня продаются в богатом ассортименте эфирные масла. Вот именно их и можно использовать для создания своих неповторимых духов. Основной несложный способ мы описали выше. Призывайте на помощь свою фантазию и творите!

Литература:

  1. Ароматы мира / ред. группа: А. Дмитриева, Т. Евсеева. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. 184 с. 2. Бражников В. П. История запахов. М.: Наука, 1998. 203 с.
  2. История парфюма. [Электронный ресурс] — Режим доступа — http://www.allwomens.ru/10213-duxi-parfyum-istoriya-d.
  3. Как сделать духи в домашних условиях [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.syl.ru/article/153259/new_kak-sdelat-duhi-v-domashnih-usloviyahdomashnie-tverdyie-duhi
  4. Классификация духов [Электронный ресурс] — Режим доступа — http://www.allwomens.ru/9857-kak-v-domashnix-usloviya.
  5. Кривова А. Ю., Паронян В. Х. Технология производства парфюмерно-косметических продуктов, 2009, 661 c.
  6. Л. А. Хейфиц, В. М. Дашунин, Душистые вещества и другие продукты для парфюмерии, М. “Химия”, 1994, 256с.
  7. Н. В. Чиркова Запах как явление культуры: Попытка теоретического осмысления культуры парфюма / Креативная экономика и социальные инновации // Выпуск 4–2014 с.96–106
Основные термины (генерируются автоматически): эфирное масло, дух, масло, аромат, нота, парфюмерная композиция, Европа, вещество, композиция, конечная нота.


Задать вопрос