«Преступление и наказание» глазами Эрнста Неизвестного. Анализ иллюстраций к роману Ф. М. Достоевского | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличные иллюстрации Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №3 (33) март 2020 г.

Дата публикации: 09.02.2020

Статья просмотрена: 8258 раз

Библиографическое описание:

Комаров, И. М. «Преступление и наказание» глазами Эрнста Неизвестного. Анализ иллюстраций к роману Ф. М. Достоевского / И. М. Комаров, Ф. А. Ваганова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 3 (33). — С. 4-9. — URL: https://moluch.ru/young/archive/33/1888/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье анализируются иллюстрации, выполненные Эрнстом Неизвестным к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», и их влияние на восприятие философских взглядов писателя.

Ключевые слова: Эрнст Неизвестный, Достоевский, Преступление и наказание, иллюстрации, параллельное творчество, идеи, философия, символы.

В 1970 году в серии «Литературные памятники» издательства «Наука» вышло издание романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» с иллюстрациями Эрнста Неизвестного. Книга содержала 18 иллюстраций, 5 из них представляются наиболее важными и интересными для исследования и анализа.

Для начала нужно сказать несколько слов о том, кто такой Эрнст Неизвестный (1925–2016). Это советский художник и скульптор с мировым именем, фронтовик, в разные периоды живший и трудившийся в СССР, США, России, Германии и других странах. Его произведения установлены во многих городах мира, и его имя звучит далеко за пределами его родины.

С Достоевским у Неизвестного, на первый взгляд, немного общего ввиду абсолютно разных эпох творчества, взглядов и направлений в искусстве. Однако, несмотря на это, точка соприкосновения у них есть — повышенный интерес к идее человеческого страдания как феномену человеческого бытия.

Согласно неопубликованному интервью скульптора Эрнста Неизвестного (из архива А. М. Кулькина) [1] Эрнст Неизвестный обращал внимание зрителя на несколько важных особенностей иллюстраций к роману «Преступление и наказание» и процесса из создания. Он рассматривает Достоевского как «художника потока», то есть его литературное творчество не является статичным, так как Достоевский, по убеждению Неизвестного, создавал свои романы вместе со временем, закладывая в них определенные философские идеи, не изолируя их от окружающего мира. Поэтому Неизвестный не признает дробление наследия Достоевского по конкретным романам или иным литературным формам, а призывает рассматривать их в совокупности, неотрывно друг от друга. Из вышесказанного, по словам Неизвестного, следует то, что все творчество Достоевского пронизывает ряд огромных тем, из которых он выбрал наиболее интересные и попытался выразить их в своих иллюстрациях к роману. Более того, развивая тему идейности и символичности в книге «Преступление и наказание», Неизвестный говорит о том, что все персонажи Достоевского являются масками, а не живыми людьми. Попытки воспринимать этих действующих лиц как литературных персонажей бесполезны и не способны, по убеждению художника, привести к сколько-нибудь глубокому и стоящему для исследователя результату. Их стоит воспринимать как маски, «очеловеченные идеи», и именно такой подход позволит открыть всю глубину и истинные смыслы романа «Преступление и наказание». Кроме того, следует обратить внимание на то, что Неизвестный, по его собственным словам, использовал не аналитический метод познания Достоевского, а метод параллельного творчества, что, по мнению влиятельного «достоевиста» М. М. Бахтина (русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства), адекватно соответствует Достоевскому [5]. Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренные здесь работы не вполне можно называть иллюстрациями. Скорее, это аллюзии или ассоциации с литературными произведениями Достоевского (Неизвестный шире определяет границы романа, заявляя об идеях, которые более ярко показаны и в других произведениях русского классика), которые нужно воспринимать более широко, не ограничиваясь конкретным романом.

Освещенные в данной работе иллюстрации отражают ключевые идеи или лейтмотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», обладают наиболее сложной символикой, и в том числе, относятся к темам, которые автор иллюстраций считает сквозными для Достоевского, что, безусловно, выделяет их из ряда других иллюстраций и повышает интерес к исследованию.

“Личина Раскольникова”

Собственно, с личности Раскольникова нужно начинать описание иллюстраций, так как он — главный герой романа. Само слово личина использовано здесь неспроста. Неизвестный считает, что личина — это маска, а маска в русской религиозной семантике — дьявол. Таким образом, личина, для Эрнста Неизвестного, в первую очередь, негативное, демоническое начало человека, которое он, в данном случае, стремится подчеркнуть и охарактеризовать.

Эта иллюстрация — образ, провоцирующий зрителя на домысливание, нежели физическое отображение всех чувств и переживаний Раскольникова. Она очень многослойна и раздроблена на множество частей линиями, проходящими через все изображение, что, на мой взгляд, символизирует противоречивость и неоднородность героя Достоевского. Читая роман, мы, с одной стороны, жалеем Раскольникова и пытаемся найти оправдание его поступкам, но с другой понимаем, что этот человек убийца и совершил ужасное преступление. Кроме того, среди этих линий видно лицо, состоящее из разных неодинаковых частей, раздробленное на несколько разных по своему свойству фрагментов, в какой-то степени уродливое. Этот образ чем-то перекликается с «Криком» знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка и передает весь ужас и страдание героя. Стоит обратить внимание на закатившиеся глаза (что очень характерно для иконописной традиции изображения страданий Христа), судорожно открытый и искривленный рот, который кричит буквально сквозь бумагу, напоминая нам о нравственной борьбе, постоянно идущей в душе у Раскольникова на протяжении всего романа. Постоянные нравственные терзания, емко выраженные фразой «тварь ли я дрожащая или право имею», находят полное отражение в этой работе. Даже не зная о том, кто такой Раскольников, можно говорить о тяжелой жизненной ситуации персонажа и страдании, которое он переносит.

Личина Раскольникова

Рис. 1. Личина Раскольникова

Арифметика

Рис. 2. Арифметика

“Арифметика”

Следующим важным элементом романа «Преступление и наказание» является теория Раскольникова. Так называемый процент (о котором Раскольников впервые упоминает в эпизоде с пьяной девушкой на бульваре) играет в этой теории важную роль. Раскольников говорит о том, что в мире от рождения существуют два класса людей «высшие» и «низшие», которым предписано либо совершать великие открытия или преобразования независимо от принесенных жертв (Раскольников утверждает, что цель оправдывает средства), либо служить исключительно для продолжения и воспроизведения рода человеческого. Образ, созданный Неизвестным, в емкой форме передает эту идею. Кисть руки, у основания которой стоит голова Раскольникова, своими пальцами сдавливает головы одних и оставляет в живых одного, наиболее достойного. Это образ очень точно отображает всю бесчеловечность и неправильность теории Раскольникова (видно, что сам Неизвестный тоже с ней не согласен). Рука, как мы видим, очень сильна (это можно понять по неправильным пропорциям пальцев и размеру по отношению к головам), но кому принадлежит столь огромная сила избирать людей, непонятно. Ответа на этот вопрос нет (ни у Достоевского, ни у Неизвестного), и быть, вероятнее всего, не может, так как теория Раскольникова не верна сама по себе.

“Несвершившееся величие”

Само название данной иллюстрации говорит нам, что идеи Раскольникова о величии и о делении людей на «высших» и «низших», неверны и потерпели крах. Такое название с самого начала задает трагичный тон всей иллюстрации, который впоследствии дополняется другими уточняющими и дополняющими символами. Очевидно, что эта иллюстрация имеет отношение к теории Раскольникова, вернее, не к самой теории, а ее результату. На этом рисунке множество символов, которые отсылают нас ко многим эпизодам в романе и ключевым идеям Достоевского. Во-первых, это «дыра» в голове Раскольникова, которая отображает человека, находящегося под властью идеи, «пробившей» сознание. Открытие Достоевского заключалось в создании персонажа, подвластного и порабощенного идеей, которая занимает почти все его сознание, что и показывает Неизвестный в этом образе. Во-вторых, здесь присутствует ключевой элемент, который Раскольников рассматривал как подтверждение собственной исключительности — убийство старухи (это показано через образ человека с окровавленным топором в руках). Эти два образа сливаются в один. Мы видим, что голова Раскольникова устремлена ввысь, то есть он ищет что-то высшее, ищет себя, однако его стремление отягощено убийством (образ человека с топором) и идеей, которая властна над ним (дыра в голове). Таким образом, художник соглашается с Достоевским в том, что достижение высокой цели невозможно через убийство или иные бесчеловечные методы, которые в, конечном итоге, разрушительны, а не созидательны. Более того, это отягощение и движение вниз можно понять и через общее строение работы. Дело в том, что общее стремление композиции направлено вверх (широкое основание, линии сходятся вверху справа), но нижняя часть явно перегружена тенями, концентрацией линий. Вверху же, напротив, преобладает свободная беспредметность.

“Убийство”

Убийство старухи процентщицы в романе Достоевского «Преступление и Наказание» служит ключевым моментом для начала истории Раскольникова. В иллюстрации убийства Неизвестный использует несколько важных для себя и для Достоевского лейтмотивов. В первую очередь, это символ черного солнца, которое освещает Раскольникова во время преступления. Символ черного солнца имеет очень древнюю историю и, с одной стороны, означает языческое начало (из-за своего происхождения), с другой — демоническое начало, символ Сатаны, тьмы и хаоса. Далее, луч черного солнца «пробивает» голову Раскольникову, что свидетельствует зрителю об одержимости Раскольникова идеей величия и собственной теорией, а также о том, что Раскольникова «черт под руку толкал» во время совершения убийства. Символ «пробитой головы» использовался Эрнстом Неизвестным и в другой иллюстрации «Несвершившееся величие», то есть мы можем говорить о сквозном для автора иллюстраций символе. Другой немаловажный символ находится в левом нижнем углу иллюстрации. Это поза, в которой Раскольников застал Лизавету в момент убийства, — выставленная вперед рука, в которой нетрудно увидеть отражение идеи о детской чистоте и ребенка как идеал человека. Наконец, ребенок в утробе, присутствующий на рисунке (к слову единственный абсолютно белый участок композиции) находит корни в одной из интерпретаций сцены убийства, которая гласит, что Лизавета в момент убийства была беременна (эта версия находит подтверждение в записках Достоевского [6, с.94], однако считается, что автор исключил эту деталь из окончательной редакции романа). Таким образом, эпизод убийства Неизвестным проработан очень досконально, в иллюстрации присутствует множество символов, что свидетельствует о большом весе, придаваемым Неизвестным этому эпизоду романа.

Несвершившееся величие

Рис. 3. Несвершившееся величие

Убийство

Рис. 4. Убийство

Очищение через страдание

Рис. 5. Очищение через страдание

“Очищение через страдание”

Очищение через страдание — буквально краеугольный камень в романе Достоевского (эту основополагающую христианскую идею он продвигает через персонажей Сонечки и Порфирия — «в страдании тоже ведь идея есть» [3, с.508]). Эта работа одна из самых скульптурных и объемных наряду с «Арифметикой» из всей серии иллюстраций к роману. Примечательно, что в обоих присутствует образ руки, вмещающей в себя всех действующих лиц. Сама по себе композиция этой иллюстрации очень сложна с точки зрения сюжетной наполненности. На мой взгляд, она отсылает нас к последнему сну Раскольникова, подробно изложенному в эпилоге романа. Считается, что через этот сон Раскольников избавляется от своей теории и веры в нее, претерпевая тяжелую болезнь и ночные кошмары. Во сне Достоевский рисует нам апокалиптическую картину: эпидемию некой болезни, которая заставляет людей враждовать друг с другом, однако существуют люди, которые обладают иммунитетом от данного недуга, но их никто никогда не видел (автор вообще ставит под сомнение факт их существования). Видя этот сон и переживая страшные эмоциональные мучения, Раскольников отказывается от своей теории и выздоравливает. На мой взгляд, сюжет этого сна передан через изображение множества людей в кисти огромной руки. Все эти люди борются между собой, однако все связаны нитями, то есть болезнью. Над всем этим видна голова Раскольникова с платком на лбу, что свидетельствует и о его болезни на каторге. Кроме того, эта иллюстрация находится в диалоге с другой работой Неизвестного, описанной ранее, — «Арифметикой». В обоих случаях присутствует образ руки, Раскольникова, людей в руке, однако разница состоит в том, что в «Арифметике» рука сжата, что свидетельствует о вере Раскольникова в теорию, а в «Очищении через страдание» рука разжата и выглядит намного менее сильной и могучей, чем в первом случае. В качестве еще одной важной детали можно выделить книгу, которую Раскольников держит в руках. Нетрудно догадаться, опираясь на текст романа, что это Евангелие, подаренное ему Соней на каторге, которое он никогда до этого не открывал и не читал [3, стр.606].

В заключение нужно сказать, что данный цикл воплощает идею о том, что художник-иллюстратор своими работами способен дополнить или раскрыть идеи писателя в более полном объеме. История знает немного случаев удачного дополнения литературного произведения иллюстрациями, но этот случай, по-видимому, один из таких. Иллюстрации Неизвестного не идут вместе с текстом и напрямую не иллюстрируют его, а предоставляют читателю и зрителю лишь поле для размышлений, возможность подумать над увиденным. Такое прочтение Достоевского (через метод «параллельного творчества», по выражению Неизвестного) позволяет более полно раскрыть те идеи и мысли, которые хотел донести автор. Таким образом, иллюстрации Эрнста Неизвестного к роману «Преступление и наказание», с одной стороны, гармонично его дополняют, отражая сюжет романа, с другой, привносят другие мысли (мысли иллюстратора) в произведение, которые доносятся до читателя посредством визуальных образов, что в определенных случаях может играть существенную роль, особенно, если читатель вглядывается в иллюстрации и выявляет важные смыслы и символы в них.

Литература:

  1. URL: https://philologist.livejournal.com/8845933.html (неопубликованное интервью Э.Неизвестного)
  2. URL: https://the-morning-spb.livejournal.com/220848.html (иллюстрации)
  3. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание// Серия «Школьная программа»// Москва, Издательство «Стрекоза»,2018.
  4. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Достоевский Ф. М. Серия: Литературные памятники / ред. Опульская, Л.Д., Коган, Г.Ф. / худ. Неизвестный Э., Москва: Наука, 1970–808 с.
  5. Бахтин М. М. О полифоничности романов Достоевского // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. С. 458–465, 728–731.
  6. Степанян К. А. Путеводитель по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»// Москва, Издательство Московского университета, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): иллюстрация, идея, роман, образ, мой взгляд, черное солнце, Преступление, голова, наказание, рука.


Ключевые слова

иллюстрации, Достоевский, философия, идеи, символы, Преступление и наказание, Эрнст Неизвестный, параллельное творчество

Похожие статьи

Числовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье авторы пытаются определить значение числовой символики в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тема казуистики в романе «Братья Карамазовы»

В статье рассматривается одна из граней моральной проблематики творчества Достоевского. Такой узкий взгляд открывает путь к решению более широких проблем, в том числе к проблеме правдивости или правдоподобности языкового творчества с точки зрения авт...

Исторические прототипы преступников в романе «Подросток» Достоевского

Задача предлагаемой статьи, — наметить некоторые исторические параллели, встречающиеся в романе «Подросток». В работе предпринимается попытка прочтения романа Достоевского «Подросток», обращая внимание на сопоставление отрицательных персонажей романа...

Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита»)

Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуац...

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Консервативные идеи в творчестве Ф.М. Достоевского

Статья посвящена исследованию идейного содержания произведений Ф.М. Достоевского, его воззрений на характер русского народа и судьбу России в целом.

Синтез документального и художественного в дневниках И. А. Бунина 1917–1918 годов

В статье рассматриваются черты документальной и художественной литературы в дневниках И. А. Бунина 1917–1918 годов.

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

В соавторстве с Булгаковым. Четыре иллюстрации к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В статье анализируются иллюстрации, выполненные разными художниками к одному из эпизодов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита, и их влияние на восприятие замысла романа.

Тема эмиграции в творчестве Владимира Набокова

В статье рассматривается тема эмиграции в творчестве В. В. Набокова. Авторами произведен анализ некоторых его произведений. Рассмотрены общие черты в англоязычных и русскоязычных книгах В. Набокова.

Похожие статьи

Числовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье авторы пытаются определить значение числовой символики в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тема казуистики в романе «Братья Карамазовы»

В статье рассматривается одна из граней моральной проблематики творчества Достоевского. Такой узкий взгляд открывает путь к решению более широких проблем, в том числе к проблеме правдивости или правдоподобности языкового творчества с точки зрения авт...

Исторические прототипы преступников в романе «Подросток» Достоевского

Задача предлагаемой статьи, — наметить некоторые исторические параллели, встречающиеся в романе «Подросток». В работе предпринимается попытка прочтения романа Достоевского «Подросток», обращая внимание на сопоставление отрицательных персонажей романа...

Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита»)

Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуац...

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Консервативные идеи в творчестве Ф.М. Достоевского

Статья посвящена исследованию идейного содержания произведений Ф.М. Достоевского, его воззрений на характер русского народа и судьбу России в целом.

Синтез документального и художественного в дневниках И. А. Бунина 1917–1918 годов

В статье рассматриваются черты документальной и художественной литературы в дневниках И. А. Бунина 1917–1918 годов.

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

В соавторстве с Булгаковым. Четыре иллюстрации к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В статье анализируются иллюстрации, выполненные разными художниками к одному из эпизодов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита, и их влияние на восприятие замысла романа.

Тема эмиграции в творчестве Владимира Набокова

В статье рассматривается тема эмиграции в творчестве В. В. Набокова. Авторами произведен анализ некоторых его произведений. Рассмотрены общие черты в англоязычных и русскоязычных книгах В. Набокова.

Задать вопрос