Воздух является основной составляющей среды обитания человека. От его чистоты и состава зависит наше здоровье и работоспособность. К сожалению, в последнее время очень возрастает заболеваемость вирусными инфекциями, также развитие компьютерной индустрии и заполнение нашей жизни различной техникой ведёт к «электромагнитному загрязнению» окружающей среды. Малоподвижный образ жизни и вдыхание мельчайших частиц пыли ухудшает здоровье человека. Многие ученики жалуются на головную боль, усталость, подавленное состояние. В межсезонье учащаются случаи повальных заболеваний гриппом, от чего учебные заведения закрывают на карантин. Как улучшить или хотя бы нейтрализовать эти факторы мы решили выяснить. Так же погрузившись в изучение этого вопроса, мы поняли, что человека всегда окружает мир запахов. Запахи ассоциируются со многими событиями. Например, новогодние праздники ассоциируются с запахом хвои и мандаринов и даже вспоминая этот запах — настроение сразу улучшается. Запах свежего хлеба вызывает аппетит, а от воспоминаний о запахе краски может разболеться голова. Как использовать запахи для улучшения здоровья и работоспособности школьников? мы решили выяснить в своей работе.
Актуальность.
Повышенные эмоциональные нагрузки стрессы, эпидемии вирусных инфекций, психические и эмоциональные переживания создают в организме напряжения, что пагубно влияет на иммунитет физическое и психическое состояние ученика. Актуальность исследования обусловлена повышением требований к умственной работоспособности и физическим возможностям школьников. Поэтому знание возможностей стимуляции умственной деятельности и укреплению здоровья учеников приобретает особую значимость.
Цель работы.
Изучение влияния аэроионизаторов и аромамасел на физическое состояние и умственную работоспособность младших школьников.
Задачи.
− Расширить и углубить знания о существующих способах очистки воздуха. Проверить, как влияют аромамасла на физиологическое состояние школьника.
− Выяснить, какие аромамасла могут стимулировать умственную работоспособность обучающихся
− Проанализировать литературу по данной теме; — Определить типы аэроионизаторов; подобрать аэроионизатор для использования в школьной аудитории
− Выяснить, какие аромамасла смогут сделать воздух чище и полезнее;
− Провести практические исследования влияния аэроионизаторов и аромамасел на здоровье и работоспособность школьников;
− Подготовить рекомендации для учеников и учителей.
Гипотеза
Систематическое применение аэроионизаторов и аромамасел в учебном процессе улучшает внимание и снижает заболеваемость в период ОРВИ. Применение аромамасел оказывает влияние на устойчивость и продуктивность внимания.
Объект исследования: ученики младшей школы 4-го класса
Предмет исследования: влияние аэроионизации с применением аромамасел на здоровье младших школьников.
Методы исследования: изучение литературы, практический опыт, наблюдение, тестирование, обращение к сети интернет, анкетирование, анализ.
Принцип работы аэроионизатора.
Наша жизнь становится всё более насыщенной гаджетами. Многие из них действительно облегчают наш быт, но, к сожалению, уровень здоровья людей оставляет желать лучшего. В школе дети часто подвергаются заражению вирусными инфекциями, что приносит негативные последствия здоровью и успеваемости школьника. Как же, не нарушая учебного процесса, улучшить микроклимат классных кабинетов, чтобы помешать вирусам поражать наш организм и как улучшить учебный процесс сделав его более приятным и полезным для здоровья, мы решили выяснить в своей работе.
В настоящее время существуют различные очистители воздуха. Сейчас часто употребляется термин «ионизация воздуха». Что такое ионизация? В Википедии даётся определение — [это физический процесс отрыва электрона от молекул или атомов газов в результате чего из одной нейтральное молекулы образуется две с разным зарядом: отрицательная, получившая «бонусный электрон» и положительная, которая его потеряла]. Запах ионизированного воздуха вызывает ощущение чистоты и свежести. Озоном пахнет утренний лес, воздух после грозы, а воздух возле моря и в горах. В природе ионизация происходит путём прохождения через воздушные слои молнии или космического излучения и подвергаются этому воздействию озон и кислород. Заряженные после этого воздействия молекулы газа называются аэроионами. Их присутствие в воздухе делают его более полезным. Ведь не зря же многие люди чтобы улучшить самочувствие едут отдохнуть к морю, лесу, в горы. И это действительно приносит хороший результат. Хотелось бы постоянно дышать свежим, «заряженным» воздухом, но в городской квартире он не такой. Для улучшения качества воздуха в помещении и применяются аэроионизаторы. Их функция — создание аэроионов в воздухе, которые устраняют вред от испарений техники, электромагнитное излучение от телевидения и компьютеров. По данным медицинских источников, аэроионы активизируют работу эритроцитов, увеличивая газообмен в лёгких на 10 %. Это в свою очередь способствует улучшению качества сна, повышению работоспособности и концентрации внимания, помогает поднять иммунитет. Вследствие полноценного отдыха улучшается психическое состояние, ускоряется метаболизм, снижается опасность аллергии. Но ионизацию необходимо проводить в хорошо в проветриваемых помещениях, ежедневно подвергающихся влажной уборке помещения, так как запах озона специфичен, а заряженные частицы могут притягивать пыль. Также аэроионизации нельзя подвергать людей с аллергией, бронхиальной астмой и онкологически больных, так как активизация метаболизма может вызвать прогрессирование заболеваний.
Ароматерапия — наука о воздействии запахов на человека.
С рождения человека окружает мир запахов. Все они по-разному влияют на его настроение, работоспособность и жизнедеятельность. Приятные запахи улучшают самочувствие, а неприятные угнетают. Из 5 чувств человека обоняние самое быстрое, оно передаёт информацию в мозг с большой скоростью, практически мгновенно. Когда человек вдыхает воздух с определённым запахом, происходит следующее. Сначала происходит растворение ароматов в слизистой оболочке носа, затем происходит раздражение нервных окончаний обонятельного нерва, затем передаётся информация о запахе в определённый участок головного мозга, расположенный на нижней поверхности височной и лобной долей коры больших полушарий. Там происходит определение запаха и формируется реакция организма. Этот участок мозга называется лимбической системой. Лимбическая система управляет температурой тела, водно-солевым балансом, поведенческой реакцией, влияет на сон, бодрствование, обучение, запоминание.
По характеру влияния специалисты разделяют запахи на группы: освежающие, успокаивающие, стимулирующие положительные эмоции, притупляющие восприятие, вызывающие состояние нервной возбудимости.
Полезные свойства аромамасел.
Ароматерапия нормализует психологическое и физиологическое состояние человека. Эфирные масла при умелом использовании помогут избавиться от стресса, развивают память и концентрацию. Все эфирные масла обладают бактерицидными антисептическими и противовоспалительными свойствами. Положительно действуют на механизмы саморегуляции и нервную систему. По степени летучести масла разделяют на легкие средние и тяжелые.
Известно, что некоторые растения обладают антисептическими свойствами. Мы решили узнать, какие аромамасла улучшают воздух в помещении, дезинфицируют его и положительно влияют на работоспособность ребёнка.
Изучив литературу, мы выяснили, что «электросмог», который вызывает хроническую усталость, могут нейтрализовать следующие эфирные масла: сандаловое дерево, мята, нероли, пачули, эвкалипт, лимон, апельсин, лаванда, жасмин. Для дезинфекции помещения рекомендуют использовать масла лаванды, апельсина, жасмина, шалфея, мандарина, эвкалипта, мяты, сосны и можжевельника. Эти масла способны подавлять рост бактерий и вирусов.
Режим проведения аэроионизации и ароматерапии в аудитории.
Обобщив полученную информацию, мы выяснили, что следует проводить в учебной аудитории профилактические меры. Так как вирусы могут быть жизнеспособными от 20 минут до 24 часов, необходимо для профилактики инфицирования проводить в классе проветривание, аэроионизацию и использование аромамасел с антисептическими свойствами на каждой перемене, то есть каждый час. Также следует ежедневно проводить влажную уборку помещений с применением антисептических средств. Протирать следует все гладкие водоотталкивающие поверхности в помещении. В качестве антисептиков можно использовать масла лаванды лимона чайного дерева и можжевельника. Эфирное масло можно добавлять в моющее средство из расчета 10 капель масла на 100 мл моющего средства или добавив 7 капель аромамасла к столовой ложке соды развести полученную субстанцию в ведре теплой воды.
Экспериментальная часть.
Методы организация исследования: наше исследование направлено на выяснение того как влияет применение аэроионизаторов и аромамасел на уровень здоровья и работоспособности школьников. В качестве объекта исследования нами выбраны два класса нашего учебного заведения — 4А и 4Б.
Гипотеза.
Применение аэроионизаторов в режиме школьного дня может купировать распространение вирусных инфекций и снизить заболеваемость школьников. Применение аромамасел может повысить работоспособность учеников.
Ход эксперимента.
Влияние аэроионизаторов и аромамасел на работоспособность учеников.
В качестве объекта исследования нами выбраны два класса детей. Один класс 4А экспериментальный в количестве 27 человек. Второй класс 4Б контрольный в количестве 26 человек. Для выяснения поставленных задач мы провели следующий эксперимент. Группе детей 4-го класса «А» мы предложили понюхать и определить симпатию ароматам таких аромамасел как: лаванда, кедр, гвоздика, корица, чайное дерево, роза, эвкалипт, лимон, мята, полынь. Далее мы выяснили, есть ли у ребят аллергия на предложенные аромамасла. Большинство учеников выказало свою симпатию запаху корицы, лимона и мяты. Склонность к аллергии не выявлена. Далее мы оборудовали аудиторию 4А класса аэроионизатором марки TIENS, который включали каждую перемену не менее 3 раз в день. Одновременно проводилось проветренное аудитории и использовалась смесь аромамасел, которые по капле наносились на распылитель во время работы ионизатора. Таким образом мы одновременно распыляли масла и наполняли помещение аэроионами. Процедуры ароматерапии проводились ежедневно кроме выходных. Аромакомпозиция состояла из подобранных нами масел соответственно этапам нашего эксперимента. Умственную работоспособность определяли с помощью корректурных проб. Для учащихся 4-х классов мы выбрали метод корректурной таблицы Владимира Яковлевича Анфимова.
Экспериментальная база в 4 «А» классе:
Для выявления начального уровня работоспособности учащихся в двух группах перед 1 уроком и в конце рабочего дня были проведены корректурные пробы. Результаты представлены в диаграммах.
Вывод: Уровень работоспособности в экспериментальном и контрольном классах приблизительно одинаков.
- Работа с экспериментальной группой (4 «А» класс).
Условия при проведении исследований:
В аромалампу заправляются эфирные масла из расчёта 2 капли на 5 кв.м. Непрерывность работы до 15 минут не менее 3 раза в день. Предварительно проветрив помещение. Сеансы ароматерапии проводились в классе во время занятий, не нарушая обычный режим работы класса.
Сеансы проводились 4 недели ежедневно. Для эксперимента взяты ароматы: полыни, розы, корицы.
I неделя: уровень работоспособности в экспериментальном классе (4 «А») выше на 11 % при использовании запаха полыни.
II неделя: уровень работоспособности стал выше на 7 % при использовании запаха корицы.
III неделя: уровень работоспособности в 4 «Б» выше на 4 % при использовании запаха розы.
Вывод: В контрольной группе 4 «Б», где не использовалась ароматерапия, уровень работоспособности снижался до 8. В экспериментальной группе 4 «А» уровень работоспособности повысился до 11 %.
По результатам исследования можно сделать вывод:
- С помощью сеансов ароматерапии нам удалось достоверно повысить уровень работоспособности в экспериментальной группе.
- При использовании ароматерапии самая высокая работоспособность была при применении аромата полыни на 11 % и аромата корицы на 7 %.
Выявление уровня заболеваемости школьников при применении в учебном процессе аэроионизаторов и эфирных масел.
Гипотеза . Проветривание озонирование и распыление аромамасел с антисептическими свойствами в воздух и во время уборки может снизить заболеваемость детей вирусными инфекциями.
Ход эксперимента. В следующем месяце (ноябрь и декабрь) мы так же на переменах проветривая классную комнату включали аэроионизатор, но поменяли эфирные масла. Теперь аудиторию орошали смесью масел лимона, лаванды и чайного дерева в соответствии 2-2-1. Так же при влажной уборке классной комнаты применялась смесь масла можжевельника и чайного дерева 1–1. Аромамасла добавляли в воду к моющим средствам. Уровень заболеваемости контрольного и экспериментального класса мы проверяли, сверяясь с данными школьного фельдшера классного руководителя и родителей. Все пропуски ребят фиксировались. Дни, пропущенные по болезни и освобождению врача и дни, пропущенные из-за недомогания по болезни мы фиксировали и заносили в таблицу.
Другой класс 4«Б» работал в привычном школьном режиме, на переменах проводилось проветривание классной комнаты. В аудиториях проводилась ежедневная влажная уборка. В аудитории 4«А» класса с применением аромамасел и моющих средств, в аудитории 4«Б» просто обычными моющими средствами.
Количество заболевших учеников 4А за период Октябрь-Декабрь 2019 года
Количество заболевших учеников 4Б за период Октябрь-Декабрь 2019 года
В экспериментальной группе, где проводилась аэроионизация учебной аудитории с применением аромамасел можжевельника и чайного дерева, уровень заболеваемости значительно снизился даже в период эпидемии ОРВИ. Количество пропущенных дней из-за недомогания снизилось на 7 % а количество дней пропущенных по справке снизилось на 11 %. В то время количество пропусков в контрольном классе осталось прежним по причине недомогания, а по справке повысилось на 4 %. Этим экспериментом мы подтвердили гипотезу о том, что аэроионизаторы и эфирные масла угнетающе действуют на вирусы и бактерии в воздухе и на поверхностях в помещении.
В результате проведенной работы мы выяснили, что аэроионизация и ароматерапия положительно влияют на физиологическое и психологическое состояние школьников. Аэроионизатор очищает воздух в аудитории, а аромамасла наполняют его полезными фитонцидами, которые положительно влияют на работоспособность, внимание, способствуют укреплению иммунитета. Мы выяснили, что уровень умственной работоспособности достоверно удалось поднять на 11 % при использовании масла полыни и на 7 % при использовании масла корицы. Уровень заболеваемости был значительно снижен в экспериментальной группе при применении аэроионизаторов и аромамасел антисептического спектра действия — можжевельник, чайное дерево. Что доказывает, что отрицательно заряженные ионы и фитонциды растений могут угнетать и уничтожать болезнетворные вирусы в помещении и купировать заболеваемость школьников.
Заключение.
Благотворное действие некоторых запахов на организм человека проверено тысячелетиями. Приятные запахи положительно влияют на настроение и самочувствие людей, на их физическое состояние.
Когда человек вдыхает пахучее вещество, молекулы запаха захватываются специальными клетками — рецепторами, расположенными в слизистой носа. Молекулы запахов возбуждают нервные клетки и сигнал по нервным волокнам передается в участок мозга, называемый лимбической системой. Лимбическая система отвечает за многое важнейшие процессы в организме, в том числе за эмоции, память и поведение человека.
В результате проведённой работы мы выяснили, что запахи играют в нашей жизни немаловажную роль. Они воздействуют на нас, улучшая или ухудшая наше настроение, работоспособность. Запахи помогают лучше сосредотачиваться, усваивать информацию, повышают работоспособность, а значит, могут использоваться для улучшения результатов в обучении. Под влиянием сеансов ароматерапии улучшились показатели умственной работоспособности у младших школьников, достоверно повысилась работоспособность до 11 % максимально. Существенные результаты показаны при использовании ароматов полыни и корицы. Так же нам удалось повысить иммунитет и купировать заболеваемость школьников, используя для обработки классной комнаты аэроионизатор и аромамасла. Количество пропусков по болезни снизилось до 11 %. Выдвинутую гипотезу считаем доказанной. На основании исследований нами разработаны рекомендации, с которыми мы ознакомили своих одноклассников, учащихся других классов и учителей. Планируем выступить на родительском собрании.
Выводы
Под влиянием сеансов аэроионизации и ароматерапии уменьшились показатели заболеваемости вирусными инфекциями и число пропусков по болезням. Сеансы аэроионизации и ароматерапии могут быть рекомендованы в силу положительного влияния на организм учеников.
Под влиянием сеансов ароматерапии улучшились показатели устойчивости и концентрации внимания обучающихся.
В ходе обработки литературных и практических данных мы видим что диапазон аромамасел широк и оказывает оздоровительное воздействие на весь организм.
Рекомендации.
После исследования разработаны рекомендации по составу ароматических композиций. Для стимулирования мыслительной деятельности рекомендуем использовать аромамасла лаванды, корицы, полыни, лимона, герани, розы. Для расслабления можно использовать аромамасла ромашки, мелисы, можжевельника, валерьяны, сандала. Для антисептической обработки поверхностей аудитории подойдут масла лаванды, чайного дерева, лимона, эвкалипта, можжевельника. Теми же приемами могут пользоваться родители учеников, улучшая внутренний микроклимат жилья. Причем возможны любые комбинации. Все это может при умелом и систематическом использовании наполнить нашу жизнь приятными запахами эмоциями и здоровьем.
Литература:
- Карнаух В. К. Космические циклы и социальные ритмы: концепция А. Л. Чижевского //Деятели русской науки XIX—XX веков. Вып. I. СПб., 2001. С.122–137.
- Скипетров В. П. Аэроионы и жизнь. — Изд. 3-е, перераб. и доп. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2005. — 136 с.:ил.
- Панов В. Г. Люстра Чижевского — прибор долголетия. «Питер», 2006.
- Нечипуренко О. Н. Люстра Чижевского — домашний витаминный завод. // «Провизор», вып. 3, 1999.
- https://olgakulakovich.files.wordpress.com/2014/11/litvinova.doc