Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества, а потому не ищет от него лекарства.
Роджер Бэкон
В настоящее время все чаще мы сталкиваемся с понятием «финансовой грамотности» населения, а точнее — с низким ее уровнем. Последствия низкого уровня либо полного отсутствия финансовой грамотности граждан плачевны — это высокая закредитованность населения; процветание финансового мошенничества; высокая доля импульсных покупок ненужных товаров; нецелесообразная растрата средств семейного бюджета на всевозможных распродажах; повышение рисков неплатежеспособности и банкротства граждан. Поэтому актуальным является незамедлительное формирование финансовой грамотности граждан, начиная со «школьной скамьи». Огромное значение при этом имеют знания, получаемые учениками на уроках математики.
В этой связи цель нашего исследования заключалась в обосновании роли знаний по математике в формировании финансовой грамотности и популяризация этих знаний среди молодежи. Нами были решены следующие задачи: изучен теоретический материал и мнения экспертов; проведено анкетирование среди школьников 7-х классов и студентов 3–4-х курсов одного из пензенских средних и высших учебных заведений на предмет актуальности математических знаний в повседневной жизни; разработаны и предложены для решения школьникам и студентам практические задачи на применение знаний по элементарной математике; разработан комплекс рекомендаций для учащихся средних школ по формированию личной финансовой грамотности; сделан доклад на школьной научно-практической конференции «Перспектива».
В нашей стране в 2017 г. была утверждена «Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 годы», определившая приоритеты, цели и задачи, а также способы достижения высокого уровня финансовой грамотности населения всех возрастных групп [3]. Данной проблеме посвящено достаточно много публикаций, при этом недостаточно разработок и предложений о мотивации учащихся к серьезному подходу при изучении элементарной математики, углублению знаний и применению их с практической точки зрения, в частности, при формировании финансовой грамотности и реализации ее в повседневной жизни. Что же такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность представляет собой определенный уровень знаний и навыков человека в области финансов, который позволяет правильно оценивать свои финансовые возможности, реальную ситуацию на товарных и финансовых рынках, способствует принятию разумных решений. Финансовая грамотность — это комплекс знаний, навыков и установок в области финансов, которые ведут к улучшению благосостояния и повышению качества жизни граждан [4, с.76]. В современном мире в целях избежания финансовых рисков такой грамотностью должен обладать каждый гражданин, в т. ч. и школьник.
К сожалению, наша страна находится на девятом месте по уровню финансовой грамотности населения среди стран G20; 62 % граждан считает финансовые услуги сложными и непонятными; 33 % взрослого населения не выполнило базовый тест по финансовой арифметике; 25 % граждан пользуются банковскими картами, но недостаточно осведомлены о рисках. Среди причин низкой финансовой грамотности населения отметим следующие: особенности менталитета российских граждан; сформировавшееся за последние десятилетия общество потребления; «агрессивность» рекламы товаров и услуг; отсутствие специальных программ обучения финансовой грамотности как в средней школе, так и в высших учебных заведениях.
В создавшихся условиях, как никогда актуальна популяризация математического образования среди учащихся средних школ. Когда решаются задачи, связанные с вопросами финансовой грамотности, это существенно влияет на умение ученика анализировать практическую ситуацию. Введение таких задач в курс математики будет способствовать повышению эффективности усвоения предмета, а включение мотивирующих элементов позволит вызывать интерес к решению таких задач [1; 2, с. 43]. Рядом авторов рекомендуется использовать на занятиях по математике практико-ориентированные задачи, дифференцированные на такие три блока, как экономика в быту, банковская культура, основы предпринимательства [4, с. 77; 5, с. 18].
На наш взгляд, первой ступенью на пути формирования личной финансовой грамотности должен стать серьезный подход к изучению элементарной математики в школе. Освоение принципов элементарной математики, приобретение навыков использования основных формул при решении математических задач позволит сформировать у учащихся некоторые особенности мышления; оказывать положительное влияние на формирование особого отношения к миру; заложить базовые знания и навыки управления личными финансами. Это позволит принимать грамотные финансовые решения, избегать возможные финансовые ошибки и заблуждения.
В процессе исследования нами было проведено анкетирование среди школьников, а также более старших их товарищей — студентов 3–4 курсов университета. Кроме того, анкетируемым были предложены для решения практические задачи, которые вызвали, с одной стороны, некоторые затруднения, а с другой — неподдельный интерес. По данным анкетирования учеников, видно следующее: более 50 % учащихся справились с решением практических задач на определение простых процентов; 21 % учащихся рискнули решить несложную финансовую задачу, однако решение не было доведено до конца; практическая задача по определению реальной скидки к цене товара не нашла решения среди учащихся; 79 % ребят указали на то, что не совсем легко им дается математика; 74 % не совсем нравится заниматься математикой; 37 % ребят считает, что знания по математике необходимы в повседневной жизни; около 80 % учащихся считает, что знания по математике необходимы будут в будущем при изучении экономических дисциплин в ВУЗе; 47 % думают, что в будущем смогут помочь своим детям в подготовке домашних заданий по математике.
Среди пожеланий от учеников по повышению их интереса к занятиям по математике выделим следующие: помощь со стороны взрослых (учителей, родителей) в организации системного подхода к осуществлению познавательной деятельности; применение в учебной деятельности для решения интересных практических задач с применением математических принципов; чередование познавательной деятельности (изучение математических формул) с игровой деятельностью (использование деловых игр по финансовой грамотности); привязка самостоятельной работы по математике к выделению дополнительного времени как мотивирующего фактора, например, на компьютерную игру.
По результатам анкетирования учащихся средней школы можно утверждать, что необходима мотивация учеников к углубленному изучению математики через введение в программу практических задач, связанных с жизненными ситуациями, например, по планированию семейного бюджета, сопоставлению доходной и расходной частей; по определению реальной цены товара и целесообразности приобретения товаров на распродажах; по определению реальной стоимости потребительского кредита и пр. Это позволит преодолеть первую ступень на пути к финансовой грамотности среди учащихся.
По данным проведенного анкетирования среди студентов выявлено следующее — более половины опрошенных молодых людей могут оказаться жертвами финансового мошенничества и только половина опрошенных сможет помочь в будущем своим детям в освоении математических знаний, а также финансовой грамотности. Анкетирование позволило студентам иначе посмотреть на роль математики в их жизни, и они подготовили пожелания для школьников, которые можно рассматривать как руководство к действию. Все пожелания, адресованные вчерашними школьниками, для школьников сегодняшних подчеркивают важность получения знаний в средней школе и актуальность математических знаний в повседневной жизни: «Уважаемые школьники, учитесь отлично и любите математику. Учите математику в школе! Она пригодится вам в жизни».
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что без серьезного изучения элементарной математики учащимися средних школ невозможно становление просвещенного финансово грамотного гражданина. Рекомендации же для учащихся в этом непростом деле следующие: организация системного подхода к изучению элементарной математики, в т. ч. в процессе самоподготовки, при решении практических задач, а также выработка финансовой самодисциплины.
Литература:
- Бурмистрова Е. Ю. Финансовая грамотность на уроках математики: комплекс практико-ориентированных заданий по модулю «Основы финансовой грамотности». — https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/01/13/finanso-vaya-gramotnost-na-urokah-matematiki.
- Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Д. Н. Демидова. — М.: ЦИПСиР: КНОРУС, 2012. — 112 с.
- Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 годы. — http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/
- Сажин А. В. Роль математики в процессе формирования финансовой грамотности // Вестник АГУ, 2018. — Выпуск 2. — № 218. — С. 76–78.
- Смирнова Н. В. Факультативные занятия по математике как средство формирования финансовой грамотности в старших классах гуманитарного профиля // Педагогическое мастерство: мат. VIII Международ. научн. конф., г. Москва, июнь 2016 г. — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 17–19.