Поэтика тайны в сказах «Тайна озера Зюраткуль» и «Тайна озера Инышко» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Исследование о родном крае Высокая научная новизна Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №6 (36) июнь 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 542 раза

Библиографическое описание:

Пекарь, С. А. Поэтика тайны в сказах «Тайна озера Зюраткуль» и «Тайна озера Инышко» / С. А. Пекарь, О. В. Мешкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 6 (36). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/young/archive/36/2100/ (дата обращения: 19.12.2024).



Озера Урала необычайно красивы и живописны. В обрамлении гор и лесов они превращаются в зеркала, отражающие небо. Неслучайно незабываемые впечатления остаются у путешественников, побывавших на Урале, а поэты посвящают свои стихотворения уральской природе. Возможно, происходит это и потому, что уральская земля хранит тайны, которые всегда хочется разгадать. В народе складываются легенды и предания, посвящённые происхождению гор и озёр. Уральские фольклористы и писатели их записывают, изучают, включают в свои произведения. Так, в 2009г. была издана книга «Легенды Южного Урала». В книгу вошли произведения Павла Бажова, Серафимы Власовой, записи Александра Лазарева, миасской собирательницы фольклора Валентины Усольцевой и многих других.

Наше внимание привлекли два произведения, заглавия которых похожи: «Тайна озера Зюраткуль», «Тайна озера Инышко». Возникли вопросы, ответы на которые мы бы хотели получить. Кто является автором этих текстов? Что скрывают эти озера? Почему в названии произведений появилось слово «тайна»?

Ответ на первый вопрос оказался более простым: произведения написаны на основе фольклорных текстов. Автором «Тайны озера Зюраткуль» является Серафима Власова, собирательница и автор сказов о Южном Урале. Н. А. Капитонова отмечает, что Власову «называют продолжательницей дела П. П. Бажова», появление её произведений «было событием в литературной жизни»: …на основе народных преданий и легенд она создавала интересные поэтические рассказы» [2].

Текст «Тайна озера Инышко» записан миасской собирательницей фольклора Валентиной Усольцевой, которая, еще будучи студенткой, увлеклась историей и культурой уральских городов, а затем стала организатором фольклорно-этнографических экспедиций для школьников [4].

Другие вопросы, которые нас заинтересовали, стали началом исследовательских изысканий.

Заметим, что поэтика (от греч. поэтике — поэтическое искусство) — это «совокупность компонентов художественной формы произведений (сюжет, композиция, явления языкового стиля, ритм, метрика и рифма)» [6]. В нашем исследовании мы сосредоточим внимание на системе образов, сюжете, мотивах, композиции , позволяющих понять, как создается атмосфера тайны.

Инышко — это озеро, дно которого привлекает многих любознательных и отважных путешественников, поскольку бытует легенда о кладе, спрятанном на дне озера, о двойном дне и т. д. Моя мама, Виктория Валерьевна Пекарь, рассказала мне, что легенду об озере Инышко она услышала ещё в 1983 году и вместе с друзьями ныряла за бочкой с золотом, но ничего не нашла...

Название озера имеет несколько толкований, особенно популярно –связанное с именем некоего Иныша, являющегося сподвижником Емельяна Пугачева, орудовавшего в здешних местах. История о них записана многими фольклористами, в том числе С. Власовой, В. Усольцевой.

Обратимся к текстам.

У С. Власовой в сказе «Пугачевский клад» описываются события, произошедшие на озере. Иныш — друг и соратник атамана Грязнова, который указал место, то есть озеро, где можно было спрятать сокровища, отобранные Емельяном Пугачевым у богатеев, чтобы они не достались тогдашней царице, Екатерине Великой. Пугачева казнили, про башкира Иныша больше никто не слышал, а друг его, Бокай, перед смертью поведал своему внуку о спрятанном кладе на дне озера, да болтлив и жаден оказался внук. За эти века много было желающих добраться до бочки с золотом, но до сих пор эта тайна не разгадана, сокровища лежат на дне озера Инышко.

Итак, сказ Власовой предлагает разгадку названия озера : оно носит имя храброго башкира, выступившего против самой великой царицы. Кроме того, подчеркивается, что клад так и остался на дне озера, потому что он не может быть найден корыстными, жадными людьми.

Сказ, записанный В. Усольцевой, имеет сходство с произведением Власовой. Как и в первом сказе, в «Тайне озера Инышко» все события происходили во времена восстания Емельяна Пугачева, в период царствования Екатерины Второй. В обоих произведениях фигурируют Е. Пугачев и его дружинники, а также те, кто хотел бы овладеть кладом Е. Пугачева. Наиболее отчетливо родство произведений проявляется при сопоставлении мотивов, которые использованы в них. Заметим, что мотив — «это мельчайший элемент сюжета (например, мотив поиска пропавшей невесты, мотив узнавания и др.)» [6], то есть «мотив и сюжет соотносимы как часть и целое».

Общими в сказах «Пугачевский клад» и «Тайна озера Инышко» являются следующие мотивы: 1) противостояние Пугачева и заводчиков; 2) овладение богатством; 3) отказ от него.

Однако сказ, записанный Усольцевой, связан не с названием озера, (об Иныше не упоминается), а с необычным уровнем воды в этом водоеме. В тексте так говорится об этом факте: «странное дело, уровень воды в Инышке выше, чем в остальных. Хоть бы лежало оно на горе, а то плещется рядом со своими соседями, и вода в нем выше, чем в других озерах».

Итак, загадка, которую изучают ученые, не могла не заинтересовать народ. Так, вероятно, и появились удивительные истории о кладе, который был столь велик, что вытеснил часть воды. Более подробно проанализируем этот сказ.

Симпатии народа в произведении на стороне Е. Пугачева. Его войско состояло из разных людей: русских и башкир, крестьян и работников, то есть тех, кто изголодался по счастью и воле. Коменданты крепостей заставляли пушкарей палить в войско из пушек. Но Пугачев брал эти крепости, и население встречало его хлебом-солью. Пугачев «нарисован» как справедливый человек, который заботится о судьбе народа.

Анализ текста позволяет утверждать, что одним из мотивов в этом произведении является мотив «испытания богатством ». Уральские заводчики решили откупиться от Пугачева. Собрали золота две бочки и послали к нему со своим человеком. Но Пугачев не взял золото, приказал сбросить его в озеро, т. к. нажито богатство непосильным трудом бедного люда и счастья оно не принесет. «Испытание богатством» Емельян Пугачев прошел.

Обратим внимание на то, что весь сказ превратился в ответ на вопрос о том, почему в озере уровень воды выше, чем в остальных: растворился клад в воде, «потому что золото то из слез народных собрано было. Вот почему всех выше поднялось озеро Инышко».

Атмосфера тайны создается и с помощью мотива «превращения», который чаще всего используется в сказках: так подчеркивается необычность этого уральского озера.

Итак, сказы об озере Инышко связаны, во-первых, с тайной заглавия, во-вторых, с загадкой природы. Произведение содержат поэтическую разгадку этих тайн. Построение текста таково, что читатель сначала знакомится с тайной, а потом — с её разгадкой. Волшебство — мотив, который переходит в сказ из сказки и делает произведение занимательным.

А. И. Лазарев отмечал, что «главное в преданиях — прошлое, но не вообще прошлое, а очень далёкое прошлое, то, что стало таинственным и вызывает воображение» . Конечно, необычные заглавия, смысл которых с течением времени забывался, стали основой народных текстов.

Название озера — Зюраткуль — получило немало истолкований, как научных, так и поэтических. Известно, что первоначально озеро называлось Юрак-куль. «Куль» — это озеро. А Юрак (йөрәк) — это по-башкирски сердце. По легенде Озеро получило название от горы, носившей тогда название «Юрак-тау»» (в настоящий момент это название носит другая гора — один из шиханов около Стерлитамака), то есть гора-сердце. Как писал П. Паллас, «В углу меж ими находится посредственная гора Сатка-Тау, которая кажется есть отделенная часть большой и пространной вверх по Большой Сатке к югу лежащей горы Юрак-Тау… Юрак-Тау значит сердце-гора, и, кажется, она получила своё название по причине возвысившейся тупой верхушки, которая совсем гола и камениста. На сей горе лежит достопамятное озеро Юрак-Куль, в которое многие впадают ручьи и из которого проистекает Большая Сатка».

В народе считается, что Зюраткуль — озеро потерянного сердца. Это значение поясняется в произведении С. Власовой «Тайна озера Зюраткуль». Сказ переносит читателя в давние времена: «Давным-давно это было. Когда именно, никто не помнит». Зачин похож на сказочный («Жили-Были; в некотором царстве, в некотором государстве), и события, о которых повествуется, удивительные и поучительные.

Обратим внимание на сюжет произведения: история двух молодых людей стала его основой. Как и в других фольклорных произведениях, положительные герои противостоят отрицательным.

Открывается сказ историей красавицы Амины. Девочка росла в племени охотников и рыбаков, выросла красавицей, но об этом не догадывалась, не сознавала своей необычной красоты и всем сердцем полюбила юношу Акбулата. Но однажды, увидев себя в отражении озера, вдруг поняла, что красивей ее нет в стране повелителя Гор. Амина изменилась, стала забывать о своей любви, ее обуяла гордыня, захотела она стать женой правителя гор, Таганая, стоять у него на плечах и доставать руками луну. Не нужен ей стал красивый, но бедный охотник. Каждую ночь она стала приходить к озеру и любоваться собой. В своих мечтах она уже была женой правителя горной страны. Но сердце девушки все же любило только Акбулата, не смогло оно отказаться от юноши.

Далее в тексте очень интересно обыгрывается мотив бессердечия. Создатели сказа как будто задают вопрос: зачем сердцу слава и почет? Сердцу нужна любовь. Сердце выскользнуло из груди девушки и упало в озеро. Амина окаменела от горя, не смогла жить без сердца, а значит без любви.

Итак, не выдержала девушка «испытание своей красотой», охладела она к красивому юноше.

Согласно народным представлениям, не может торжествовать тот, кто нанёс обиду другому человеку, а потому и Амина наказана. «Сердце девушки, возмущенное изменой, вдруг сильно забилось, больно затрепетало, выскользнуло из груди и растворилось в озере . Амина застыла в немом изваянии, а потом превратилась в каменного истукана. Только вода в нем с тех пор стала всегда холодной и кристально чистой, как вечный укор лучезарной Амине за то, что она охладела к юному Акбулату. И стали это горное озеро называть Юрак-куль, т. е. озеро потерянного сердца или просто сердце-озеро.

Наблюдения показывают, что и этот сказ — попытка разгадать 2 тайны. Первая тайна связана с заглавием, вторая — с особенностью озера — кристально чистой и холодной водой. Фантастика и вымысел и в этом произведении помогают поддержать таинственность. Превращения происходят с людьми — из молодых и красивых они превращаются в камни.

Превращения происходят с озером. И здесь мы видим мотив, уже знакомый по сказу об озере Инышко — «растворение» чего-либо в озере и изменения, происходящие при этом: холодное сердце Амины растворилось сделало и озеро таким.

Таинственные, необъяснимые явления всегда привлекали человека. Когда-то для того, чтобы получить разгадку, он обращался к науке, а когда-то — к воображению. Фантазия, приходившая на помощь людям, позволила создать необычные произведения. Некоторые из этих произведений в заглавии сохранили слово «тайна». Именно такими стали два сказа — «Тайна озера Инышко» и «Тайна озера Зюраткуль».

Изучение «таинственных» произведений, конечно, может быть продолжено, так как Урал богат на загадки и на талантливых людей, рассказывающих об этих загадках.

Литература:

  1. Власова С. К. Клады Хрусталь-горы. [Текст]. Челябинск.1970–43 с.
  2. Капитонова Н. А., Власова Серафима Константиновна [Электронный ресурс] http://litkarta.chelreglib.ru/persons/writers/vlasova-serafima-konstantinovna/
  3. Лазарев А. И. Предание рабочих Урала как художественное явление. Челябинск:Южно-Уральское кн. изд. 1970. — С. 67.
  4. Тайна озера Инышко [Текст] // Легенды Южного Урала: сост. И. А. Кириллова.-Челябинск: Аркаим.2009 — С.30–32.
  5. Тайна озера Зюраткуль [Текст] // Легенды Южного Урала: сост. И. А. Кириллова.-Челябинск: Аркаим.2009 — С.36–38.
  6. Школьный словарь литературоведческих терминов: мир художественного произведения. Стилистика. Стиховедение. Литературный процесс. [Текст] /Л. В. Чернец, В. Б. Семенов, В. А. Скиба. — М.: Просвещение, 2013- С.108–109.
Основные термины (генерируются автоматически): Пугачев, озеро, произведение, Тайна, сказ, день озера, Южный Урал, миасская собирательница фольклора, Сатка, Урал.


Похожие статьи

Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Царь-рыба»

Приёмы раскрытия характеров героев в романе Т. Каипбергенова «Зеница ока»

Сказочный и романтический нарративы в повести Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Взаимоотношение этноса и природы в башкирских народных сказаниях (на примере древнего башкирского эпоса «Урал-батыр»)

Космогонические мотивы в узбекской народной сказке «Тахир и Зухра»

Своеобразие экспликации пространственных образов в произведении Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы»

Фольклорные элементы в рассказе В. Астафьева «Уха на Боганиде»

Значение повествования от лица автора в повести И. С. Тургенева «Вешние воды»

Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи»)

Философско-религиозные темы в поэтическом творчестве тобольской поэтессы Надежды Атабиевой-Шишкиной

Похожие статьи

Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Царь-рыба»

Приёмы раскрытия характеров героев в романе Т. Каипбергенова «Зеница ока»

Сказочный и романтический нарративы в повести Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Взаимоотношение этноса и природы в башкирских народных сказаниях (на примере древнего башкирского эпоса «Урал-батыр»)

Космогонические мотивы в узбекской народной сказке «Тахир и Зухра»

Своеобразие экспликации пространственных образов в произведении Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы»

Фольклорные элементы в рассказе В. Астафьева «Уха на Боганиде»

Значение повествования от лица автора в повести И. С. Тургенева «Вешние воды»

Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи»)

Философско-религиозные темы в поэтическом творчестве тобольской поэтессы Надежды Атабиевой-Шишкиной

Задать вопрос