Образ Пушкина в стихотворениях поэтов Южного Урала | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Исследование о родном крае Высокая научная новизна

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №8 (38) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.07.2020

Статья просмотрена: 931 раз

Библиографическое описание:

Пекарь, С. А. Образ Пушкина в стихотворениях поэтов Южного Урала / С. А. Пекарь, О. В. Мешкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 8 (38). — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/young/archive/38/2125/ (дата обращения: 16.11.2024).



Многим, наверное, известно, что 2019 год был ознаменован юбилеем со дня рождения непревзойденного русского поэта и прозаика Александра Сергеевича Пушкина. Эта дата — неоспоримый факт, свидетельствующий о «вечной жизни», потому как интерес к Пушкину не пропадает на протяжении двух столетий. Его великолепные произведения подробно изучают в школах и не перестают ими восхищаться. Двести двадцать лет. Это, несомненно, большой отрезок истории. За этот период прошли несколько войн, революций, изменились и технологии, и сам подход человека к жизни. Но Пушкин-то не изменился: он продолжает жить, само слово «Пушкин» уже означает «бесконечность». А двести двадцать лет — это только фрагмент в развитии любви к поэту.

Более двух веков поэты не устают восхищаться творчеством Александра Сергеевича Пушкина, признают его первым и лучшим среди собратьев по перу, посвящают ему стихотворения. В поэтических строчках, созданных как современниками поэта, так и представителями других поколений, возникает удивительный образ Пушкина.

Несомненно, стихотворения, как и прозаические тексты, в которых воссоздается образ гениального русского поэта, попадали в поле зрения исследователей. Этот пласт научной литературы обширен, его основательный анализ произведен в монографических исследованиях, а потому остановимся только на той работе, которая повлияла на концепцию нашего исследования. Это монография «Легенды и мифы о Пушкине», одна из статей которой называется «Культурный герой нового времени». М. Н. Виролайнен отмечает, что в воспоминаниях друзей и знакомых Пушкин разный: он «петербургский денди», «поэт-шалун», «бешеный сорванец, затевающий дуэли»», «беспутная голова», «поэт-ловелас», «поэт-повеса», «поэт-вольнодумец»; он же «отлично добрый господин», «обыкновенно приходящий в монастырь по воскресеньям», он же — на ярмарке: «…в ситцевой красной рубашке, опоясавши голубою ленточкою, с железною в руке тростию…» [1]. Каждый видел и рисовал себе образ Пушкина по-своему.

Уральская пушкиниана — это своеобразная страница в создании образа гениального человека. Стихотворения наших земляков («Читаю Пушкина» Людмилы Татьяничевой; «Душа убитого поэта» Геннадия Суздалева; «В парке Пушкина — зима», «Улица Пушкина» Аси Горской; «Угасло пламенное сердце..».., «О, Александр, твоя блаженная доля!», «Возвышенным чувством объятый» протоиерея Алексия Зайцева; «Пушкин на Урале» Артемия Подогова; «Начало», «Болдинская осень» Якова Вохменцева, «Ах, Александр Сергеевич» Эдуарда Мижакова, «В твоем портрете» В.Шитикова и др.) посвящены разным этапам жизненного и творческого пути А. С. Пушкина.

Заметим, что эти произведения не систематизированы и в поле зрения литературоведов попадали либо в контексте творчества авторов стихотворений, либо не изучались совсем, в то время как тема «Пушкин и Урал» привлекала вынимание некоторых исследователей, о чем свидетельствуют статьи, написанные в разное время.

Владимир Григорьевич Федорищев в своей статье рассматривая различные версии о пребывании А. С. Пушкина на Южном Урале, как пушкиноведов, которые работах используют только подлинные документы, факты и воспоминаниях очевидцев, так и версии некоторых уральских краеведов, которые убеждены в пребывании великого поэта в окрестностях Златоуста, Миасского завода, Чебаркуля [15].

Александр Иванович Лазарев в своей статье отметил: «…древний род Пушкиных, так или иначе сказавший свое слово на многих крутых поворотах русской истории, оставил свой след и в деле промышленного и культурного освоения Урала. Не без их активного участия возводились и укреплялись уральские города-крепости Пермь, Верхотурье, прокладывалась торговая дорога до легендарной Мангазеи». Также Лазарев пишет, что Александр Сергеевич, как взыскательный писатель-историограф, создал собственную концепцию происхождения уральского казачества и это образец подлинно научного анализа исторических явлений, а так же пример для подражания [9].

Однако ученых, как правило, интересует образ Урала, созданный Пушкиным в произведениях, посвященных пугачевскому восстанию, мы же рассмотрим образ самого поэта .

Ключевым литературоведческим термином, используемым нами в статье, является художественный образ . В. А. Скиба, Л. B. Чернец дают следующее определение этого понятия: художественный образ категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами [16].

Знакомство с биографией Пушкина для многих из нас начинается в школе, когда перед детальным изучением произведения мы узнаем о том, что способствовало созданию текста, как поэт работал над ним. «Пушкинский путь», конечно, интересен не только литературоведам, но и читателям, и, без сомнения, поэтам. Некоторые вехи этого пути вдохновили уральских поэтов на создание произведений.

Так, в 1950 г. Яков Терентьевич Вохменцев пишет стихотворение «Начало», посвященное учебе Пушкина в Царскосельском Лицее. Уже заглавие стихотворение подсказывает, что это точка отсчета. С первых строк создается атмосфера таинственности: представляется загадочный сад, который виден из окна, покрытого сверкающим инеем; свет, идущий от свечей; «раскиданные тома». Здесь, в лицее, Пушкину «являться Муза стала…». Об этом пишет и Я. Вохменцев: « К тебе в студенческую келью/Явилась муза в тишине ». Уральский поэт переходит от одного мгновения жизни Пушкина к другому: близкие друзья украдкой посылают пушкинские стихотворения в город; встреча Пушкина и Державина на публичном экзамене в Лицее. Метафора, найденная Я. Вохменцевым « Не в окна,- в сердце хлынул свет ».., позволяет подчеркнуть мысль о том, что яркую вспышку таланта молодого гения не мог не заметить Державин. Восторг Державина и смущение робеющего юного Пушкина передаются Воменцевым настолько ярко, что у читателя создаётся впечатление личного присутствия на этом удивительном празднике. Державин благословляет Пушкина на творчество. «Взмахнувший крыльями орленок себя почувствовал орлом» , — так увидел и описал начало творческого пути Я. Т. Вохменцев.

Еще одно стихотворение Я. Т. Вохменцева «Болдинская осень» посвящено плодотворному периоду в творчестве русского поэта. О чем думал Александр Сергеевич в эти дни? О своей невесте, Наталье Гончаровой, о предстоящей свадьбе. Получилось так, что из-за карантина Пушкин не мог быть рядом с любимой, но все мысли были о ней: «…Опять от невесты ни слова! И даже оказии нет. Тоскует ли там Гончарова, как здесь, в карантине, поэт? [2] ».

Пушкин тревожен, он мучается от неизвестности, томится в предвкушении предстоящей свадьбы. Нет ни одной весточки от невесты, невозможен проезд, везде стоят посты. И все свои пылкие чувства он отдает работе: «… В работе найдешь наслажденье. А осень — по нраву тебе …». Эта самая удивительная осень в жизни Пушкина. Ему никто не мешает, великолепная природа родных мест, уединенность, восхищение и пылкая влюбленность в Гончарову помогают ему раскрыться как гениальному поэту. Мощный творческий взлет поэта в эту пору Яков Терентьевич Вохменцев отражает в строках своего стихотворения, он ярко описывает произведения, которые Пушкин создал в знаменитую Болдинскую осень: последние главы «Евгения Онегина», «Сказка о царе Салтане», «Маленькие трагедии».

Вот в сказочно-пышных владеньях

Гостей принимает Салтан;

Вот в храм пробирается тенью

Закутанный в плащ Дон-Гуан…».

Далее Я. Т. Вохменцев показывает жизнь поэта в родном селе. Он удивляется простоте общения Пушкина с обычными крестьянами. Александр Сергеевич не гнушается посидеть вечером с мужиками, поговорить о карантине с нищим. Но, самое главное, на что обращает внимание уральский поэт, Пушкин не может без своей любимой работы: « А утром взволнованно снова к перу потянулась рука… » (очевидна перекличка со строчками стихотворения Пушкина «Осень»: «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, / Минута — и стихи свободно потекут).

И снова Вохменцев подчеркивает красоту, яркость творчества поэта, используя сравнения («Стихи, как рубины горят…»), метафоры («Сверкает граненое слово»), в составе которых слова с семантикой цвета и блеска.

Смерть Пушкина вызвала и негодование, и печаль общества. Вслед за Лермонтовым, откликнувшимся на это событие стихотворением «Смерть поэта», в произведениях других авторов появляются мотивы скорби. О трагедии, разыгравшейся в 1837 г. на берегу Черной Речки, вспоминают и поэты ХХ века.

Очень грустное стихотворение посвятил А. С. Пушкину Геннадий Матвеевич Суздалев:

«Душа убитого поэта / Явилась мне с другого света/ И я до самого рассвета/ не мог забыться и уснуть…». Автор говорит об искренности и ранимости души Пушкина, а также о несправедливости жизни — такой светлый и великий человек убит «пугливой пулей подлеца ».

В стихотворении появляется тема переклички времен, эпох. Суздалев открыто заявляет о том, что в наше время тоже достаточно «вурдалаков», которые губят таланты своим бездушным отношением, а то и открытой травлей.

Суздалев мысленно ставит себя на место Пушкина, пытается понять причины интриг высшего света, направленных против гения, при этом уральский поэт с такой ясностью представляет описываемые события и настолько остро переживает боль утраты, что смерть поэта ощущает как свой уход из жизни: «И мне почудилось при этом,

Что я и сам давно убит» [13] .

В 2009 г. уральский поэт, архиерей Алексий Зайцев написал такие строки:

Угасло пламенное сердце…

Погиб поэт… Оборван стих

Рукой порочной иноземца,

Молвой наветчиков слепых .

Мотивы смерти и бессмертия соседствуют в этом произведении: вторая строфа — это размышления о «слове поэта». Показательны глаголы, которые использует автор, чтобы рассказать о влиянии творчества Пушкина на читателей: слово «отозвалось»…, «вознеслось» [6].

Авторы «крупным планом» показывают те эпизоды жизненного пути Пушкина, которые, по их мнению, представляются наиболее значимыми и драматичными.

Творчество разных поэтов вызывает интерес читателей, однако в подсознании многих закрепляется мысль о том, что Пушкин — «главный поэт», или, как сказал литературный критик ХIХ в., Аполлон Григорьев — «наше всё». Немало строк посвятили гениальности Пушкина-поэта южно-уральские авторы.

Людмила Константиновна Татьяничева, уральская поэтесса, в 1974 году написала радостное и восторженное стихотворение «Великая радость». Каждая строчка пронизана безграничной любовью к Александру Сергеевичу. Татьяничева убеждена в том, что читателю совсем немного надо: нужно просто вернуться к произведениям Пушкина, и душа станет богатой. Стихи великого поэта — это награда для благодарного читателя.

Стихотворение Татьяничевой написано просто, ясно, при этом оно вызывает множество положительных эмоций и дает ответы на самые сложные вопросы. Все стихотворение пронизано одной идеей: «Читайте Пушкина, читайте! Большей награды не надо!». Для Татьяничевой Пушкин — целитель, гений, загадочный поэт, мессия, он далеко и одновременно близко. Читать Пушкина, по мысли поэтессы, — сплошное наслаждение. Она благодарна Пушкину за то, что он открывает для нее свой сияющий мир [14].

Не менее яркими являются образы, созданные другим уральским поэтом — протоиереем Алексием Зайцевым. Когда мы спросили его, почему он обратился к пушкинской теме и какое место занимают стихотворения об А. С. Пушкине в его творчестве, он ответил: «Стихи о Пушкине — это часть развития моей темы о назначении поэта и поэзии. Стихи о Пушкине написаны в классическом стиле поэтических произведений о поэтах. Особенность всех моих стихов о Пушкине состоит в том, что они очень короткие. В каждом из них я пытался выразить какую-то определенную важную мысль или эмоциональное состояние».

Возвышенным чувством объятый,

Сижу я за книгой стихов –

Её утомлённые даты

Отстали на много веков

Эти строки написаны Алексеем Зайцевым в далеком 1992 году, когда он был еще студентом Уральского горного государственного университета и состоял в литературном объединении «Горный родник». Сам автор так прокомментировал стихотворение: «Я хотел сказать, что стихи Пушкина опережают время. Под каждым стихотворением поэта стоит дата написания. Обычно древние даты говорят о том, что то или иное произведение уже в какой-то степени устарело, стало не столь актуально как раньше. Но о стихах Пушкина мы этого сказать не можем. Получается, что стихи Пушкина обогнали свое время и обгонят наше, а даты его стихов как бы никак не могут поспеть за стихами поэта, которые оказались выше и быстрее времени, к которому их относят указанные даты стихов»:

«А дом называется вечность -/На пару минут приглашая.

Давай поспешим и беспечно,/Отведаем с гением чая».

Несомненно, каждый поэт, задумывается о назначении своего труда, о миссии поэта. Найти ответы на эти вечные вопросы писателям порой помогает творчество Пушкина.

«Пушкин — один из моих любимый поэтов, но еще важнее, что он внес самый большой вклад в развитие русской литературы. Я в своем творчестве очень много обращаюсь к теме поэта и поэзии, а потому тему Пушкина пройти просто не мог. Периодичность обращения к этой вечной теме сложилась случайно», — замечает А. Зайцев при ответе на вопрос, что для него есть Пушкин.

В стихотворении «А. С. Пушкину», написанном в 2017 году, уральский поэт воспевает Пушкина как автора, раскрывшего всю красоту и многогранность русского языка: « Через тебя Господь раскрыть изволил/ Достойный Неба наш родной язык »/

В стихах А. С. Пушкина, по мысли А. Зайцева, человек находит лекарство от духовных болезней и мирской суеты [6].

В стихотворении Эдуарда Мижакова простота слов сочетается с очевидной искренностью. Челябинскому поэту хотелось написать так, как не писал никто другой. Он и сам говорит, что старался не читать стихотворений других поэтов, посвященных Пушкину, чтобы не копировать фразы. Наверное, все давным-давно сказано до него, но удержаться он не мог. В итоге получилось стихотворение «Ах, Александр Сергеевич…». Написанное как будто от лица многих (автор использует в стихотворении местоимение мы), оно получилось похожим на послание всех творческих людей гениальному поэту: «Двести шестнадцать лет — / Это не возраст, / ведь возраста /У солнца просто нет» [11] .

Итак, многие авторы, посвятившие свои произведения Пушкину, отмечают, что его творчество — ориентир для тех, кто связывает свою судьбу с поэзией. Подобно тому, как Прометей открыл для людей огонь, Пушкин показал вершины поэтического мастерства, достичь которых под силу преданным своему делу, талантливым людям.

Во многих источниках упоминается о том, как Пушкин собирал сведения о Пугачевском бунте. Непосредственно побывать на месте событий, послушать рассказы и даже выдумки местных старожилов, побывать в крепостях, которые захватил знаменитый бунтовщик Емельяшка — вот что нужно было поэту. Сведения о пребывании поэта в той или иной местности собирают краеведы, историки т. д. Иное дело — стихотворения уральских поэтов, посвященные этой теме. Как и в других частях «пушкинского мифа», мы видим такой образ Пушкина, какой возникает в воображении авторов.

В стихотворении «Пушкин на Урале» миасского поэта Артемия Федоровича Подогова А. С. Пушкин предстает как исследователь, тщательно собирающий материал для своих новых произведений.

..Когда поэт для книги

собирал

Народные предания

по крохе,

Исколесив в пролетке

Весь Урал…

Цель этой поездки известна: « Послушать сказы/из работных уст/ О строгом, справедливом Емельяне».

Воображение Артемия Подогова рисует и другую картину: Александр Сергеевич сидит на берегу озера Тургояк, видит синие горы: «Мятежный Пушкин/ с критикой взирал/ На волны тургоякские/ живые». Уральский поэт объединил два дорогих сердцу образа — здесь и мятежный поэт в творческих исканиях, и неповторимый Урал [12].

В стихотворениях Аси Борисовны Горской мы видим углубление этой традиции: челябинская поэтесса немало стихов посвятила родному городу, Челябинску, а также своему любимому поэту — А. С. Пушкину: «С детства знакомый мелькнул силуэт./Скрипнули двери подъезда –/Это же Пушкин проездом… [4] ».

Великий русский поэт в нашем городе не был, но улицу в его честь назвали (наверное, в каждом, даже очень маленьком городке России, есть своя улица Пушкина). «В жизни всё просто и мудро/Улица Пушкина, доброе утро!»– восклицает поэтесса.

В челябинском парке Пушкина столетия будто совместились… Здесь имеется скамья, рядом с которой скульптура девушки, одетой в платье пушкинских времен. Свиток же, который можно обнаружить тут же, содержит следующие строки: «… Любимый парк для тайн/ и для свиданий/ Хранит слова онегинских признаний/…Присядем на скамью /воспоминаний …». Скамья челябинцами прозвана «онегинской». Женихи и невесты, которые прикрепляют к скамье замочки, верят, что это поможет пронести через долгую жизнь их любовь, как было у Пушкина с Гончаровой…

А вот А. Куницын прямо заявляет, что Александр Пушкин — наш земляк, даже несмотря на тот факт, что Пушкин ни разу не был в Челябинске и проездом.

Кто из нас, челябинцев, скажите,

С пушкинской музой не знаком?

И давно в Челябинске он — житель,

И давно он стал нам земляком.

Жители Челябинска искренне любят творчество А. С. Пушкина и принимают его как своего родного человека: …« Свой он для космического века «Свой он людям, плавящим руду …». И это правда: неспроста в нашем городе немало памятников в честь Александра Сергеевича»: «С именем его библиотека./Памятник поэту в горсаду» .

Образ Пушкина настолько близок и интересен русскому читателю, что каждый этап жизненного пути этого поэта заслуживает пристального внимания. Там же где фактического материала недостаточно, живая фантазия заполняет пробелы: Пушкин становится «своим», «нашим» и бесконечно дорогим.

Поэты разных поколений посвятили Пушкину немало искренних строк, в которых он предстает как не понятый обществом гений, одинокий герой своего времени, жертва бездушного светского общества (Ф. Тютчев, М. Лермонтов, Д. Самойлов); первый и лучший среди всех поэтов России (В. Кюхельбекер, Ф. Глинка, Н. Гнедич, И. Мятлев); собеседник, милый друг, верный товарищ (А. Дельвиг, Н. Матвеева, Н. Рубцов); влюбленный юноша (А. Дельвиг, Б. Окуджава, Л. Филатов). Некоторые авторы представляют в своих произведениях Пушкина не каким-то любимцем небес, а обычным, родным человеком, с которым можно поговорить о погоде, пожаловаться на свои трудности, поделиться своими секретами (М. Цветаева, А. Блок, В. Маяковский) и т. д. Смело можно сказать, что любовь к поэту прошла через века и расстояния. Так и поэты Южного Урала разных поколений испытывали и испытывают высокие чувства к этому неординарному поэту и человеку, посвящают ему свои произведения.

Знакомство со стихотворениями уральских поэтов позволяет говорить о том, что образ поэта узнаваем: Пушкин — очень эмоциональный человек, поэт, ниспосланный на землю дарить свет. Однако авторы не повторяют друг друга: в сознании тех, кто писал о Пушкине, его образ обретает все новые черты. Не случайно о нем говорят вслед за Мариной Цветаевой «мой Пушкин», подчеркивая предельно личное отношение к нему. В этой галерее восприятий есть место и «уральскому» Пушкину: его называют земляком (А.Куницын «Кто из нас, челябинцев, скажите, с пушкинской музой не знаком?...), предрекают рождение нового Пушкина (А. Б. Горская «Когда-нибудь он все-таки родится, в той части света, где исчезнет ложь...).

В поэтической пушкиниане можно выделить отдельную главу «Пушкин и Урал». А. Подогов, А. Горская, Р. Дышаленкова и др. рассказывают о путешествии поэта в наши края. Это и реальное пребывание на Урале в период работы над «Капитанской дочкой», и вымышленное, но такое желанное. Пушкин никогда не был во многих городах Южного Урала даже проездом, но творчество поэта хорошо знакомо уральцам, как и всем русским людям, а потому, несомненно, пушкиниана будет иметь продолжение во всех регионах страны, ибо прав был поэт, когда писал следующие строки:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Литература:

  1. Виролайнен, М. Н. Культурный герой нового времени [Электронный ресурс]: URL: lib.pushkinskijdom.ru›(дата обращения: 2. 09.2018).
  2. Вохменцев Я. Т. Начало; Болдинская осень [Электронный ресурс]: URL:https://librolife.ru/g3253245 (дата обращения: 2. 09.2018).
  3. Горская, А. Б. В парке Пушкина — зима [Электронный ресурс]: URL rustih.ru›asya-gorskaya-v-parke-pushkina/ (дата обращения: 2. 09.2018).
  4. Горская, А. Б. Улица Пушкина// Литература России. Южный Урал: хрестоматия. 5–9 класс / сост. Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева; Т. В. Соловьева. — Челябинск: Взгляд, 2002. — С. 379–386.
  5. Есин, А. Б. Лирика // Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин. — М.: Флинта, 2002. — С. 213–218.
  6. Зайцев, Алексий (протоиерей) Жажда неба/ протоиерей Алексий Зайцев. — Челябинск: Челябинский Дом печати, 2017. — 208 с.
  7. Дышаленкова, Р. А. Воспоминания о Пушкине [Электронный ресурс]: URL http://lit.lib.ru/d/dyshalenkowa_r_a/text_0240.shtml (дата обращения: 2. 09.2018).
  8. Кулешова, Л. В. От свечи до свечи: сб. стихов / Л. В. Кулешова [Текст] — Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 2001. — 206 с.
  9. Лазарев, А. И. Пушкин и Урал / А. И. Лазарев // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 1999 / Челяб. обл. универс. науч. б-ка, Отд. краеведения; сост.: И. Н. Пережогина, Л. Ф. Мартьянова, М. А. Пахнева. — Челябинск, 1999. — С. 62–64.
  10. Маркова Т. Н. Песня об Урале: Очер творчества Людмилы Татьяничевой/Т. Н. Маркова. — Челябинск: Изд-во ООО «Энциклопедия»,2015.–173с.
  11. Мижаков Э. Ах, Александр Сергеевич [Электронный ресурс]: URL www.stihi.ru/2015/06/06/1621(дата обращения: 2. 09.2018).
  12. Подогов А. Пушкин на Урале [Электронный ресурс]: URL http://vokrugknig.blogspot.com/2018/03/blog-post_96.html(дата обращения: 2. 09.2018).
  13. Суздалев Г. Душа убитого поэта [Электронный ресурс]: URL https://sites.google.com/site/literaturauznogourala/bez-slova-poeta---istorii-net(дата обращения: 2. 09.2018).
  14. Татьяничева Л. Великая радость [Электронный ресурс]: URLhttp://pisateli.ch-lib.ru/tin/tatianicheva/stix12.html (дата обращения: 2. 09.2018).
  15. Федорищев, В. Пушкин на Южном Урале... / В. Федорищев // Золотая долина: сб. / сост. Л. В. Орлова. — Челябинск: Челяб. Дом печати, 1993. — С. 122–125.
  16. Чернец, Л.В., Семёнов, В.Б., Скиба, В.А Школьный словарь литературоведческих терминов / Л. В. Чернец, В. Б. Семёнов, В. А. Скиба. — М.: Просвещение, 2005. — С.114 –116.
  17. Ягодинцева, Н. Акварели любви. О творчестве поэта Лилии Кулешовой [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cheltoday.ru/articles/kultura/akvareli_lyubvi-7976/.


Задать вопрос