В художественных произведениях писатели часто наделяют своих героев желанием обмануть жизненные обстоятельства или окружающих людей. Цели, которые преследуют герои, зависят от сюжета произведения, но главным остается одно — это мотив обмана. Именно он помогает нам понять и характер героя, и позицию автора. То, что движет поступками героя, позволяет читателю определиться с собственным отношением к его действиям.
Мотивы обмана в художественных произведениях русской литературы в определенной степени были изучены, но отсутствие специальной работы, посвященной теме выявления основных мотивов обмана, подтверждает необходимость исследования.
Цель: определить основные мотивы обмана героев художественных произведений известных русских писателей.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:
– раскрыть понятие «обман» посредством словарных определений;
– определить круг писателей и художественных произведений для темы исследования;
– прочитать и проанализировать отобранные произведения с целью выявить ситуации обмана в сюжете произведения и определить основные мотивы;
– провести анкетирование среди обучающихся 7 класса и узнать отношение к обману и мотивы, побуждающие к нему современных подростков.
Гипотеза: предположим, что основным мотивом обмана героев художественных произведений является желание собственной выгоды.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении темы «мотива обмана» в художественных произведениях как русских, так и зарубежных писателей. Проведенная аналитическая работа может быть использована на уроках литературы и русского языка в части умения формулировать собственное мнение о прочитанном произведении и поступках его героев.
Анализ определения мотивов тех или иных поступков героев может быть использован на внеурочных занятиях с подростками и способствовать умению находить выход из конфликтных ситуаций, так как и обман, и предательство, и ложь играют важную роль в формировании межличностных отношений.
Материалом исследования стали: повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама», рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского», повести Альберта Лиханова «Обман», Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассказ А. П. Чехова «Орден».
Объектом исследования стали ситуации обмана в художественных произведениях, используемые писателями как метод художественного воздействия на читателя.
Предмет исследования: понятие «обман» и его проявления в художественных произведениях известных русских писателей.
Метод исследования: анализ художественного текста. Результаты проведенного исследования и степень их соответствия поставленным целям проводилась при помощи описательного метода.
Общий объем рассмотренного материала составляет более 250 страниц.
В результате проведенного исследования были обоснованы выводы, характеризующиеся научной новизной. Представлены и описаны мотивы обмана в художественно-литературном тексте как авторский замысел и неотъемлемая часть художественного произведения.
Ситуации обмана в данной работе подвергаются комплексному анализу, включающему в себя не только установление мотива обмана как приема в художественно-литературном тексте, но и последующее выявление особенностей его реализации в персональном художественном стиле писателей (А. С. Пушкина, В. Г. Распутина, Альберта Лиханова, Н. М. Карамзина, А. П. Чехова).
В данной исследовательской работе мотив обмана, выбранный писателем для поступков героев, рассматривается как особенность художественного стиля писателя.
Теоретические аспекты понятия «обман»
Словарные определения термина «обман»
«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная». Этими словами начинается сказка о том, как хитрой лисе удалось при помощи обмана выгнать зайца из его избушки.
С раннего детства мы запоминаем образы героев и их поступки. Проживая вымышленный сюжет вместе с героями, мы перенимаем их опыт и получаем возможность увидеть последствия их поступков, которых сами можем избежать.
Когда мы читаем сказки, то как- то естественно воспринимаем и говорящих животных, и летающий ковер-самолет, и даже существование тридевятого царства.
Становясь старше, мы увлекаемся фантастическими рассказами о тайнах далеких планет, о коварстве волшебников, о существовании параллельных миров. Нам становятся интересными рассказы, в которых героям постоянно приходится сталкиваться с различными сложными жизненными ситуациями.
Мы как будто намеренно позволяем автору себя обмануть, чтобы ощутить себя частью этого вымышленного мира, стараемся понять, как в нем все устроено и чем все закончится.
Так или иначе, мы получаем представление о том, что такое добро и зло, обида и прощение, предательство и обман.
Обман чаще других явлений движет героями художественных произведений. Как это ни странно, но именно его используют авторы для создания своих сюжетов.
Обман можно определить как действие, совершаемое одним человеком с целью намеренного введения другого человека в заблуждение. Действие может быть как реальным поступком, так и мошенничеством или даже изменой в любви. Намеренное введение в заблуждение, как правило, начинается с корыстного мотива героя, и не всегда цель может быть связана с прямой выгодой для него. Иногда это бывает невинное вранье или ложь во спасение. В других случаях у героя цель может вовсе отсутствовать и выражаться в невольном обмане или в случайной лжи.
Существительное « обман » образовано от глагола « обманывать ». Глагол « обманывать » имеет множество вариантов, предложенных разными толковыми словарями русского языка.
Обманывать (обмануть) значит:
- «сознательно вводить кого-либо в заблуждение словами или поступками» 2. «вводить в заблуждение, отвлекая внимание от чего-либо, внушая ошибочное представление о чем-нибудь» 3. «совершать плутовство, мошенничество по отношению к кому-либо» 4. «проявлять обман в любви; изменять (жене, мужу)» 5. «обольщать, соблазнять (девушку, женщину)» [ССРЛЯ 8: 235];
- 1. «намеренно ввести кого-л. в заблуждение, сказав неправду или прибегнув к какой-л. уловке, хитрости, притворству и т. п.» 2. «поступить недобросовестно, нечестно по отношению к кому-либо, прибегнуть к жульничеству, обману с целью выгоды, наживы» 3. перен. «не оправдать (чьих-либо надежд, ожиданий)» 4. «изменить, нарушить верность (мужу, жене)» 5. «соблазнить, обольстить (девушку)» [СлРЯ II: 544];
- 1. «ввести в заблуждение, сказать неправду; поступить недобросовестно по отношению к кому-н.» 2. «нарушить обещание» 3. «не оправдать чьих-н. ожиданий, предположений» 4. «недодать при расчете или обвесить (разг.)» 5. «изменить (мужу, жене), нарушить супружескую верность» [Ожегов, Шведова: 431];
- 1. «сознательно вводить в заблуждение кого-л.» 2. «совершать плутовство, мошенничество» 3. «не выполнять своих обещаний, нарушать слово» 4. «проявлять обман в любви, изменять кому-л.» 5. «обольщать, соблазнять (девушку, женщину)» [Ефремова II: 387];
- 1. «сознательно ввести в заблуждение» 19 2. «обмануть в ходе торговой операции» 3. «не сдержать обещание» 4. «создать ложное впечатление» (какое-л. обстоятельство явилось причиной возникновения у человека ложного представления о действительности) 5. «не оправдать ожидания» (человек или объект в действительности оказались хуже, чем представления о них) 6. «не сбыться» (представление оказалось не соответствующим действительности) 7. «сформировать неверное представление» (орган восприятия или чувство человека вызвало не соответствующее действительности представление) 8. «изменить» 9. «соблазнить и не жениться» [Проспект АС: 176]
Основываясь на собранных данных, мы можем выделить четыре основных частых значения слова «обман»: лгать, вводить в заблуждение, притворяться и мошенничать.
Обман в художественных произведениях
Мотивы обмана в художественных произведениях
События, описываемые автором в художественных произведениях, зачастую заставляют нас переживать за судьбы героев. Порой мы бываем так увлечены произведением, что пытаемся предугадать его финал. И вот когда мы почти уверены, что разгадали замысел автора, неожиданно у персонажа появляются мотивы, уводящие сюжет совершенно в иную сторону. Будь то невольный обман или ложь во спасение.
В русской художественной литературе существует ряд произведений с подобным сюжетом. В данной работе нас интересует мотив обмана, вложенный автором в замысел произведения. С целью исследования нами были отобраны следующие произведения:
Автор |
Название произведения |
Год написания |
Жанр |
|
1 |
Александр Сергеевич Пушкин |
«Пиковая дама» |
1834 |
повесть |
2 |
Валентин Георгиевич Распутин |
«Уроки французского» |
1973 |
рассказ |
3 |
Альберт Лиханов |
«Обман» |
1973 |
повесть |
4 |
Николай Михайлович Карамзин |
«Бедная Лиза» |
1792 |
повесть |
5 |
Антон Павлович Чехов |
«Орден» |
1884 |
рассказ |
Всегда интересно, что заставляет автора поступаться желаниями своих героев и менять их судьбу. Вот, например, в повести «Бедная Лиза» все уже было предопределено в судьбе главной героини. Высоконравственная и чистая девушка по имени Лиза, свято чтившая все традиции крестьянской семьи, даже не мечтала о замужестве и как все бедные крестьяне занималась хозяйством, помогала матери. Мать же, конечно, пыталась устроить судьбу дочери и попыталась сосватать ее сыну богатого крестьянина, но дочь отказалась от «лучшей доли». До встречи с Эрастом, богатым дворянином, Лиза не испытывала ни к кому серьезных чувств. Искренняя любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину затмила в сознании героев непреодолимую преграду социального неравенства, которая стояла между ними. Лиза больше не представляла своей жизни без Эраста. Молодые люди строили планы счастливого совместно будущего. Но автор уготовил главной героине иную судьбу. Эраст ушел на военную службу на два месяца, оставив Лизу с одним лишь обещанием, что когда он вернется, они останутся вместе до конца.
Автор безжалостно разрушил все мечты героини. Он уготовил ей жестокое предательство со стороны любимого человека.
Проигравшись в карты, Эраст женится на престарелой даме и сообщает об этом Лизе без сострадания к ее чувствам. «…он резко ввёл Лизу в свой кабинет и без каких-либо церемоний и объяснений отверг её». В высшем свете, к которому принадлежал Эраст, главную роль играли деньги и положение в обществе, а искренние чувства были второстепенными.
Возвращаясь домой после такого потрясения, она никак не могла понять, что произошло с ее возлюбленным. Куда пропали те глаза, которые восхищённо смотрели на неё изо дня в день?! Ей казалось, что земля уходит у неё из-под ног. Лиза не смогла себе представить жизнь без Эраста. От отчаянья она решается на самоубийство.
Сложно оправдать поступок Эраста. Автор четко описывает, каким был его мотив. Его положение вынудило его жениться на нелюбимой женщине из-за карточных долгов. Но,что стоило ему объяснить Лизе свой поступок. Возможно, ее представление об обмане с его стороны полностью бы изменилось, и финал произведения мог бы оказаться иным.
А вот тяга к деньгам главного героя повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» была осмеяна автором и наказана. На протяжении всей повести прослеживается мысль автора о том, что «за все в жизни надо платить». Главный герой повести Герман с помощью обмана решил сделать свою жизнь богаче и счастливее. Все, что ему для этого требовалось, это узнать от старой княгини Томской комбинацию из трех карт, которые непременно выигрывают. Чтобы проникнуть в дом к графине, Герман решает влюбить в себя Елизавету Ивановну, родственницу графини. Он завязывает с ней переписку и в одном из писем говорит о том, что хотел бы встретиться с ней в доме графини.
Елизавета Ивановна в письме к Германну подробно описывает план действий по проникновению в дом и указывает, что будет ждать его в своих покоях после бала. Вместо этого Германн пробирается в спальню старой графини и пытается добиться от нее секретной комбинации из трёх карт. Он запугивает её пистолетом, но та умирает прямо на его глазах, не выдав своей тайны.
Испугавшись, Германн бежит в спальню Елизаветы Ивановны и рассказывает ей о случившемся. Елизавета Ивановна понимает, что ее обманули.
Долгое время Германна мучает совесть. На похоронах княгини убийце видится, будто та подмигивает ему из гроба, а затем ночью то ли во сне, то ли наяву является и сообщает ему комбинацию — тройка, семёрка, туз. Графиня выставляет свои условия — Германн не должен ставить больше одной карты в день и обязательно жениться на Елизавете Ивановне. Герой намеренно забывает о втором условии графини. Выиграв дважды, он ставит тройку и семерку в третий раз, но вместо туза на столе появляется подмигивающая ему Пиковая дама. Германн проигрывает деньги и сходит с ума, заканчивая свои дни в больничной палате.
Честность и доброта — качества характера, которыми А. С. Пушки, по каким-то причинам не наделил своего героя — могли бы изменить его жизненные мотивы и финал повести в целом.
Те мотивы, которые руководили Германном, были абсолютно не знакомы герою произведения Альберта Лиханова «Обман». Жизненные обстоятельства, в которые попадает герой повести, заставляют его сделать вывод о том, что главное в жизни — это честность и доброта.
Повесть производит невероятное впечатление. Читая ее, начинаешь понимать, что в мире взрослых людей одновременно соседствуют правда и обман, доброта и корысть. Начинаешь осознавать важность ответственности за данное однажды обещание. Задумываешься, а можно ли оправдать обман cложившимися обстоятельствами? Может ли обман быть благородным?
Главный герой повести тринадцатилетний Сережа Воробьев растет без отца. Мать воспитывает его одна. Она рассказывает, что его отец летчик-испытатель, который трагически погиб на войне. Позднее Сережа узнает, что отец вовсе не летчик и что он не погиб, а оставил их с мамой. Сначала Сережа не принимает мамин обман. Но позднее полностью оправдывает ее поступок.
В жизни Сережи появляется отчим Никодим. Мужчина обещает мальчику, что никогда не бросит его и будет растить как родного сына. Сереже было суждено пережить боль потери матери. Бабушка всячески старается сгладить его рану и становится «ангелом-хранителем» для мальчика. К сожалению, в такой сложный для подростка период его отчимом движут корыстные мотивы. Он решает отказаться от усыновления Сережи и разменять общую жилплощадь.
Герой получает от жизни удары, от которых, кажется, невозможно оправиться. Мальчик делает вывод, что повсюду его окружает лишь обман. Сережа и сам встает на путь обмана, когда решает украсть деньги. Ему нужны 300 рублей, чтобы отдать отчиму за комнату, которую он получил после размена новой двухкомнатной квартиры. Отдав деньги, он хочет прекратить все взаимоотношения с отчимом. Из кассы буфета он крадет 29 рулей 60 копеек, там больше ничего не оказалось. Сережа оправдывает свой поступок тем, что мстит за мать. Но, поразмыслив, делает вывод, что благородного обмана не бывает. Все обдумав, он старается сделать главными ориентирами в жизни честность и справедливость.
Но вопрос читателю о благородстве обмана остается.
Возможно, на этот вопрос удастся ответить, прочитав рассказ Валентина Распутина «Уроки французского».
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского» о взаимоотношениях между учителем и учеником. Рассказ о жестокости детей, голодном послевоенном времени, о сострадании и неравнодушии учителя.
«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые оторван от семьи. Он понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни. Он, по мнению взрослых, призван стать «ученым человеком». Чтобы оправдать надежды земляков, герой преодолевает голод и тоску по дому.
В рассказе есть еще один персонаж, Влад, местный игрок в «Чику», который обманывает и жульничает. Ввиду того что Влад старше всех ребят, ему никто не может ответить. А наш главный герой, неплохо научившись играть в эту игру, сталкивается с Владом в поединке и получает синяк под глаз.
Об этом событии становится известно Лидии Михайловне, молодой учительнице французского языка. Ей было не более двадцати пяти лет, и «в лице ее не было жестокости». Она понимала, что игра в «Чику» приносила небольшие деньги и герой мог купить на них молоко или что- то еще. Игра была для него не развлечением, а средством заработка.
Учительница с сочувствием и пониманием отнеслась к нему. Предложила дополнительные занятия французским языком, попыталась собрать для него посылку. Она старалась подкормить его. Ведь денег ему не хватало даже на молоко. К сожалению, мальчик не принимал помощи, считая невозможным принять ее от постороннего человека. Пытаясь найти способ, как помочь мальчику, учительница предложила сыграть с ней на деньги в «пристенок».
Лидия Михайловна наделена необыкновенной добротой и способностью к состраданию, за что и пострадала. Она была уволена с работы.
В этом рассказе мы можем увидеть два мотива обмана. Рассказ о поступке учительницы заставляет нас не согласиться с вышеупомянутым героем Сережей из повести А. Лиханова о невозможности благородного обмана.
Только приходится удивляться, какие мотивы подчас вкладывает автор в поступки своих героев, на какие ухищрения обрекает их. А все для того, чтобы задеть чувства читателя, вызвать его неподдельный интерес.
Так А. П. Чехов в своем рассказе «Орден» описывает главного героя, Льва Пустякова, как человека, стремящегося выглядеть лучше, чем он есть на самом деле, желающего выдавать желаемое за действительное, хвастливого и лживого.
Главный герой Лев Пустяков, учитель военной прогимназии, приглашен на ужин. Пустяков решает выделиться, надев чужой орден Станислава. Пустяков боялся, что без ордена его не примут, а с орденом он чувствовал себя уверенно, гордо, как будто он его и правда заслужил.
Орден нужен ему был для того, чтобы получить расположение хозяина дома — Спичкина.
Но за ужином Пустяков замечает своего товарища по службе, учителя французского языка, Трамбляна. «Показать французу орден — значило бы вызвать массу самых неприятных вопросов, значило бы осрамиться навеки, обесславиться…», — думал Пустяков. Он даже отказался от еды, так как ему пришлось прикрывать орден рукой, чтобы скрыть свой секрет. «Заметят... И через всю грудь рука будет протянута, точно петь собираюсь. Господи, хоть бы скорее обед кончился! В трактире ужо пообедаю!»
К своему удивлению, когда ужин закончился, он замечает на груди Трамбляна орден святой Анны 3 степени, который в несколько раз выше его ордена. И тогда Пустяков, успокоившись, «ходил по всем комнатам и показывал барышням орден. На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод».
Пустяков был жаден до такой степени, что единственной его заботой оставалась мысль о том, знай бы он, что так выйдет, «нацепил» бы позначительнее орден. Чехов описывает фальшивость поведения в обществе, а мотивы героя как показатели его глупости и испорченности. Нельзя не согласиться с автором в том, что быть тем, кем ты не являешься, — смешно и глупо.
Подводя итоги анализа художественных произведений русской литературы, мы можем выделить основные мотивы, побудившие главных героев к тем или иным поступкам:
Автор и название произведения |
Главный герой |
Мотив поступков |
|
1 |
А. С. Пушкин «Пиковая дама» |
Германн |
желание обогатиться (личная выгода) |
2 |
В. Г. Распутин «Уроки французского» |
1.Влад — подросток игрок в «Чику» |
желание наживы, самоутверждение (личная выгода) |
2.Учительница французского языка Лидия Михайловна |
желание помочь, поучаствовать в чужой судьбе (обман во спасение) |
||
3 |
Альберт Лиханов «Обман» |
1.Никодим |
желание обогатиться, улучшить бытовые условия (личная выгода) |
2. мать Сережи |
желание оградить сына от жестокой правды жизни (обман во спасение) |
||
4 |
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» |
Эраст |
желание личной выгоды (игра в карты, женитьба на богатой) |
5 |
А. П. Чехов «Орден» |
Лев Пустяков |
желание возвыситься в глазах других (личная выгода) |
Таким образом, мы увидели, что авторы в своих произведениях используют определённый мотив обмана и чаще всего — это желание собственной выгоды героя.
Отношение к обману и мотивы, побуждающие к нему у современных подростков
Несмотря на то, что обман можно отыскать практически в любом художественном произведении, он является не только вымыслом писателей, но и неотъемлемой частью жизни современных людей. Обман может быть не только отталкивающим и неприглядным, но также добрым и милым. Однако в итоге ложь всегда разрушительна для любых взаимоотношений.
В ходе нашего исследования мы провели анкетирование обучающихся 7 класса с целью узнать их отношение к обману и мотивы, побуждающие к нему современных подростков (Приложение I, II). В опросе приняло участие 30 человек. Анкета включала в себя четыре вопроса, которые были связаны с отношением к обману и мотивами, побуждающими к нему современных подростков:
— Что для тебя обман?
— Можешь ли ты простить обман?
— Ради чего ты сможешь пойти на обман?
— Считаешь ли ты обманом отредактированное фото в соц. сети?
На первый вопрос большинство ребят ответило, что считают обман — предательством в отношениях между людьми. Несмотря на это, большая часть опрошенных считает, что сможет простить предательство. Ребята написали, что все зависит от самой ситуации обмана и человека, который обманул или предал. Ради сохранения дружеских отношений многие готовы пойти на обман. Дружба дороже. Самым не популярным ответом на третий вопрос оказался ответ «чтобы лучше выглядеть в глазах других». Что касается улучшенной версии фотографий в социальных сетях, то двадцать восемь учащихся ответило, что не считают обманом редактирование фотографий.
Заключение
В данной работе мы провели анализ художественных произведений русских писателей с целью определить основные мотивы обмана героев художественных произведений известных русских писателей.
Для достижения поставленной цели, нами были выполнены следующие задачи:
– раскрыто понятие «обман» посредством словарных определений;
– определен круг писателей и художественных произведений для темы исследования;
– прочитаны и проанализированы отобранные произведения и выявлены ситуации обмана в сюжете произведения, а также определены основные мотивы.
Также, в ходе работы, нами проведено анкетирование среди обучающихся 7 класса, в ходе которого нам удалось узнать отношение к обману и мотивы, побуждающие к нему современных подростков.
Таким образом, мы можем утверждать, что цель нашей исследовательской работы была достигнута.
Мы определили, что основным мотивом обмана героев художественных произведений является желание собственной выгоды, что полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Приложение I
Приложение II
Литература:
- СлРЯ XI–XVII вв. — Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1975–. Вып. 1
- Проспект АС — Проспект активного словаря русского языка. Отв. ред. акад. Ю. Д. Апресян. М., 2010.
- Ефремова — Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. М., 2000. Ожегов, Шведова — Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2008
- Д 61. ССРЛЯ — Словарь современного русского литературного языка. М.; Л., 1948–1965. Т. 1–17.аль — Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд. Спб.; М., 1880–1882.
- А. С. Пушкин «Пиковая дама»
- В. Г. Распутин «Уроки французского»
- А. Лиханов «Обман»
- Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
- А. П. Чехов «Орден»