Человек меняется ежегодно, ежемесячно, ежедневно и даже ежечасно. Проявлением биологических ритмов служат колебания состояния организма в определённые промежутки времени. Условно их можно отнести к трём аспектам человеческого здоровья: физическое, эмоциональное и интеллектуальное. Изучение биоритмических процессов и факторов, влияющих на них, позволяет контролировать собственное состояние, оптимально выбирать время для определенной деятельности.
Мне стало интересно не только больше узнать про биоритмы, но и применить эти знания на практике, создав для расчетов электронную таблицу.
Цель работы — проанализировать биологические процессы человека в аспекте тесного взаимодействия с окружающей средой, установить или опровергнуть влияние биологических ритмов на умственную, физическую и социальную активность. Полученные аналитические данные будут использованы для индивидуального прогноза благоприятных и неблагоприятных дней для разного рода деятельности человека.
Задачи исследования :
− Аналитическое изучение литературных источников по данному вопросу в биологии и информатике.
− Составление упрощенной математической модели для конкретного человека.
− Математический расчет циклов с применением компьютера: используя электронные таблицы Excel, создать среду для расчета календаря биоритмов, вычисления дат критических дней и построения графиков.
− Построение модели взаимосвязи физической, эмоциональной и интеллектуальной фаз биоритмов с успеваемостью класса.
Наши «биологические часы» ни что иное как отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов. Вековую историю теории “трёх биоритмов” заложили Герман Свобода, Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический циклы, а также Фридрих Тельчер, исследовавший интеллектуальный ритм. Европейские, американские, японские учёные исследовали биоритмы отдельных органов и их систем. Повсеместное использование компьютеров форсировало интерес к этой проблеме и результатам исследования в восьмидесятых годах двадцатого столетия.
Стремительное развитие биоритмологии прочно вошло в жизнь обычных людей. Трудно отыскать человека, которому незнакома традиционная схема деления людей по ритмам активности на сов, голубей и жаворонков. Однако последние достижения в этой сфере позволяют вычленять не только более мелкие группы, но и составлять индивидуальный биоритмический прогноз.
Физический труд в любой форме — профессионально (массажист, строитель, танцор, спортсмен) или в качестве работы по дому — неразрывно связан с физическим циклом (продолжительность 23 дня) . На пике графика ощущается прилив сил, увеличивается выносливость, физическая нагрузка не требует больших энергетических затрат, получается всё, что задумано.
Область воздействия |
Двигательная активность, физическая сила, выносливость, устойчивость к болезням и воздействию неблагоприятных физических факторов |
На подъёме |
Со 2-го по 11-й день. Максимальная энергия, сила, выносливость, наивысшая устойчивость к воздействию экстремальных факторов |
Критические дни |
1-й и 12-й дни. Нестабильность физического состояния. Существует вероятность травм, аварий, обострения хронических заболеваний, головной боли |
На спаде |
С 13-го по 23-й день. Пониженный физический тонус, быстрая утомляемость, некоторое снижение сопротивляемости организма к заболеваниям |
Наши чувства, интуиция, восприятие окружающей действительности и способность творить напрямую зависят от фазы эмоционального ритма (продолжительность 28 дней) . Влиянию этого цикла в большей степени подвержены люди, чьи профессиональные обязанности связаны с общением (учителя, продавцы, медицинские работники и пр.). Динамичность и оптимизм — неотъемлемые спутники фазы подъёма эмоционального биоритма. Командная работа в такие дни приносит положительный результат и пользу (в личном смысле и в экономическом).
Область воздействия |
Настроение, сила, богатство и устойчивость эмоций, творческий настрой, интуиция |
На подъёме |
Со 2-го по 14-й день. Наиболее благоприятное время для прохождения тестов и испытаний |
Критические дни |
1-й и 15-й дни. Эмоциональная неустойчивость, склонность к снижению реакций, угнетенному состоянию, спорам и ссорам |
На спаде |
С 16-го по 28-й день. Повышенная напряженность, частое плохое настроение |
Работа по плану и применение умственных способностей подчиняется интеллектуальному ритму (продолжительность 33 дня) . Логика, ум, обучаемость, комбинаторика, прогнозирование, ориентация — это лишь малая часть того, что “раскачивает” на своих фазах маятник интеллектуального цикла. В большей степени ему подвержены люди, которым необходимо ясно и чётко излагать свои мысли перед аудиторией (журналисты, педагоги, политики). На стадии подъёма легко усваивается любая информация даже в значительном объёме, хорошо “заходит” любая интеллектуальная деятельность. Концентрация на ключевых моментах максимальна. В такой период рекомендуют посещать семинары и курсы повышения квалификации. Но стоит только перевалить “пик” и открывается прямо противоположная картина.
Область воздействия |
Мышление, логика, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума |
На подъёме |
С 2-го по 16-й день. Творческие дни, более благоприятное время для решения сложных вопросов |
Критические дни |
1-й и 17-й дни. Склонность к снижению внимания, ошибочным заключениям, ухудшению запоминания |
На спаде |
С 18-го по 33-й день. Процесс мышления вялый, прерывистый |
Пик влияния приходится на половину длины каждого из этих биоритмов. Затем следует резкий спад с достижением критической точки “дна”. Далее следует новый подъём и цикл начинается заново.
Особе внимание следует уделять критическим точкам, продолжительность которых может варьировать от нескольких часов до нескольких дней. В этот период наше тело, мысли и чувства подвержены такому же влиянию, как если бы мы переехали в другой климатический пояс или подверглись воздействию таинственной лунной фазы — полнолунию.
Человек на протяжении всей жизни подвержен ритмичному влиянию, они придают сил или же, напротив, лишают последней капли энергии. Физический, эмоциональный и интеллектуальный циклы неразрывно связаны между собой и с другими условиями хорошего самочувствия — состояние здоровья, возраст, уровень стресса, окружающая обстановка и пр. Тело, чувство и дух нельзя рассматривать по отдельности, как нельзя и однозначно толковать их воздействие на организм. Индивидуальность и уникальность личности способна накладывать свой отпечаток.
Рассчитать календарь биоритмов, вычислить наступление критических дней и построить графики позволяет математическое моделирование с обработкой числовых данных. Оптимально подобранная модель и методы вычисления — залог грамотного прогнозирования состояния здоровья, биоритмической совместимости, выбора благоприятного дня для специфической деятельности и пр. Расчёты произведены с использованием персонального компьютера и программы Microsoft Excel.
Математическая формула расчетов цикла имеет вид: Sin(2 (Т к -Т 0 )/к) , где Т 0 — дата рождения человека, Т к — расчетная дата, К — продолжительность цикла.
В каждом из трех циклов первая половина является благоприятной для человека, вторая — неблагоприятной, пересечение же графика с осью абсцисс считается критической точкой, в такие критические дни человек может ожидать для себя наибольших опасностей.
Чтобы изучить влияние биоритмов на организм человека, я провела несколько исследований, рассчитав кривые колебаний для своих одноклассников и сравнив их с успеваемостью в эти дни по русскому языку и математике.
Ф — фазы физического цикла биоритмов
Э — фазы эмоционального цикла биоритмов
И — фазы интеллектуального цикла биоритмов
У — средний балл по русскому языку и математике на дату исследования
+ — рост
— — спад
Изучив биоритмы одноклассников, я выявила много общего между нами. Так, у учеников 1 и 6, 7 и 8, а также 2, 3, 4 и 5 совпадают фазы физического цикла биоритмов. Это можно учесть при назначении ответственных за выполнение поручений, связанных с физической нагрузкой (генеральная уборка, участие в спортивных соревнованиях и пр.). Ученики 1 и 3, как 2, 5 и 8, а также 4, 6 и 7 совпадают в эмоциональном плане. Этот аспект необходимо учитывать, распределяя задания по группам, привлекая учеников к совместной деятельности и т. д. У учеников 4, 5 и 7, а также 2 и 6 совпадает интеллектуальный цикл биоритмов. Этот параметр становится ведущим при проведении интеллектуальных соревнований, групповой работы на уроке и пр.
Зависимость успеваемости от фаз биоритма получена неоднозначная. Так, у ученика 1 максимальный и минимальный результат по среднему баллу связан с подъёмом либо соответственно спадом эмоционального биоритма. У учеников 4 и 5 успеваемость согласуется с кривой интеллектуального биоритма, единственное исключение 28.02.2020, когда в дело «вмешивается» общеэмоциональный спад. У учеников 3 и 8 показатели успеваемости растут на фоне убывающих фаз биоритмов.
Биоритмы — основа реальной жизни человека, её проявления во всех процессах от метаболических до физиологических и психических. Это основа жизни, которую важно не только знать, но и учитывать локализацию и роль в организме.
Изученная теоретическая информация по проблеме позволяет сделать вывод, что биологические ритмы лежат в основе работоспособности организма. Волнообразный характер её изменения также зависит от соответствующей фазы биоритма. Цикличность заложена самой природой, поэтому всё происходящее в организме человека подчинено этим законам, а значит, учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья.
Взаимодействие Солнца, Луны и Земли создают те самые “энергетические ямы и ухабы”, сопровождающие нас в течение всей жизни. Отсутствие знаний о последствиях этого межпланетарного коннекта в виде спадов и подъёмов биоритмической активности — один из факторов, провоцирующих потерю здоровья и развитие заболеваний. Жизнь с учетом природных ритмов (годового, лунного, суточного) — залог сохранения высокой работоспособности организма.
Рациональное использование внутренних биоритмов только один из вариантов использования представленной информации. Другой путь заключается в поиске способа управления ими. Выстраивание собственной биоритмологической кривой не стоит принимать за безапелляционное предсказание будущего. Это лишь подсказка для человека, когда он будет в наилучшем или в наихудшем состоянии, о днях, когда могут возникнуть кризисные ситуации, чтобы с их учетом спланировать свою деятельность и научиться просто, мудро жить.
В процессе проведения исследования мною были проанализированы индивидуальные биоритмы одноклассников, спрогнозированы неблагоприятные дни, выявлены благоприятные дни для различного вида деятельности, построена модель взаимосвязи физической, эмоциональной и интеллектуальной фаз биоритмов с успеваемостью одноклассников, пополнены знания не только в области информатики и биологии, но и знания о себе.
Литература:
- Биологические ритмы /Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т.- М.: Мир, 1984.
- Биологические ритмы здоровья /Гриневич В.//Наука и жизнь, 2005, № 1.
- Дильман В. М. Большие биологические часы. Введение в интегральную медицину. — М.: Знание,1986.
- Малахов Г. П. Биоритмология и уринотерапия.- СПб.: АО «Комплект», 1994
- Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. — М.: Мир, 1990.