Влияние индивидуальных биоритмов на успеваемость и социальную активность школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Высокая теоретическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №9 (39) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 21.09.2020

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Саблина, Н. И. Влияние индивидуальных биоритмов на успеваемость и социальную активность школьников / Н. И. Саблина, О. А. Коркина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 9 (39). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/young/archive/39/2164/ (дата обращения: 19.12.2024).



Человек меняется ежегодно, ежемесячно, ежедневно и даже ежечасно. Проявлением биологических ритмов служат колебания состояния организма в определённые промежутки времени. Условно их можно отнести к трём аспектам человеческого здоровья: физическое, эмоциональное и интеллектуальное. Изучение биоритмических процессов и факторов, влияющих на них, позволяет контролировать собственное состояние, оптимально выбирать время для определенной деятельности.

Мне стало интересно не только больше узнать про биоритмы, но и применить эти знания на практике, создав для расчетов электронную таблицу.

Цель работы — проанализировать биологические процессы человека в аспекте тесного взаимодействия с окружающей средой, установить или опровергнуть влияние биологических ритмов на умственную, физическую и социальную активность. Полученные аналитические данные будут использованы для индивидуального прогноза благоприятных и неблагоприятных дней для разного рода деятельности человека.

Задачи исследования :

− Аналитическое изучение литературных источников по данному вопросу в биологии и информатике.

− Составление упрощенной математической модели для конкретного человека.

− Математический расчет циклов с применением компьютера: используя электронные таблицы Excel, создать среду для расчета календаря биоритмов, вычисления дат критических дней и построения графиков.

− Построение модели взаимосвязи физической, эмоциональной и интеллектуальной фаз биоритмов с успеваемостью класса.

Наши «биологические часы» ни что иное как отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов. Вековую историю теории “трёх биоритмов” заложили Герман Свобода, Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический циклы, а также Фридрих Тельчер, исследовавший интеллектуальный ритм. Европейские, американские, японские учёные исследовали биоритмы отдельных органов и их систем. Повсеместное использование компьютеров форсировало интерес к этой проблеме и результатам исследования в восьмидесятых годах двадцатого столетия.

Стремительное развитие биоритмологии прочно вошло в жизнь обычных людей. Трудно отыскать человека, которому незнакома традиционная схема деления людей по ритмам активности на сов, голубей и жаворонков. Однако последние достижения в этой сфере позволяют вычленять не только более мелкие группы, но и составлять индивидуальный биоритмический прогноз.

Физический труд в любой форме — профессионально (массажист, строитель, танцор, спортсмен) или в качестве работы по дому — неразрывно связан с физическим циклом (продолжительность 23 дня) . На пике графика ощущается прилив сил, увеличивается выносливость, физическая нагрузка не требует больших энергетических затрат, получается всё, что задумано.

Область воздействия

Двигательная активность, физическая сила, выносливость, устойчивость к болезням и воздействию неблагоприятных физических факторов

На подъёме

Со 2-го по 11-й день. Максимальная энергия, сила, выносливость, наивысшая устойчивость к воздействию экстремальных факторов

Критические дни

1-й и 12-й дни. Нестабильность физического состояния. Существует вероятность травм, аварий, обострения хронических заболеваний, головной боли

На спаде

С 13-го по 23-й день. Пониженный физический тонус, быстрая утомляемость, некоторое снижение сопротивляемости организма к заболеваниям

Наши чувства, интуиция, восприятие окружающей действительности и способность творить напрямую зависят от фазы эмоционального ритма (продолжительность 28 дней) . Влиянию этого цикла в большей степени подвержены люди, чьи профессиональные обязанности связаны с общением (учителя, продавцы, медицинские работники и пр.). Динамичность и оптимизм — неотъемлемые спутники фазы подъёма эмоционального биоритма. Командная работа в такие дни приносит положительный результат и пользу (в личном смысле и в экономическом).

Область воздействия

Настроение, сила, богатство и устойчивость эмоций, творческий настрой, интуиция

На подъёме

Со 2-го по 14-й день. Наиболее благоприятное время для прохождения тестов и испытаний

Критические дни

1-й и 15-й дни. Эмоциональная неустойчивость, склонность к снижению реакций, угнетенному состоянию, спорам и ссорам

На спаде

С 16-го по 28-й день. Повышенная напряженность, частое плохое настроение

Работа по плану и применение умственных способностей подчиняется интеллектуальному ритму (продолжительность 33 дня) . Логика, ум, обучаемость, комбинаторика, прогнозирование, ориентация — это лишь малая часть того, что “раскачивает” на своих фазах маятник интеллектуального цикла. В большей степени ему подвержены люди, которым необходимо ясно и чётко излагать свои мысли перед аудиторией (журналисты, педагоги, политики). На стадии подъёма легко усваивается любая информация даже в значительном объёме, хорошо “заходит” любая интеллектуальная деятельность. Концентрация на ключевых моментах максимальна. В такой период рекомендуют посещать семинары и курсы повышения квалификации. Но стоит только перевалить “пик” и открывается прямо противоположная картина.

Область воздействия

Мышление, логика, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума

На подъёме

С 2-го по 16-й день. Творческие дни, более благоприятное время для решения сложных вопросов

Критические дни

1-й и 17-й дни. Склонность к снижению внимания, ошибочным заключениям, ухудшению запоминания

На спаде

С 18-го по 33-й день. Процесс мышления вялый, прерывистый

Пик влияния приходится на половину длины каждого из этих биоритмов. Затем следует резкий спад с достижением критической точки “дна”. Далее следует новый подъём и цикл начинается заново.

Особе внимание следует уделять критическим точкам, продолжительность которых может варьировать от нескольких часов до нескольких дней. В этот период наше тело, мысли и чувства подвержены такому же влиянию, как если бы мы переехали в другой климатический пояс или подверглись воздействию таинственной лунной фазы — полнолунию.

Человек на протяжении всей жизни подвержен ритмичному влиянию, они придают сил или же, напротив, лишают последней капли энергии. Физический, эмоциональный и интеллектуальный циклы неразрывно связаны между собой и с другими условиями хорошего самочувствия — состояние здоровья, возраст, уровень стресса, окружающая обстановка и пр. Тело, чувство и дух нельзя рассматривать по отдельности, как нельзя и однозначно толковать их воздействие на организм. Индивидуальность и уникальность личности способна накладывать свой отпечаток.

Рассчитать календарь биоритмов, вычислить наступление критических дней и построить графики позволяет математическое моделирование с обработкой числовых данных. Оптимально подобранная модель и методы вычисления — залог грамотного прогнозирования состояния здоровья, биоритмической совместимости, выбора благоприятного дня для специфической деятельности и пр. Расчёты произведены с использованием персонального компьютера и программы Microsoft Excel.

Математическая формула расчетов цикла имеет вид: Sin(2 к 0 )/к) , где Т 0 — дата рождения человека, Т к расчетная дата, К — продолжительность цикла.

В каждом из трех циклов первая половина является благоприятной для человека, вторая — неблагоприятной, пересечение же графика с осью абсцисс считается критической точкой, в такие критические дни человек может ожидать для себя наибольших опасностей.

Чтобы изучить влияние биоритмов на организм человека, я провела несколько исследований, рассчитав кривые колебаний для своих одноклассников и сравнив их с успеваемостью в эти дни по русскому языку и математике.

Ф — фазы физического цикла биоритмов

Э — фазы эмоционального цикла биоритмов

И — фазы интеллектуального цикла биоритмов

У — средний балл по русскому языку и математике на дату исследования

+ — рост

— — спад

Изучив биоритмы одноклассников, я выявила много общего между нами. Так, у учеников 1 и 6, 7 и 8, а также 2, 3, 4 и 5 совпадают фазы физического цикла биоритмов. Это можно учесть при назначении ответственных за выполнение поручений, связанных с физической нагрузкой (генеральная уборка, участие в спортивных соревнованиях и пр.). Ученики 1 и 3, как 2, 5 и 8, а также 4, 6 и 7 совпадают в эмоциональном плане. Этот аспект необходимо учитывать, распределяя задания по группам, привлекая учеников к совместной деятельности и т. д. У учеников 4, 5 и 7, а также 2 и 6 совпадает интеллектуальный цикл биоритмов. Этот параметр становится ведущим при проведении интеллектуальных соревнований, групповой работы на уроке и пр.

Зависимость успеваемости от фаз биоритма получена неоднозначная. Так, у ученика 1 максимальный и минимальный результат по среднему баллу связан с подъёмом либо соответственно спадом эмоционального биоритма. У учеников 4 и 5 успеваемость согласуется с кривой интеллектуального биоритма, единственное исключение 28.02.2020, когда в дело «вмешивается» общеэмоциональный спад. У учеников 3 и 8 показатели успеваемости растут на фоне убывающих фаз биоритмов.

Биоритмы — основа реальной жизни человека, её проявления во всех процессах от метаболических до физиологических и психических. Это основа жизни, которую важно не только знать, но и учитывать локализацию и роль в организме.

Изученная теоретическая информация по проблеме позволяет сделать вывод, что биологические ритмы лежат в основе работоспособности организма. Волнообразный характер её изменения также зависит от соответствующей фазы биоритма. Цикличность заложена самой природой, поэтому всё происходящее в организме человека подчинено этим законам, а значит, учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья.

Взаимодействие Солнца, Луны и Земли создают те самые “энергетические ямы и ухабы”, сопровождающие нас в течение всей жизни. Отсутствие знаний о последствиях этого межпланетарного коннекта в виде спадов и подъёмов биоритмической активности — один из факторов, провоцирующих потерю здоровья и развитие заболеваний. Жизнь с учетом природных ритмов (годового, лунного, суточного) — залог сохранения высокой работоспособности организма.

Рациональное использование внутренних биоритмов только один из вариантов использования представленной информации. Другой путь заключается в поиске способа управления ими. Выстраивание собственной биоритмологической кривой не стоит принимать за безапелляционное предсказание будущего. Это лишь подсказка для человека, когда он будет в наилучшем или в наихудшем состоянии, о днях, когда могут возникнуть кризисные ситуации, чтобы с их учетом спланировать свою деятельность и научиться просто, мудро жить.

В процессе проведения исследования мною были проанализированы индивидуальные биоритмы одноклассников, спрогнозированы неблагоприятные дни, выявлены благоприятные дни для различного вида деятельности, построена модель взаимосвязи физической, эмоциональной и интеллектуальной фаз биоритмов с успеваемостью одноклассников, пополнены знания не только в области информатики и биологии, но и знания о себе.

Литература:

  1. Биологические ритмы /Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т.- М.: Мир, 1984.
  2. Биологические ритмы здоровья /Гриневич В.//Наука и жизнь, 2005, № 1.
  3. Дильман В. М. Большие биологические часы. Введение в интегральную медицину. — М.: Знание,1986.
  4. Малахов Г. П. Биоритмология и уринотерапия.- СПб.: АО «Комплект», 1994
  5. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. — М.: Мир, 1990.


Похожие статьи

Влияние игровой терапии на поведенческую и познавательную сферы дошкольника

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Влияние групповой работы на формирование рефлексивных способностей учащихся начальной школы

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Похожие статьи

Влияние игровой терапии на поведенческую и познавательную сферы дошкольника

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Влияние групповой работы на формирование рефлексивных способностей учащихся начальной школы

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Задать вопрос