Ветер — это поток воздуха, который движется около земной поверхности, как правило, в горизонтальном направлении из зоны высокого атмосферного давления в зону низкого. Энергия ветра используется человеком в различных сферах деятельности, однако его сила может представлять опасность. Чтобы определить характер воздействия ветра на различные тела используют шкалу Бофорта [9] — двенадцатибалльную шкалу, принятую Всемирной метеорологической организацией для приближённой оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море. Приведем ее в таблице 1.
Таблица 1
Шкала Бофорта
Баллы Бофорта |
Словесное определение силы ветра |
Средняя скорость ветра (м/с) |
Действие ветра на суше |
0 |
Штиль |
0–0,2 |
Безветрие. Дым поднимается вертикально. |
1 |
Тихий |
0,3–1,5 |
Направление ветра заметно по относу дыма, но не по флюгеру. |
2 |
Лёгкий |
1,6–3,3 |
Движение ветра ощущается лицом, шелестят листья, приводится в движение флюгер. |
3 |
Слабый |
3,4–5,4 |
Листья, тонкие ветви колышутся. |
4 |
Умеренный |
5,5–7,9 |
Ветер поднимает пыль и мусор, колышет тонкие ветви деревьев. |
5 |
Свежий |
8,0–10,7 |
Качаются тонкие стволы деревьев. |
6 |
Сильный |
10,8–13,8 |
Качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода. |
7 |
Крепкий |
13,9–17,1 |
Гнутся стволы деревьев. |
8 |
Очень крепкий |
17,2–20,7 |
Ветер ломает сучья деревьев. |
9 |
Шторм |
20,8–24,4 |
Небольшие повреждения, ветер начинает разрушать крыши зданий. |
10 |
Сильный шторм |
24,5–28,4 |
Значительные разрушения строений, ветер вырывает деревья с корнем. |
11 |
Жестокий шторм |
28,5–32,6 |
Большие разрушения на значительном пространстве. Наблюдается очень редко. |
12 |
Ураган |
33 и более |
Огромные разрушения, серьёзно повреждены здания. Случай крайне редкий. |
Даже ветер, имеющий скорость гораздо меньшую по сравнению с ураганом, может представлять опасность, не столько масштабную для окружения человека и его самого, сколько для авиации и для автомобилей.
Проблема бокового ветра [1,6] — воздушного потока, дующего перпендикулярно взлётно-посадочной полосе — для авиации велика, так как представляет опасность для человека и техники. Его значения для разных самолетов отличаются. Например, максимально допустимое значение составляющей бокового для Ан-24 — не более 12 м/с, для Ту-154–17 м/с, для Ту-134–20 м/с на сухой бетонной полосе [6]. Такая же проблема существует для автомобилей, только опасность возникает на участках скоростных магистралей, загородных трассах и т. д. Как в авиации, так и в автомобильном движении есть вероятность того, что средство передвижения перевернется на бок.
Решить проблему можно несколькими способами:
- Уменьшить скорость ветра с помощью статичных конструкций.
- Сделать корпус с обтекаемой боковой частью.
Второй способ достаточно дорогой и долгий в силу того, что изменения должны коснуться всех машин (эксплуатируемых и разрабатывающихся), а также требуют серьезной работы над аэродинамическими характеристиками нового корпуса. Поэтому рассмотрим первый способ.
Ветер — это поток, поэтому, используя ограждения — неизменяемые во времени конструкции, можно удержать его на одной стороне, а на другой его не будет. Однако любая преграда является обтекаемой для воздушного потока, и он будет ощущаться по обе стороны, следовательно, полностью избавиться от ветра не получиться.
Пусть воздушный поток будет не задерживаться оградой, а проходить через нее, уменьшая скорость на выходе. Этого можно добиться созданием отверстий переменного сечения в ограде. Для нахождения параметров отверстий рассмотрим движение воздушного потока в трубе переменного сечения, как необходимого отверстия, используя уравнение неразрывности [5,8]. Условия безопасности используем для авиации. Так как при скорости ветра более 20 м/с [6] самолеты не летают, а наземным объектам наноситься ущерб, то примем ее за границу между опасным и безопасным значением и уменьшим до 2-ух бального ветра. Запишем условие в таблице 2 и проиллюстрируем на рис. 1.
Таблица 2
Условие задачи
Величина |
Значение |
Скорость ветра на входе |
20 м/с |
Скорость ветра на выходе |
2м/с |
Рис. 1. Иллюстрация отверстия с условиями задачи
- Используя уравнение неразрывности, найдем отношение площадей поперечного сечения для концов трубы:
,
где и - скорость ветра и площадь поперечного сечения трубы на входе соответственно, и - скорость ветра и площадь поперечного сечения трубы на выходе соответственно.
Отношение площадей равно 10.
- Используем формулу площади круга, чтобы найти отношения радиусов концов трубы:
,
где S и r — площадь и радиус поперечного сечения конца трубы соответственно.
Отношение радиусов приблизительно равно 3,16.
Далее рассмотрим необходимый размер и расположение отверстий, а также параметры для ограждения:
- Так как предложенные отверстия имеют сходства с трубой Вентури [7], то их длина, для эффективного изменения скорости должна соответствовать стандартам второй — равна и более диаметра отверстия на выходе.
- Для уравнения неразрывности важно, чтобы поток был сплошным [5], то есть все пространство трубы заполнено воздухом, но плотность воздуха в разных местах неодинакова. Проиллюстрируем два случая на рис. 2.
Рис. 2. Иллюстрация заполнения отверстия воздухом одной и разной плотности
Для решения этой проблемы поперечное сечение входного отверстия должно быть много меньше самого ограждения [4], обеспечивая одинаковые параметры воздуха в ней.
- Так как отверстия достаточно малы, то они должны располагаться в большом количестве в ограждении. При этом, расстояние между центрами сечений на выходе должно превышать их диаметр, ведь в противном случае прочность стенок отверстий будет мала. Расстояние между сечениями на входе задается положением сечений на выходе.
- Размеры ограждения должны быть таковыми, чтобы высота была больше или равна высоте транспорта, а толщина должна соответствовать длине отверстий (больше или равна диаметру отверстия на выходе).
- Длина ограждения соответствует длине участка, где нужно понизить скорость ветра.
Таким образом, ограждение, использующее систему отверстий переменного сечения, может уменьшать скорость в десять раз, если:
- Отношение радиусов отверстий равно 3,16;
- Размер отверстий должен быть намного меньше размера ограждения;
- Длина отверстия и толщина ограждения должна быть больше или равна диаметру сечения отверстия на выходе;
- Высота ограждений должна быть не менее высоты транспорта;
- Длина недолжна быть меньше длины защищаемого участка.
Приведем схематичную иллюстрацию сегмента ограждения на рис. 3.
Рис. 3. Схематичная иллюстрация сегмента ограждения
Данное ограждение позволит снизить скорость ветра, что в свою очередь обеспечит безопасность на ветреных участках автомобильных дорог и взлётно-посадочных полосах. Также это позволит обеспечить стабильное транспортное сообщение при плохой погоде. Данный принцип может использоваться не только на Земле, но и на колонизируемых небесных объектах, имеющих атмосферу. В качестве примера можно указать Марс с его пылевыми бурями [3], где уменьшение воздействий ветра на предполагаемые места колоний актуально для обеспечения безопасности людям.
Литература:
- Боковой ветер — опасно? — Текст: электронный // Drivee: [сайт]. — URL: http://drivee.ru/bokovoj-veter-opasno.html (дата обращения: 22.06.2020).
- Ветер. — Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ветер#Причины (дата обращения: 22.06.2020).
- Климат Марса. — Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Климат_Марса (дата обращения: 22.06.2020).
- Механика сплошных сред. — Текст: электронный // mipt.ru: [сайт]. — URL: https://mipt.ru/education/chair/physics/S_II/lab/lab_133.pdf (дата обращения: 22.06.2020).
- Параметры воздушного потока. — Текст: электронный // Studopedia.ru: [сайт]. — URL: https://studopedia.ru/6_153916_parametri-vozdushnogo-potoka.html (дата обращения: 22.06.2020).
- При какой скорости ветра не летают самолеты. — Текст: электронный // Samoleting: [сайт]. — URL: http://samoleting.ru/raznoe/pri-kakoj-skorosti-vetra-ne-letayut-samolety.html (дата обращения: 22.06.2020).
- Трубы Вентури. Технические условия. — Текст: электронный // StandartGOST.ru: [сайт]. — URL: https://standartgost.ru/g/ГОСТ_23720–79 (дата обращения: 22.06.2020).
- Уравнение неразрывности струи воздушного потока. — Текст: электронный // Studopedia.net: [сайт]. — URL: https://studopedia.net/12_66053_uravnenie-nerazrivnosti-strui-vozdushnogo-potoka.html (дата обращения: 22.06.2020).
- Шкала Бофорта. — Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шкала_Бофорта (дата обращения: 22.06.2020).