В данной статье автор пытается определить, есть ли у деревни Обломовка из романа И. А. Гончарова «Обломов» реальный географический прототип.
Ключевые слова: Гончаров, Обломов, железная дорога, почтовый тракт.
Исторические факты о Гончарове и написании романа
Как известно [3], Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске (18 июня 1812 г.), родители его принадлежали купеческому сословию.
Окончив летом 1834 года Московский Государственный институт имени Ломоносова, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином» [16]. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры и крестный отец.
Симбирск поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничего не изменилось. Город напоминал громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров Симбирск в детстве, а затем и в юношеские годы. Есть предположение, что именно сонное спокойствие Симбирска вдохновило писателя при создании образа поместья Обломовых.
Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах, общение там с интересными людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением — сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал. Симбирский губернатор А. М. Загряжский убедил Гончарова занять должность его секретаря. Однако после одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске будущий писатель уезжает в Петербург, где с 18 мая 1835 г. он был определен в число канцелярских чиновников министерства финансов по департаменту внешней торговли. Служил он в качестве переводчика, и служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.
В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. С 1835 по 1836 годы И. А. Гончаров был учителем двух старших сыновей Николая Аполлоновича Майкова: Аполлона и Валериана. Этот дом был культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы.
Примерно в это же время в 1834 году в Петербург прибыл австрийский инженер и предприниматель Франц Герстнер. В 1835 году при личной встрече с императором Николаем I Герстнер предложил построить железную дорогу от Петербурга до Москвы. Позже было решено построить вначале небольшую железную дорогу для демонстрации возможности строительства и использования таких дорог в условиях России. В марте 1836 года была построена небольшая опытная дорога. Первая пробная поездка поезда с конной тягой между Царским Селом и Павловском состоялась 27 сентября 1836 года.
В доме Николая Аполлоновича Майкова, разумеется, интересовались железной дорогой, обсуждали её строительство и дискутировали о целесообразности её появления в Российской Империи. Эти дискуссии могли найти отражение в романе Гончарова «Обломов».
История написания романа «Обломов»
Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 12 лет [5].
Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году в первых четырёх номерах журнала «Отечественные записки». В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» — «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа» [11] .
Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» [9] и закончен черновой вариант первой его части. Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке было немало примеров того «сна», в котором находились обитатели вымышленной им Обломовки.
Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием. Только после печати путевых очерков «Фрегат „Паллада“», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Заключительные главы романа были написаны в 1858 году.
Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвёл некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал : «…И я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал , — словом, писал и свою жизнь и то, что к ней прирастало» [7] .
В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом: любил безмятежный покой, рождающий творчество [5].
Описание деревни Обломовка
Для получения общих географических данных поместья Обломова мы проанализировали роман И. А. Гончарова «Обломов» и выделили общие географические «подсказки», разбросанные в тексте романа:
- «Что же-с: тысячу двести верст не Бог знает что! Через неделю установится дорога, вот и съездили бы» [Тарантьев] [8].
Значит, расстояние от Петербурга до Обломовки 1200 вёрст (1280 км). Расстояние между населёнными пунктами века было принято считать по почтовым трактам. Но Гончаров мог применить данное расстояние к железной дороге, «дороге будущего». Поэтому мы рассмотрим оба варианта.
- «...Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги , что мужики твои пойдут работать на насыпь , а потом по чугунке покатится твой хлеб кпристани »... [8] [Штольц].
Из этих слов следует, что деревня станет железнодорожной станцией.
- «...Потом знали, что подальше, там , Саратов или Нижний ; слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир»... [8].
Обломовка находится в центральной России; Саратов и Нижний Новгород не являются губернскими центрами для Обломовки.
- «Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге , которая была их Колхидой и геркулесовыми столпами»... [8].
Мы понимаем, что Обломовка находится в Поволжье, а также что там основным продуктом на продажу является зерно.
Получение локальных географических данных деревни Обломовка
- «Они знали, что в восьмидесяти верстах от них была «губерния» , то есть губернский город , но редкие езжали туда» [8].
- «Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати» [8].
- «Из трех или четырех разбросанных там деревень была одна Сосновка, другая Вавиловка , в одной версте друг от друга» [8].
- « Верстах в пяти от Сосновки лежало сельцо Верхлёво » [8].
- «Помилуй, а Обломовка? Триста душ!» [8].
Основные географические сведения об Обломовке, которые мы нашли в романе и использовали в дальнейшем исследовании: деревня находится на расстоянии 1200 вёрст от Петербурга, 80 вёрст от губернского города, 25–30 вёрст от уездного города; она должна стать железнодорожной станцией.
Почтовый дорожник Российской Империи
В Российской империи периодически издавались своды почтовых станций, так называемые «Почтовые дорожники». В них приводились списки почтовых трактов и железных дорог, алфавитные списки населенных пунктов, где были почтовые станции, количество лошадей на каждой станции, оплата прогонов, правила пользования почтовыми лошадьми и многое другое.
Мы использовали «Российский почтовый дорожник, с картою, 1842» и «Почтовый дорожник Российской империи, 1852». Дорожники служили настольным документом для чиновников, которые планировали перевозку почты по стране. Также ими пользовались путешественники, которые из дорожников узнавали, где можно остановиться и поменять лошадей, отдохнуть или переждать непогоду.
Железнодорожная сеть Российской Империи XIX века
По данным исследователей [10], большинство железных дорог в 19-м веке строили частные компании, потому что попытки постройки первых казенных железных дорог в России в 30-е — 40-е гг. 19-го столетия не были успешными. Строительство их шло крайне медленно, увязая в чиновничьей рутине. Для того чтобы воплотить в жизнь программу широкого железнодорожного строительства, было принято решение опереться на частную инициативу.
Приняв во внимание время написания романа И. А. Гончарова «Обломов» (1859 год [5]), мы выделили следующие железные дороги, которые могут «идти» к Обломовке.
- 1834 год — Нижнетагильская промышленная железная дорога Черепановых (3,5 км);
- 1837 год — Царскосельская железная дорога (27 км);
- 1843 год — Инкерманская железная дорога (около одного км);
- 1848 год — Варшаво-Венская железная дорога (749 вёрст — 800 км);
- 1851 год — Николаевская железная дорога (604 версты — 645 км);
- 1855 год — Балаклавская железная дорога (около 23 км);
- 1862 год — Петербурго-Варшавская железная дорога (1046 вёрст — 1116 км)
- 1862 год — Московско-Нижегородская железная дорога (410 вёрст — 437 км)
- 1862 год — Московско-Рязанская, а с 1891 года Московско-Казанская железная дорога.
- 1868 год — Московско-Курская железная дорога (543 км)
- 1870 год — Ярославская железная дорога
Учтя общие географические сведения о поместье Обломова, мы отсекли заведомо неподходящие нам дороги.
Путь от Петербурга до Москвы будет проходить по Николаевской железной дороге, а из Москвы в Обломовку по Московско-Нижегородской [4] или Московско-Рязанской [6] железной дороге.
Определение географического положения поместья Обломовка
Мы приняли во внимание следующие общие и локальные географические сведения:
- Расстояние от Петербурга до Обломовки 1200 вёрст.
- Обломовка находится в Поволжье.
- Расстояние от губернского города до Обломовки 80 вёрст.
- Расстояние от уездного города до Обломовки 30 вёрст.
И пришли к выводу, что Обломовка может находиться только в следующих губерниях: Симбирской, Тамбовской, Пензенской и Нижегородской.
Проверка местоположения имён собственных из романа «Обломов»
Был осуществлён поиск имён собственных из романа И. А. Гончарова «Обломов»: Обломовка, село Верхлёво, деревня Вавиловка, деревня Сосновка. На территории России не существует таких географических объектов, как деревня Обломовка и село Верхлёво; деревни Вавиловки нет в интересующей нас области; подходящей деревни Сосновка также не существует.
Расчёт расстояния по почтовым трактам до губернских городов
1 верста Российской Империи XIX века соответствует 1,067 км.
Путь из Петербурга в Обломовку проходит через Москву, а дальше возможно два варианта: в Обломовку мы попадаем до губернского города (Пенза и Симбирск) или после него (Тамбов и Нижний Новгород).
Таблица 1
Расстояния до губернских городов
Город отправления |
Город прибытия |
Расстояние, верста |
Санкт-Петербург |
Москва |
673 |
Москва |
Тамбов |
448 |
Москва |
Симбирск |
781 |
Москва |
Пенза |
716 |
Москва |
Нижний Новгород |
390 |
Примечание: сведения взяты из «Российского почтового дорожника с картою, 1842» [14] и перепроверены в «Почтовом дорожнике Российской империи, 1852» [13].
Синтез полученных данных в итоговую таблицу.
Таблица 2
Определение географического положения деревни Обломовка
Предполагаемое место расположения деревни Обломовка Географические «подсказки» из романа Гончарова «Обломов» |
Тамбов, Тамбовская губ-я |
Симбирск, Симбирская губ-я |
Пенза, Пензенская губ-я |
Нижний Новгород, Нижегородская губ-я |
||||
Кирсанов, уездный город |
Село Земляное |
Корсунь, уездный город |
Село Анненково |
Инсар, Рузаевка, Мокшан, уездные города |
Село Головачёвка |
Арзамас, уездный город |
Село Чернуха |
|
«Что же-с: тысячу двести верст не Бог знает что! Через неделю установится дорога, вот и съездили бы» [8] |
«Петербург — Москва» 673 версты + «Москва — Тамбов» 448 вёрст + «Тамбов — Земляное» 80 вёрст = 1201 верста |
«Петербург — Москва» 673 версты + «Москва — Симбирск» 781 верста — «Симбирск — Анненково» 80 вёрст = 1374 версты |
«Петербург — Москва» 673 версты + «Москва — Пенза» 716 вёрст — «Пенза — Головачёвка» 80 вёрст = 1309 версты |
«Петербург — Москва» 673 версты + «Москва — Нижний Новгород» 390 вёрст + 80 вёрст «Нижний Новгород — Чернуха» = 1143 версты |
||||
«Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги , что мужики твои пойдут работать на насыпь , а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани »... [8] |
Тупиковая ветвь «Инаковка — Инжовка» на ж/д «Тамбов — Саратов» |
На ж/д пути «Саранск — Инза — Симбирск» |
На ж/д пути «Рузаевка — Пенза» |
На ж/д пути «Нижний Новгород — Арзамас» |
||||
«Они знали, что в восьмидесяти верстах от них была «губерния» , то есть губернский город» [8] |
«Тамбов — Земляное» 80 вёрст |
«Симбирск — Анненково» 80 вёрст |
«Пенза — Головачёвка» 80 вёрст |
«Нижний Новгород — Чернуха» 80 вёрст |
||||
«потом знали, что подальше, там , Саратов или Нижний » [8] |
Губернский город не Саратов и не Нижний Новгород |
Губернский город не Саратов и не Нижний Новгород |
Губернский город не Саратов и не Нижний Новгород |
«Губерния» совпадает с Нижним Новгородом |
||||
«Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати » [8] |
«Кирсанов — Земляное» 30 вёрст |
«Корсунь — Анненково» 30 вёрст |
По прямой: До Мокшана 35 вёрст До Рузаевки 36 вёрст До Инсара 37 вёрст |
«Арзамас –Чернуха» 25 вёрст |
||||
«Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге , которая была их Колхидой и геркулесовыми столпами»... [8] |
Земляное удалено от реки Волга, город Саратов на 450 вёрст (примерно) |
Симбирск стоит на реке Волга |
Обломовка удалена от Волги, город Саратов на 200 вёрст , Самара 275 вёрст |
Нижний Новгород стоит на реке Волга |
||||
Кому принадлежало село |
Помещик Сергей Михайлович Лунин 1 |
Помещикам Анненковым |
Сведения отсутствуют |
Казённое село3 |
||||
В Обломовке 300 душ [8] |
мужского пола — 150, женского пола — 152 человека (домов — 31) [15] |
34 двора с населением 577 человек [2] |
Сведения отсутствуют |
348 дворов, 1029 мужчин, 1063 женщин [1] |
||||
«...То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал , чем не жил, — то недоступно моему перу ! <...> и я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал , — словом, писал и свою жизнь и то, что к ней прирастало» [7] |
Гончаров никогда не был в Тамбове. |
Гончаров родился и вырос в Симбирске, дважды возвращался сюда в зрелом возрасте. |
Гончаров никогда не был в Пензе |
Гончаров был в Нижнем Новгороде проездом, на пароходе «Успех», когда он летом 1862 года сопровождал сестру Анну Музалевскую и племянницу в Москву и возвращался из Симбирска [12] |
||||
Создание модели пути из Санкт-Петербурга в Обломовку.
При создании модели пути из Санкт-Петербурга в Обломовку мы нанесли на карту столицы губернские города, важные для нашей исследовательской работы уездные города и места предполагаемого расположения Обломовки. Эти объекты мы связали железнодорожными путями.
Рис. 1. Путь из Санкт-Петербурга в Обломовку
Анализируя карту и данные таблицы 2, мы нашли противоречивую информацию в географических фактах из романа «Обломов» и биографии Гончарова, поэтому мы не смогли однозначно определить местоположение Обломовки на современной карте России. Самым ярким примером является несоответствие расстояния в 1200 вёрст от Петербурга до Обломовки. Если бы Гончаров написал, что расстояние от Петербурга до Обломовки приблизительно 1400 вёрст, то Обломовка находилась бы в Симбирской губернии. Второй пример это близкое расположение Обломовки к Волге: «Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге , которая была их Колхидой и геркулесовыми столпами»... А если бы не этот факт, то Обломовка находилась бы в Тамбовской губернии.
Заключение
При глубоком изучении биографии И. А. Гончарова и особенности его творчества , анализе романа «Обломов» и истории его написания мы узнали: в конце жизни И. А. Гончаров признавался, что писал только о том, что сам видел и чувствовал. Поэтому для нас стала важна информация, где он родился, жил и был проездом в России до публикации романа «Обломов». Он родился в Симбирске, жил в Петербурге, был проездом в Нижнем Новгороде, но после публикации романа.
По прибытии в Петербург 1835 году он вошёл в дом Майковых, культурный центр столицы, и там он заинтересовался железной дорогой Герстнера. В дальнейшем, благодаря дружбе с Анненковым (один из основателей «Главного общества российских железных дорог»), он мог узнать о планах Общества: связать основные города центральной России железной дорогой. В романе «Обломов» Гончаров сделал Обломовку железнодорожной станцией.
Основные географические сведения об Обломовке, которые мы нашли в романе и использовали в дальнейшем исследовании: деревня находится на расстоянии 1200 вёрст от Петербурга, 80 вёрст от губернского города, 25–30 вёрст от уездного города.
Для нахождения ориентировочного местоположения литературной Обломовки на карте России мы изучили историю развития почтовых трактов и станций, а также возникновение и развитие железных дорог в Российской Империи XIX века, их географию.
В Российской Империи было принято считать расстояние между населёнными пунктами по почтовым трактам. Данную информацию мы взяли из официального издания «Российского почтового дорожника с картою, 1842» и перепроверили при помощи «Почтового дорожника Российской империи, 1852».
«Главное общество российских железных дорог» планировало связать все крупные города центральной России железными дорогами. Путь от Петербурга до Москвы будет проходить по Николаевской железной дороге, а из Москвы в Обломовку по Московско-Нижегородской железной дороге или Московско-Казанской железной дороге.
В дальнейшем мы обнаружили в географических фактах из романа «Обломов» и биографии Гончарова противоречивую информацию, которая помешала нам однозначно определить местоположение Обломовки на современной карте России. Самым ярким примером является несоответствие расстояние в 1200 вёрст от Петербурга до Обломовки «Что же-с: тысячу двести верст не Бог знает что!». Если бы Гончаров написал, что расстояние от Петербурга до Обломовки приблизительно 1400 вёрст, то Обломовка находилась бы в Симбирской губернии. Второй пример это близкое расположение Обломовки к Волге «Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге , которая была их Колхидой и геркулесовыми столпами»... А если бы не этот факт, то Обломовка находилась бы в Тамбовской губернии.
Таким образом, мы можем утверждать, что деревня Обломовка не была привязана к конкретному прототипу. И. А. Гончаров использует конкретные географические отсылки в романе скорее всего для того, чтобы образ литературной Обломовки казался более правдивым. Благодаря этой мистификации образ поместья Обломова имеет как типичные, так и конкретные черты деревни Российской Империи середины XIX века.
Литература:
- Википедия – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Чернуха_(Арзамасский_район)
- Википедия – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Анненково_(Ульяновск)
- Википедия – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гончаров,_Иван_Александрович
- Википедия – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Московско-Нижегородская_железная_дорога
- Википедия – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обломов
- Википедия – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рязанское_направление_Московской_железной _дороги
- Гончаров И. А. Лучше поздно, чем никогда: (Критические заметки) // Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952—1955. Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. — 1955. — С. 64—113. [С 113]
- Гончаров, И. А. Обломов/ И. А. Гончаров – М.: Современник, 1985
- Котов, А. К. Статьи о русских писателях/А. К. Котов – М.: Художественная литература, 1979. – 35 с.
- Малая Родина – режим доступа: https://mr-rf.ru/articles/history/zolotaya-doroga-fon-derviza/
- Отрадин, М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте / М. В. Отрадин — СПб.: Изд-во Санкт-Петербуржского университета, 1994. — 169 с. [Часть 3]
- Патриоты Нижнего – режим доступа: http://nn-patriot.ru/?id=20301
- Почтовый Департамент, Почтовый дорожник Российской империи / Почтовый Департамент. – Спб.: типография II-го Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1852. – 604 с.
- Почтовый Департамент, Российский почтовый дорожник с картою / Почтовый Департамент. – Спб.: типография Карла Крайя, 1842. – 273 с.
- Тамбовград – режим доступа: https://tambovgrad.ru/Tambovskaya-oblast/920-Zemljanoe-selo.html
- Цейтлин, А. Г. И. А. Гончаров /А. Г. Цейтлин. — М.: Изд-во АН СССР, 1950. — 492 с. – Глава 1, Часть 2