«Больше никогда!» — наш ответ нацизму | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Общественно значимое исследование Высокая теоретическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №9 (39) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 30.09.2020

Статья просмотрена: 621 раз

Библиографическое описание:

Габдрахманова, Е. Р. «Больше никогда!» — наш ответ нацизму / Е. Р. Габдрахманова, Н. В. Семагина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 9 (39). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/young/archive/39/2176/ (дата обращения: 16.11.2024).



В 2020 году наша страна празднует 75-летие Великой Победы советского народа над нацистской Германией. Добивая врага в его логове, народы СССР и всего человечества надеялись, что никогда больше ужас нацизма не повторится. Этого требовала память о разрушенных городах и сёлах, о десятках миллионов, павших во Второй мировой войне. При нынешней обстановке в стране и мире, неустойчивости в умах, непоследовательности в поступках, искажении истории, молодое поколение смотрит на ветеранов и детей войны, как что-то далекое, уходящее, мало затрагивающее их души. Положение сложилась так, что в воздухе снова запахло грозой. История вновь взывает к нашему разуму и к нашей бдительности. Мы не должны забывать, что идеи расового превосходства и исключительности привели к самой кровопролитной войне. Однако в последние десятилетия всё чаще стали игнорироваться базовые принципы международного сотрудничества. Те принципы, которые были выстраданы человечеством после глобальных испытаний войны. Поэтому, как никогда актуальны слова чешского антифашиста Ю. Фучика: «Люди, будьте бдительны! [2]

Национал-социализм, более известный как нацизм — это государственная политическая идеология Германии в середине 30–40-х годов XX века. Основана на превосходстве «избранной» арийской расы над другими, для которой необходимо особое жизненное пространство. В мировой обиход данная идеология, как считают многие вошла с появлением Третьего рейха, то есть во времена правления Гитлера в Германии в 1933–1945 годах и партии НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия). Однако важнейшие положения нацистской идеологии были заимствованы из предшествующих идей и учений, которые складывались XIX-XX вв

Идеология отличается особой агрессивностью, расизмом и экстремизмом. Больше всего идей нацистская идеология заимствовала у Ницше. «Никто, писал он, не имеет права ни на существование, ни на работу, ни на счастье. Индивидуум — не что иное, как жалкий червь. А народ-постамент для избранных натур». [8] Добродетелью общество всегда считало по Ницше «стремление к силе, власти, порядку» В одной и наиболее известных работ «Воля к власти», Ницше предсказывал возникновение господствующей расы, которая завоюет мир и породит сверхчеловека. Философия нацизма отрицает свободу и равенство народов.

Перечислим ее характерные черты: расизм, национализм, антигуманизм, антикоммунизм, антисемитизм, иерархическое построение нацистской партии и государства, антидемократизм.

В современном обществе принято отождествлять термины «национализм» и «фашизм». Однако это не совсем верно. На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга, хотя и имеют определенные схожие черты.

Приведем пример: Для нацизма высшей ценностью был народ (в Германии это была арийская раса), а фашисты ставили выше всего государство. В то же время в обеих странах были созданы концлагеря, куда помещали недовольных правящим режимом.

Тактические, пропагандистские и организационные методы нацистов и по сей день служат образцом для нацистских и ультраправых организаций. Как свои жуткие и античеловечные идеи нацисты смогли внушить огромному количеству людей-миллионам немцев?

Я хотел бы привести цитату из «Майн Кампф» Гитлера о том, что «нацизм как движение не предполагало мобилизации людей, довольных жизнью. Оно было направлено на тех, кто чувствует себя обиженным судьбой, на тех, кто недоволен и настроен критически в отношении существующей действительности». [13] И я думаю о том, насколько этот посыл актуален сегодня, когда столько людей недовольны общественными институтами, недовольны своим положением социальным, экономическим, политическим. Нацисты в двадцатых годах прошлого столетия смогли с успехом использовать в своих политических целях гнев и недовольство людей.

Власть, отказывается признавать проблемы, Гитлер предложил людям «свободу и хлеб, работу и хлеб». Это замечательные лозунги, которые многим пришлись по душе. Нацисты не говорили, как им удастся этого добиться. Но им верили на слово. Когда люди переживают экономические трудности, они охотно голосуют за обещания, и никто не решится выступить против таких инициатив. И, пожалуй, самый важный момент, нацистские лозунги, обращенные к широкому немецкому избирателю, не делали упор на экстремистках аспектах нацистской идеологии, которая в дальнейшем стала визитной карточкой нацизма. Мы не видим в них призывы к созданию концлагерей, этническим чисткам, завоевательным войнам, экспериментам в области евгеники. Даже антисемитизм, самая известная черта германского фашизма, в предвыборной пропаганде отходит на задний план. Став министром пропаганды Гебельс следовал главному постулату: сначала нужно сделать так, чтобы население верило власти, а потом делать с населением то, что власть посчитает целесообразным.

В наши дни, когда националистический угар уже во многих странах отравляет сознание прежде всего молодых людей, когда молодые люди составляют ударную силу террористических организаций, следует особо рассмотреть, как превращали молодежь в бездумных исполнителей воли фюрера и показать, что эта дорога ведет в ад. Важнейшей задачей режима оставалось формирование собственной базы внутри страны с опорой на а внешкольное время, где исключительное место занимала партийно-молодежная организация — «Гитлерюгенд». После выпуска из этой организации каждый молодой человек был практически готов к войне. Фактически это было зомбирование. Таким образом, Германия очень умело обошла Версальский договор, по которому ее армия была ограничена, и с помощью «Гитлерюгенд» создала себе новую армию, которая до поры не привлекала никакого внимания. История учит, что мир должен следить за тем, как воспитывается молодое поколение в той или иной стране, ведь именно на нем строится будущее.

Война является самой кровопролитной в истории человечества, к тому же она сопровождалась массовыми нарушениями законов и обычаев ведения войны, к тому моменту уже принятых на межгосударственном уровне. Пуля и виселица, газы и бактерии, огонь и вода, голод и холод -все было приспособлено фашистами для истребления людей, для очищения оккупированных ими территорий от балласта -коренного населения. Смрадный дым крематориев стлался над Европой, отходы нового производства-золотые коронки, кости, волосы — шли эшелонами в рейх как сырье для промышленности. Через концлагеря были пропущены более 18 млн европейцев, большинство из них погибли. Нацистские преступления вызвали к жизни новые понятия -геноцид и холокост. Большая часть еврейского населения Европы -около 6 млн человек, были уничтожены гитлеровцами. Остается истиной, что военные преступления совершались в таком широком масштабе, которого не знала история войн.

Первым мероприятием, направленным на искоренение нацизма из массового сознания, которое было осуществлено на международном уровне, стал Нюрнбергский процесс, начавшийся 20 ноября 1945 г. и длившийся почти 11 месяцев. Почему нацизм возрождается? Почему чудовище нацизма не погибло в огне Рейхстага? Но нацизм, как идеология, увы, не был уничтожен с падением Третьего Рейха. Нацизм возрождается во многих странах мира под разными личинами, а в некоторых странах действует сегодня уже совершенно открыто. Более того, во всех странах антигитлеровской коалиции (и даже в России!) существуют ныне нацистские движения, объединяющие десятки тысяч бойцов. Нацизм трансформировался в неонацизм, вновь заявив о себе как о политической силе. Неонацизм-термин, принятый в большинстве СМИ для обозначения различного рода праворадикальных идеологий, в той или иной степени симпатизирующих национал-социализму и Третьему Рейху.

Помимо этого, характерной чертой неонацизма является использование нацистской символики и воспевание Адольфа Гитлера. Увы, прошло и то время, когда словосочетание «нацизм в России» вызывали удивление и недоумение. По подсчетам Министерства внутренних дел России, в стране действует около 150 (данные 2012 года) неонацистских группировок, и прогнозируется, что их количество еще будет расти. Не исключением является Самарская область.

Сегодня главное нужно не выяснять, кто породил в стране нацизм, а заняться профилактикой в виде целенаправленной идеологической борьбы с расистской субкультурой, а это, еще раз, просвещение, воспитание, занятость молодежи, увлеченность подростков полезной деятельностью и приобщение к культуре.

Нацизм является идеологическим учением, которое официально запрещено на международном правовом уровне, а пропаганда этого учения уголовно наказуема во всех высокоразвитых странах мира. На законодательном уровне в России реализуются проекты, направленные на борьбу с героизацией нацизма. Не остается в стороне мировое сообщество, каждый год Генеральная ассамблея ООН принимает резолюцию, направленную на борьбу с современными проявлениями нацизма. В то же время, как бы это ни было парадоксально, такие резолюции не находят поддержки государств, граждане которых внесли существеннейший вклад в победу над нацистским правительством и освобождение мира от нависшей угрозы. Так, последние несколько раз США и Украина голосовали против. Сегодня самую настоящую угрозу представляет развернувшаяся кампания по фальсификации истории России со стороны западных. Президент заявил, что «Россия не позволит никому даже попытаться переиначить историю и представить ее в дурном свете — в этом ей поможет центр архивных документов, который в ближайшем будущем будет создан». [12]

В моем социологическом исследовании приняли участие 52 ученика 10–11-х классов ГБОУ СОШ № 8. Эта возрастная категория, знакома с данной темой и именно она через 10–15 лет будет определять развитие государства, отстаивать свою гражданскую позицию, выбирать тот или иной политический строй. Все эти факторы подвинули меня к изучению мнения именно моих сверстников. Я пришёл к выводу о том, что практически все учащиеся считают нацизм опасным явлением, правильно называют причины его возникновения и самое главное, считают, что нельзя бездействовать, а нужно любыми способами пресекать распространение нацизма.

Имеет ли право на жизнь, на свое место в ряду общественных мировоззрений нацизм, после всего, что пережило человечество в середине прошлого века? Ответ на этот вопрос только один — отрицательный. Нужно всегда быть настороже. Особая роль должна отводиться патриотическому и историческому воспитанию. Забвение прошлого, разобщенность перед лицом угроз могут обернуться страшными последствиями. У нас должно быть мужество не только прямо сказать об этом, но и сделать все, чтобы защитить и отстоять мир.

Литература:

  1. Антонов М.А «От лжекапитализма к тоталитаризму!» -Альта-Принт, 2008.
  2. Бачо Я. Нацизм: От триумфа до эшафота. Перевод с венгерского В. С. Иванова. -М.: Яуза, Эксмо.2004.
  3. Ватлин А. Ю. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.
  4. Воропаев С. Энциклопедия Третьего Рейха.- М.: ЛОКИД-МИФ, 1996.
  5. Ганфштенгль Э. Гитлер. Утраченные годы. Воспоминания сподвижника фюрера. 1927–1944- М., 2007.
  6. Кунц К. Совесть нацистов. — М.:2007.
  7. Мельников, Даниил; Черная, Людмила. Преступник номер 1. Нацистский режим и его фюрер. Москва: Новости, 1991.
  8. Ницше Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. — М.: Мысль. 1997 г.
  9. Пленков О. Ю. III Рейх. Социализм Гитлера (Очерки истории и идеологии). -СПб., 2004.
  10. Ржевская Е. М. Геббельс. Портрет на фоне дневника. -Aст-Пресс Книга.,2004.
  11. Рис Л. Нацисты. Предостережение истории. — КоЛибри, 2014.
  12. https://www.gazeta.ru/
  13. citaty.info «Цитаты из книг» Адольф Гитлер.
  14. http://www.sova-center.ru/racism-nationalism/arkhangelsk/


Задать вопрос