Данная статья посвящена влиянию стресса на здоровье детей младшего школьного возраста. Особое внимание автор уделяет необходимости формирования стрессоустойчивости как важнейшего фактора психологического здоровья учащихся начальной школы.
Ключевые слова: стресс, здоровье, здоровый образ жизни, младшие школьники.
Одной из наиболее острых проблем современной начальной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. Результаты изучения состояния здоровья учащихся начальной школы, проводимые различными организациями (Всемирная организация здравоохранения, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Российский центр оздоровления детей, Российская академия медицинских наук), говорят о том, что в период обучения в школе основные показатели здоровья снижаются.
В настоящее время в России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. В российской Федерации назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи, высокого уровня гражданственности и патриотизма, прежде всего, подрастающего поколения. Кризис проблемы общественного здоровья связан с глубоким противоречием между необходимостью, значимостью общественного здоровья и отсутствием осознания населением важности его сохранения, формирования культуры здоровья и применения методов здоровьесберегающего обучения [7].
В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья школьников, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста [4, стр.3].
Проблема формирования потребности сохранения здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия. Период младшего школьного возраста — один из главных этапов становления здоровья, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. Ведущая деятельность младших школьников — учеба. Так как нагрузки на детский организм в этом возрасте огромны, необходимо максимально оптимизировать учебный процесс. Основными условиями успешной учебы является высокая работоспособность и здоровье школьников. От учителя, ведущего уроки в начальной школе, требуется выбор форм и методов обучения в соответствии с достижениями современной педагогической науки.
Сейчас понятие «стресс» становится весьма популярным, оно стало объектом внимания не только психиатров и клинических психологов, но и организационных психологов и менеджеров по управлению человеческими ресурсами, что стимулируется последними изменениями в экономике и обществе в целом. Первостепенную важность приобретает изучение основ стресса и степени его влияния на деятельность человека, выяснение механизмов его возникновения и развития. Поэтому правильное понимание значения стресса играет огромную роль в сохранении здоровья подрастающего поколения.
Высокие уровни стресса оказывают вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности школьника. Психологические проблемы, вызванные стрессом, приводят к неудовлетворительному выполнению домашних заданий, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям учителя, неспособности сосредоточиться и принять решение.
Ещё одним аспектом воздействия стресса является изменение в поведении младшего школьника. Известна прямая связь между стрессом и прогулами, а также такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение, жалобы.
Под стрессоустойчивостью мы понимаем равновесное состояние организма, которое возникает в ответ на удовлетворение или неудовлетворение в равной степени физиологических, психологических и социальных потребностей человека [5, стр. 8]. По различным причинам проблема стрессоустойчивости остается малоизученной. Лишь в последнее время появилось несколько исследований, авторами которых являются Щербатых Ю. В. [10], Измайлов Ч. А. [1], Ихсанов Р. Ф. [2], Карапетян Л. В. [3], Никифоров Г. С. [8], Урбанович А. А. [9] и др.
Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, то есть стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, её опыта, ожиданий, уверенности в себе.
Стрессы, особенно, если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Стрессы могут вывести из строя практически все физиологические системы человека. Организм не способен постоянно находиться в состоянии тревоги и напряжения. Стресс способен не только вызвать обострение уже имеющихся заболеваний, но и спровоцировать новую болезнь. Влияя на работу систем организма, стресс изменяет всю жизнь школьника.
Постоянное напряжение мышц угнетает обмен питательных веществ, вызывает боль в груди, шее, спине, животе, нервный тик. Например, мышечный зажим в области груди приводит к сутулости, что впоследствии вызывает неправильную работу дыхательной и пищеварительной систем.
Стресс, подавляя нормальную деятельность органов пищеварения, может оказаться причиной язв, гастритов, частых рвотных позывов. Очень часто школьник не может заставить себя поесть, хотя и осознает, что он голоден. Может наблюдаться и обратный процесс, своеобразная реакция: чрезмерный аппетит, приводящий к перееданию и болезням желудка, печени, почек и целого ряда желез. Часто стресс является причиной беспорядочного, неправильного питания, что также приводит к болезням.
Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья школьников и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного школьника приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний [6].
Итак, в настоящее время слабо исследованы педагогические технологии, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах по формированию стрессоустойчивости учащихся в различных ситуациях, а это свидетельствует о том, что современная начальная школа пока еще не готова выполнить одну из задач — растить здоровое поколение. Формирование стрессоустойчивости в системе образования целесообразно рассматривать как такую форму учебной деятельности, при которой специально организуемый процесс обучения направляется на развитие практических умений обучаемых.
Литература:
- Измайлов Ч. А., Черноризов А. М. Психофизиологические основы эмоций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 72 с.
- Ихсанов Р. Ф. Человек в чрезвычайной ситуации (клинико-психологический обзор, основы диагностики и поддержки). Учебно-методическое пособие. — Самара: Изд-во СГПУ, 2005. — 64 с.
- Карапетян Л. В. Профессиональная стрессоустойчивость преподавателя колледжа как субъекта педагогической деятельности // дис…. кад. псих. наук / Карапетян Л. В. Екатеринбург, 2000. — 214 с.
- Ли Канг Хи. Социально — психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., 2005. — 16 с.
- Лизунова Е. В. Десмоэкологический подход к формированию стрессоустойчивости студентов педагогического университета при изучении курса «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»: Автореф. дис….кан. пед. наук / Самарск. гос. пед. универ. Самара, 2006. — 21с.
- Лизунова Е. В. К вопросу о формировании стрессоустойчивости у подростков к опасным ситуациям. Карельский научный журнал. Петрозаводск. НП ОДПО «Институт направленного профессионального образования», 2015 г. № 1(10). — С. 45–49.
- Наливайко И. В. Интегративно-модульное обучение студентов педагогического университета при подготовке к здоровому образу жизни: Автореф. дис…. кан. пед. наук / Самарск. гос. пед. универ. Самара, 2004. — 22 с.
- Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — 607 с.
- Урбанович А. А. Психология управления: учебное пособие. — Мк: Харвест, 2001. — 640 с.
- Щербатых, Ю. В. Психология стресса. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 303 с.