Работа посвящена вкладу младшего медицинского персонала — санитарных инструкторов в Афганскую войну на примере нашего земляка, кавалера ордена Ленина Штрак В. Д.
Одна из самых противоречивых страниц нашей истории — война в Афганистане. В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь. Солдаты, сержанты и молодые офицеры, не имевшие почти никакого жизненного опыта, оказались в чужой стране, в экстремальных обстоятельствах.
Для меня эта война представлялась столь очень далекой до тех пор, пока жизнь не столкнула с непосредственным участником Афганской войны Штрак В. Д. Владимир Давыдович скромно и неприметно проживает в городе Самара. Результатом общения с ним стала данная работа.
В ходе исследования использовался небогатый «афганский» архив. Кроме того, в качестве источников привлечены воспоминания героя, его родных, друзей-однополчан, материалы прессы, сведения о войне из Интернета и общедоступной литературы [I, 4–11]. Объект исследования — не война, как следствие политики, а сам Человек, который даже на войне, в ужасных экстремальных условиях остается человеком, и то, какие она может иметь последствия для личности. Цель исследования — оценка влияния войны на человека, а также ответ на вопрос: какие качества в людях ценятся на войне. Предметом моего исследования является вклад младшего медицинского персонала — санитарного инструктора в Афганскую войну на примере одного мужественного самарца, который прошёл эту войну, побывал в различных схватках, спас десятки жизней — Штрак Владимира Давыдовича, кавалера ордена Ленина, медалей «За отвагу» и др. [I, 4].
В периодической печати часто встречаются публикации, посвященные Афганской войне. Много информации о стратегии, тактике ведения боевых действий, применении новейших образцов оружия той или иной стороной. Но практически отсутствуют данные о потерях медицинского персонала, который самоотверженно, не жалея своей жизни, не думая в минуты опасности о собственной безопасности, порой под шквальным огнем оружия противника спасали жизни офицерам и прапорщикам, солдатам и сержантам своих подразделений. За период военных действий в РА, выполняя долг, погибли 322 медицинских работника. [II, 7]. Большая заслуга в спасении жизней раненых наших земляков в чужбине принадлежит младшему медицинскому персоналу. Доктор Айболит, доктор Пилюлькин…как только не принято называть на войне ребят-санинструкторов, на плечи которых ложится тяжелая работа по спасению раненых в боях сослуживцев. Не всем дано такое призвание и такая смелость. Санитарных инструкторов любят и уважают на войне. В военное время санинструктор организует медицинское обеспечение своего подразделения, используя штатных, приданных или выделенных для этой цели из числа солдат, так называемых боевых санитаров. Санинструктор подчинен командиру, а по специальности — фельдшеру батальона [II, 7].
Среди наших земляков медицинского персонала хочу отметить тех, кто ценою своей жизни спасал боевых товарищей в бою: Решетов М. А., старший лейтенант медицинской службы, уроженец г.Куйбышева; Волков А. В., рядовой, водитель-санитар, уроженец г.Куйбышева; Злобин С. В., младший сержант, санитарный инструктор, уроженец Куйбышевской области; Кафидов С. А., рядовой, разведчик-санитар, уроженец п г т. Алексеевка Кинельского района Куйбышевской области; Колаев А. В., младший сержант, санитарный инструктор уроженец г.Новокуйбышевск Куйбышевской области [II, 5].
Мне выпала честь учиться с 1-го по 4-ый классы в кадетской школе № 2 города Салават Республики Башкортостан, которая названа в честь сержанта Карпова В. В.. Во время поиска информации для данной работы я для себя сделал открытие, что Виктор Карпов был санинструктором 317 пдп 103 вдд [II, 3].
В ходе исследования удалось выяснить, что повестку из военкомата первокурсник политехнического института В. Штрак получил в октябре 1984 года, весной 1985 года, после школы сержантов медицинской службы, попал в Баграм.
− Бойцы из нашего отдельного разведбата звали меня доктором, — рассказывает Владимир, — хотя был я всего лишь санинструктором. На все …время, пока мы «в отрыве», я и становился для ребят главным «доктором». [II, 5]. Вот как вспоминают однополчане Владимира: «Приходили в афганские кишлаки с агитотрядом. Кинопередвижка, художественная самодеятельность, медобслуживание. Разворачивали медпункт — и сразу к ним (к медикам) очередь. Володя перевязывал, измерял давление. Всем помогали, не спрашивали, на чьей они стороне». [II, 4].
Свой орден он получил за бой 2 апреля 1986 года, когда ценою жизни под шквалистым огнем выносил с поля боя раненого. Поле боя — узкий дворик перед домом, из окон которого пуля за пулей. В три прыжка упал рядом с рядовым Титовым, левее, чтобы обхватить того правой рукой. Две пули — в Штрака. Он полз, волоча Титова. Из-за дувала бросили ему трехлапую «кошку», якорь на канате: «Держись!» Но рука ранена, в другой — солдат Титов. Штрак завел «кошку» за плечо, обхватил рукой Титова: «Тащите!». После госпиталя Володя стал студентом куйбышевского техникума. Два маленьких шрама от пуль и два огромных от острых лап «кошки».
Наградной лист отыскал его ровно через год после возвращения из Афганистана. «Врученный ему орден был тогда высшей государственной наградой. Нынче такой статус имеет Орден Андрея Первозванного, но в России нет ни одного старшего сержанта, носящего Андреевскую ленту. Владимир Штрак в 1987 году стал едва ли не единственным на всю страну двадцатилетним кавалером Ордена Ленина». [I, 5]. А еще через полтора года заключение ВТЭК прозвучало для молодого парня как приговор: инвалид II группы, нетрудоспособен. Везде, где он пытался устроиться, кадровики разводили руками: принимать не имеем права.
Через два месяца после ранения старшего сержанта Штрака комиссовали, и он вернулся домой, в мирную жизнь — пусть и с подорванным здоровьем, но зато крепкий духом. Для него начался новый отсчет времени.
Двадцать семь лет назад из Афганистана была выведена последняя советская воинская часть. Война закончилась, но проблемы, порожденные ею, остались. Причем не только на афганской земле, но и в российском обществе. И не последняя среди них − так до конца и не оплаченный долг страны перед воинами-интернационалистами. [I, 2].
Надеюсь, что данная работа внесла свой (пусть очень небольшой) вклад в решение проблемы.
Литература:
- Источники
- Афганистан.Ру (http://afghanistan.ru)
- http://100top.ru/encyclopedia/.
- Письма Афганской войны (http://www.stena.ee/blog/pisma-afganskoj-vojny).
- Медики, сложившие свои жизни на афганской войне (http://artofwar.ru/k/karelin_a_p/karelin2.shtml).
- Личный архив В. Д. Штрак.
- Литература
- Красавина Л. Подвиг санинструктора. — Волжская заря, 1987, 11 апреля.
- Швечков Андрей. «Доктор» разведбата. — Боевое братство, 1999, 15 февраля, с.6.
- Штепо В. Наградить орденом Ленина. — Советский воин, 1987, № 20, с.33.
- Штепо В. Кавалер ордена Ленина. — Волжская коммуна, 1987, 12 апреля.
- Алла Артамонова. «Спасибо, медбрат» — Служите в армии ребята/Самара, 2014г.,
- Валерий Штепо. «Дневник «убитого» офицера» — Самара, 2011, с.25.
- Опыт Советской военной медицины в РА:1979–1989 гг.