Способы определения понятий в учебниках 6 класса | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 25.04.2016

Статья просмотрена: 1214 раз

Библиографическое описание:

Прямостанов, С. М. Способы определения понятий в учебниках 6 класса / С. М. Прямостанов, О. А. Стекольникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 1.1 (4.1). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/young/archive/4/394/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье описываются способы определения понятий, и приведены примеры определения понятий в школьных учебниках.

Ключевые слова: логика, понятия, определение понятий.

В учебнике русского языка есть параграф «Определение научного понятия», в котором говориться о понятиях, терминах и способе определения понятия и представлена схема построения логического понятия:

Рассмотрим, как строится логическое определение понятия «стилистика»:

- Называется термин — стилистика;

- Указывается широкое (родовое) понятие — наука;

- Сообщается отличительный (видовой) признак — которая изучает стили речи.

Далее в учебнике написано, что «Если вы научитесь правильно строить определения научных понятий, то вам не нужно будет заучивать формулировки различных понятий по всем школьным предметам-вы сможете самостоятельно сформулировать любое определение». Мне захотелось научиться определять понятия и стало интересно, какие еще способы определения понятий существуют.

Содержание понятия фиксируется в его определении; определить понятие — это значит, так или иначе, раскрыть его содержание.

Существуют различные виды определения понятий.

Математика

Русский язык

Естествознание

Остенсивные

11

1

2

Контекстуальные

6

9

44

Род и видовое отличие

9

17

3

Генетические

(конструктивные)

7

1

2

В учебнике «Математика» больше всего остенсивных определений, так как большинство понятий из геометрии. В «Русском языке» через род и видовое отличие, и в «Естествознании» большинство контекстуальных определений

Примеры разных способов определения понятий:

Остенсивные определения понятий:

Род и видовое отличие

Генетические (конструктивные) определения понятий:

В моих учебниках предложены различные способы определения понятий: в учебниках «Математика» и «Русский язык» больше определений через род и видовое отличие, в учебнике «Естествознание» больше контекстуальных определений понятий.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. — 1455 с.
  2. Гетманова А. Д. Учебник по логике, Москва: «ВЛАДОС», 1995. — 303 с.
  3. Математика. Арифметика. Геометрия. 6класс: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. На электрон. носителе Е. А. Бунимович Л. В. Кузнецова С. С. Минаева и др.;Рос. Акад. Наук.,Рос. Акад.образования, изд-во «просвещение».- 2-ое изд. — М.:Просвещение 2013
Основные термины (генерируются автоматически): видовое отличие, русский язык, учебник.


Похожие статьи

Методы и приемы введения математических понятий в начальном курсе математики

В статье автор анализирует виды определения математических понятий, методы и приемы их осознанного усвоения младшими школьниками (на примере УМК «Школа России»).

Методика работы над лингвистическими терминами в начальном курсе русского языка

В статье рассмотрены методы и приемы работы над лингвистическими терминами в начальной школе.

Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения

Данный материал затрагивает некоторые проблемы преподавания математики и способы их решения.

Теоретические аспекты изучения генетики в школьном курсе общей биологии

В статье рассмотрены основные понятия генетики и их использование в школьном курсе общей биологии.

Особенности организации образовательного процесса по информатике

В статье указаны определения, с которыми связана тема статьи. Описаны особенности организации образовательного процесса по информатике. Объясняется проблемы образовательного процесса, а также указаны причины их возникновения.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики

В статье отражена метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики, рассмотрены элементы логики метапредметного содержания и приведены примеры заданий.

Основные трудности, возникающие при изучении английского языка

Рассмотрены основные трудности, приведена классификация и описание основных типов ошибок, возникающие при изучении английского языка. Приведён обзор основных проблем, которые встречаются при изучении английского языка и способы их решения.

Особенности использования интерактивных методов на уроках технологии

В данной статье описываются особенности, преимущества использования интерактивных методов на уроках технологии.

Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Похожие статьи

Методы и приемы введения математических понятий в начальном курсе математики

В статье автор анализирует виды определения математических понятий, методы и приемы их осознанного усвоения младшими школьниками (на примере УМК «Школа России»).

Методика работы над лингвистическими терминами в начальном курсе русского языка

В статье рассмотрены методы и приемы работы над лингвистическими терминами в начальной школе.

Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения

Данный материал затрагивает некоторые проблемы преподавания математики и способы их решения.

Теоретические аспекты изучения генетики в школьном курсе общей биологии

В статье рассмотрены основные понятия генетики и их использование в школьном курсе общей биологии.

Особенности организации образовательного процесса по информатике

В статье указаны определения, с которыми связана тема статьи. Описаны особенности организации образовательного процесса по информатике. Объясняется проблемы образовательного процесса, а также указаны причины их возникновения.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики

В статье отражена метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики, рассмотрены элементы логики метапредметного содержания и приведены примеры заданий.

Основные трудности, возникающие при изучении английского языка

Рассмотрены основные трудности, приведена классификация и описание основных типов ошибок, возникающие при изучении английского языка. Приведён обзор основных проблем, которые встречаются при изучении английского языка и способы их решения.

Особенности использования интерактивных методов на уроках технологии

В данной статье описываются особенности, преимущества использования интерактивных методов на уроках технологии.

Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Задать вопрос