В статье раскрыто экологическое состояние рек Воронежской области. Представлены результаты исследования.
Ключевые слова: экология, любовь к природе, экологические проблемы.
Грубое вмешательство в химические и биологические процессы все чаще и чаще приводят к неблагоприятным и часто необратимым последствиям. Многие вещества, попадающие в воду со сточными водами с полей, свалок, с недостаточно очищенными стоками бытовых и промышленных канализаций, являются сильнейшими ядами. Попадая в организм с питьевой водой, после употребления зараженной рыбы либо растений, при поливе которых использована загрязненная вода, эти яды вызывают отравления, болезни и более тяжелые последствия. Поэтому мы решили изучить экологическое состояние воды в главных реках Давыдовской зоны: Дону и Хворостани.
Исследования воды проводились в ноябре - декабре. Брались пробы воды для проведения химических анализов. Отбор проб проводился в 2-х местах. Места отбора: река Хворостань (около овощесушильного завода), р. Дон (с. Старая Хворостань, у понтонного моста). сделан анализ с помощью методики «Оценки качества воды в школьной лаборатории».
Были отобраны пробы воды для получения опыта самостоятельных гидрохимических исследований с помощью реактивов, имеющихся в школьной лаборатории. В результате мы выяснили, что вода, в реках Дон и Хворостань, содержит хлориды хоть и в небольшом в небольшом количестве; в реке Дон содержатся сульфаты и вода в реке имеет кислую среду. Вода при рассматривании при дневном освещении дает светло-желтоватую цветность, а на темном фоне при том же освещении – слабую мутность. В пробе с водой из Дона появился осадок в виде хлопьев. В пробе с водой из реки Хворостань такой осадок не наблюдали. Запах воды напоминает болотный запах, а в пробе с водой из реки Дон запах гниения. Также были исследованы органолептические характеристики воды.
Кроме того, мы провели социологические исследования и наблюдения за рекреационными нагрузками на прибрежные зоны.
Анализируя полученные результаты, можно сформулировать вывод, что степень экологического неблагополучия реки Дон измеряется осенью как средней (5 баллов) Данные результаты можно объяснить тем, что в весенний период основными загрязнителями реки являются природный и антропогенный факторы: снег; природный и бытовой мусор, отходы сельскохозяйственной деятельности, поступающие с внешними водами. В осенний период загрязнение реки происходит в основном благодаря деятельности человека.
Работая над проектом, удалось выяснить, что вода в реке Дон пригодна для хозяйственно-бытовых целей и купания, после которого необходимо принять душ.
В связи с ростом потребления и антропогенными загрязнениями самым ценным, самым дефицитным минеральным сырьем на Земле становится не какой-либо из редких металлов, не углеводороды, а обычная чистая пресная вода. Человек извечно расходовал ее вволю, сколько душе угодно и, к сожалению, подчас чрезвычайно не разумно. Только теперь, когда реки, озера, водохранилища оскудели и сильно загрязнены, мы стали понимать, что резервы пресной воды на планете отнюдь не бесконечны. Вроде бы стали понимать, но все еще пытаемся жить, как привыкли: широко и бездумно тратя то, что нам было когда-то так щедро дано природой. Пришло время каждому серьезно подумать о путях разумного, бережного, экономного пользования водой.
Там, где есть чистые реки, озера, водохранилища, родники, ручьи и другие природные источники воды, жизнь людей процветает. Наоборот, стоит разрушить благоприятно сложившуюся в природе систему водоемов, загрязнить водные ресурсы, как возникают осложнения и в быту, и в производстве
Для предотвращения ухудшения экологической ситуации в бассейне реки Дон необходимо принятие следующих и мер:
- Работа с населением.
- Введение системы штрафов за организацию свалок по берегам реки, несанкционированное использование воды и браконьерство.
- Организация мест для активного отдыха населения с зоной барбекю.
- Создание круглогодично действующих экологических отрядов.
Мы, школьники, не имеем возможности влиять на выполнение законов руководителями государственных учреждений и промышленных предприятий, но постараемся внести свою малую лепту в улучшение экологической обстановки на природных объектах нашего района. Учащиеся нашей школы реализовали социальный проект «Очистим озеро Степное», выступали на классных часах и родительских собраниях; стали традиционными работы по очистке берегов реки от мусора.
Природа способна к самовосстановлению: если бережно к ней относиться – она ответит взаимностью. И это можно с уверенностью сказать о реке Дон. Будем беречь природное богатство – в награду получим чистый водоем.
Берегите бесценный подарок природы!
Литература:
- Воробьёв С.Н., Нестеров Ю.А. и др. География Воронежской области Воронеж, ВГПУ 2007
- Доклад о состоянии окружающей среды и природоохранной деятельности г. Воронежа в 2010году. Воронеж, 2010.
- Ланге. О. К. Гидрогеология. – М.: МГУ, 1968.
- Ломтадзе В. Д. Методы лабораторных исследований физико- механических свойств глинистых грунтов. - М.: Госгеолиздат, 1952.
- Сергеев Е.М., Голодковская Г. А. Грунтоведение. – М.: МГУ, 1971.
- Смирнова А.Я., Бочаров В.Л. Водные экосистемы промышленно- городских агломераций бассейна Верхнего Дона. Воронеж, изд-во ВГУ, 2001 г.
- Шаев С.И. Методы реконструкции зон мелководий. Воронеж / Материалы 1 международной научно-практической конференции, 2003 г.
- Экологический энциклопедический словарь. – М.: Ноосфера, 1999.