Загадка современной загадки | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №10 (40) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.10.2020

Статья просмотрена: 2625 раз

Библиографическое описание:

Моринец, О. В. Загадка современной загадки / О. В. Моринец, О. Ф. Ефремова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 10 (40). — С. 8-19. — URL: https://moluch.ru/young/archive/40/2186/ (дата обращения: 16.11.2024).



Загадка относится к малому жанру устного народного творчества. Слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Этот жанр устного народного творчества никогда не устареет, будут появляться новые загадки и отражать все изменения, происходящие в жизни людей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что загадка — это учебник жизни.

Ключевые слова: загадка, устное народное творчество

Введение

Загадка — международный жанр, она с древних времен бытует в устной и письменной форме в культуре всех народов и имеет свои жанровые особенности, причем постоянно появляются новые загадки. Если традиционным русским загадкам посвящено много исследований, то особенности современной практически не изучены.Это определяет актуальность нашей работы. Кроме того, в школьной программе малым жанрам устного народного творчества уделяется недостаточно внимания, а между тем загадка — один из удивительных жанров, развивающихся в настоящее время.

Цель данной работы: изучив особенности жанра загадки, определить, какие в современной загадке традиционные признаки жанра сохранились и какие новые черты появились.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1) изучить литературу, посвященную особенностям загадки как жанра устного народного творчества;

2) дать определение современной загадки;

3) проанализировать современные загадки;

4) провести эксперимент и обработать полученные результаты;

5) сделать выводы.

Гипотеза : загадка — один из древнейших жанров устного народного творчества — не исчезла со временем, а продолжает существовать. Можно предположить, что в восприятии старых, традиционных загадок, а также в тематике новых загадок произошли существенные изменения, что свидетельствует о ее развитии и что секрет такой «живучести» заключается в ее природе.

Практическая значимость : Материал исследования может быть использован на уроках литературы в начальной и средней школе.

Объектом исследования являются сборники загадок.

Предметом настоящего исследования стала тематика современной загадки.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Материалы исследования даны в приложениях.

Основная часть.

Загадка как жанр устного народного творчества

1. Определение загадки

Загадка относится к малому жанру устного народного творчества. Слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление [17]. Существует ряд определений жанра. По определению Аристотеля, загадка это — хорошо составленная метафора. В. И. Даль писал, что загадка — это «иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки» [1]. Современный исследователь В. П. Аникин [2] дал следующие определения: «Загадка — это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность», «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, короткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».

Фольклористы [4] определяют загадку как «иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать». Загадка — это краткое описание умалчиваемого предмета или явления по сходным или намекаемым признакам другого предмета и явления. Загадка развивает у человека поэтический взгляд на действительность, создает неограниченный простор для фантазии. Поэтому можно заметить, что загадка — это поэтически замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.

В основе всех определений лежат одни и те же признаки:

− по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

− описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

− как правило, описание лаконично;

− загадке часто присущ ритм.

Учитывая эти признаки, загадку можно определить так: загадка метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет [7].

Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они ни стояли.

Современные загадки: традиции и новшества

Практическая часть нашей работы состоит из трёх разделов:

  1. анализ результатов задания по определению уровня восприятия учащимися традиционных русских загадок;
  2. классификация современных загадок и выявление новых черт;
  3. анализ загадок, сочиненных учащимися, принявшими участие в эксперименте.

1. Старые загадки в современном мире

Прежде чем приступить к анализу собранного материала, дадим определение, что такое современная загадка. Если загадка метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство, то чем отличается современная загадка от старой, или традиционной?

Мы предлагаем считать загадку современной, если, во-первых, ее лексика и зашифрованный в ней предмет или понятие определяют ее появление второй половиной 20 — началом 21 века; во-вторых, если в загадке старые предметы стали описываться по-новому или получили новую разгадку.

В этой связи рассмотрим результаты анкетирования учащихся 5-х классов, которым было предложено отгадать 20 традиционных загадок из классического собрания русских загадок, подготовленного русским поэтом и этнографом Дмитрием Садовниковым, «Чудеса в решете. Вся русская загадка» [1] (см. Приложение № 1) .

В опросе приняли участие 106 учащихся 5-х классов гимназии.

В таблице, приведенной ниже, даны результаты обработки анкеты, указано число учащихся, правильно отгадавших загадку.

Номер загадки

Классы, количество правильных ответов

Итого по параллели

% правильных отгадок

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Количество учащихся

30

25

27

24

106

1

5

0

4

8

17

18 %

2

2

0

1

0

3

3,1 %

3

2

2

0

7

11

11,6 %

4

8

3

0

5

16

16,9 %

5

0

0

0

0

0

0

6

6

9

6

15

36

38 %

7

10

9

6

24

49

52 %

8

4

0

4

6

14

15 %

9

2

0

0

0

2

2,12 %

10

9

11

15

19

54

57 %

11

0

0

0

5

5

5,3 %

12

0

2

0

3

5

5,3 %

13

1

0

2

0

3

3 %

14

25

19

29

15

88

93 %

15

7

5

0

1

13

14 %

16

18

20

22

10

70

74 %

17

0

0

0

0

0

0

18

5

0

4

10

19

20 %

19

1

0

0

8

9

9,5 %

20

0

0

0

3

3

3,18 %

итого

105

80

87

139

411

19 %

Наибольшее количество правильных ответов (93 %) получено на загадку номер 14 «Кто на себе свой дом таскает?». Думаем, это связано в первую очередь с распространенностью данной загадки. Она входит в современные сборники для детей.

Также загадки номер 16 «Двенадцать братьев друг за другом бродят» и номер 7 «Чиста, да не вода, Клейка, да не смола, Бела, да не снег. Сладка, да не мёд, От рогатого берут И живулькам дают» отгадало соответственно 74 % и 52 % учеников. Думаем, это связано с их простотой, ведь и месяцы, и молоко для ребят привычные понятия.

А вот на загадку номер 5 («Новая посудина вся в дырах») традиционную разгадку не дал ни один ученик. Правильный ответ, согласно сборнику загадок, — корзина. Однако в современной жизни мы не воспринимаем корзину в качестве посуды, это, скорее, предмет, в котором носят, переносят что-либо. А, как указано в словаре В. И. Даля [5], раньше слово «посуда» имело более широкое значение — обозначало хозяйственную утварь. Не случайно в словаре дается пояснение, что корзины плели не только из прутьев и стеблей, но и из соломы и коры деревьев. На современной кухне есть другая дырявая посуда: дуршлаг, сито, решето. Такой ответ дали 40 % пятиклассников. Это и определило, что у загадки появилась новая отгадка. Также никто не отгадал загадку номер 17 «Семя серо, Руками сеют, Ртом сымают». Правильный ответ — письмо. В современном мире очень мало пишется бумажных писем, и мы практически не знакомы с ними. Думаем, это основная причина отсутствия правильных ответов на данную загадку.

На загадку номер 13 «Кто над нами вверх ногами» никто не дал верного ответа. Согласно сборнику, который мы взяли за основу эксперимента, правильный ответ — таракан. Но в современных квартирах тараканы практически не встречаются, понятно, что загадка вызвала затруднение. Трое дали ответ «муха», что, по нашему мнению, тоже является верным.

Всего 2 % правильно ответили на загадку «Что за друг, без которого мужик из дома не выйдет?». Это шапка — так было принято у русского народа. Эта традиция не сохранилась. Очень интересно, что многие ребята ответили, что не выйдут из дома без телефона.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что с изменениями, произошедшими в жизни и быте людей, изменилось и восприятие традиционных загадок.

2. Тематика современных загадок

Поскольку нам не удалось обнаружить сборников современных загадок, мы проведем исследование материалов сайтов «Современные загадки» [6;10–14;16] (Приложение № 2) , а также загадок, сочиненных учащимися 5-х классов, принявших участие в эксперименте (Приложение № 3) .

2.1. Современные загадки традиционной тематики

Распределив загадки по группам, мы обнаружили загадки традиционной тематики.

1. Про времена года, например:

В белый пух все одевает,

Вьюжит и кружит снега,

Сани стужей запрягает,

Льдом озера накрывает. (Зима)

2. Про явления природы:

Брат и сестра. Его слышно, ее видно.

(Гром и молния)

3. Про звезды (группа «Небо и земля»):

По небу мешочек сахарной карамели рассыпан, утро ее съедает.

(Звезды)

4. Про животных и птиц:

Он хозяин лесной,

А просыпается весной,

Вот зимой, под снежный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

5. Про растения

Пухлая ножка, а наверху шляпка.

(Гриб)

6. Про человека

Кто может одновременно поднять и коня, и слона?

(Шахматист)

Одним словом, вечные темы и образы, не изменившиеся со временем предметы и явления продолжают интересовать современного человека и воплощаются в загадках.

2.2. Загадки про новые предметы

В группах «Жилище», «Внутреннее убранство» и «Домашнее хозяйство» произошли большие изменения. Есть загадки про кровать, стол и стул, про ковер, часы, даже про печь. Однако, во-первых, старые предметы быта стали описываться по-новому, так как изменилась их функция, а во-вторых, в доме появились новые предметы.

Рассмотрим примеры таких изменений.

Например, печь, хотя и знакомый предмет, который есть и в частных домах, и в бане, и в машине, видоизменилась, перестала выполнять прежнюю функцию русской печи-кормилицы, занимавшей пол-избы и игравшей главную роль в доме. Если в традиционных загадках печь уподобляется крупному животному, например медведю, или человеку («Сидит хозяйка в избе, а выйти не может»), то в современной загадке отражается одно свойство печи — обогрев помещения («Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»). То есть в современной загадке наблюдается изменение представления о печи.

Изменилось современное жилье и утварь, вместо рукомойника появился водопровод, рядом с веником — пылесос, в многоэтажных домах вместо печки — плита и духовка, и все это нашло отражение в загадках.

Очень строгий контролёр

Со стены глядит в упор,

Смотрит, не моргает:

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь —

Всё на ус мотает.

(Электросчетчик)

В тематической группе «Тепло и свет» стали преобладать загадки об электрической лампочке и электрических приборах, о спичках.

Этот маленький цветок

Головою вниз растёт.

(Люстра)

Еще одна тематическая группа, в которой произошли изменения, — «Игрушки». Кроме традиционных загадок про неваляшку, матрешку, кубики, куклу, современные дети придумывают загадки про новые игрушки.

Три отверстия, подшипник —

Вот и вся игрушка.

Небольшая, но весёлая

Быстрая вертушка.

(Спиннер)

Приведенные примеры показывают, какие изменения произошли в современных загадках.

2.3. Новые тематические группы загадок

Безусловно, активное изменение жизни, связанное с научно-техническим прогрессом, развитие новых технологий, повлияло на появление новых тематических групп загадок. Необходимо выделить такую новую группу, как «Бытовая техника». Это загадки про холодильник, швейную и стиральную машины, пылесос, электрический утюг, радио, телефон, магнитофон, телевизор и подобное.

Он охотно пыль вдыхал,

Не болел и не чихал.

(Пылесос)

В этом маленьком предмете

Поселился теплый ветер.

(Фен)

Вместо загадок по теме «Упряжь и выезд» появились загадки о транспорте. Здесь представлены все существующие транспортные средства: самолет (а также ракета), вертолет, планер, поезд, электричка, метро, автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, теплоход, яхта.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

(Трамвай)

Есть загадки, в которых описана специальная техника: экскаватор, поливальная и снегоуборочная машины, подъемный кран, бульдозер.

Бывают ли у дождика

Четыре колеса?

Скажи, как называются

Такие чудеса?

(Машина для поливки улиц)

Тема технического прогресса звучит в загадках об окружающем современного человека мире. Появляются загадки о мостах и гидроэлектростанциях, об эскалаторах и лифтах.

Вот так чудо-экипаж -

На любой везет этаж.

(Лифт)

Через речку поперёк

Великан бетонный лёг.

(Мост)

Безусловно, лидером среди новых тематических групп можно назвать группу загадок про гаджеты. Здесь представлены компьютер, компьютерная мышь, диск, клавиатура, монитор, планшет, айфон, айпад, флеш-карта, ноутбук, мобильный телефон, Интернет, скайп и многое другое.

Как смогли вести беседу

Два часа после обеда

Три подружки: из Норильска,

Озерков и Сан-Франциско?

(Скайп)

Сетевая паутина

Оплела весь белый свет.

Не пройти детишкам мимо.

Что же это?

(Интернет)

Современные загадки так же, как и традиционные, запечатлевают то, что согласуется с личным опытом человека, в том числе и школьника. Поэтому еще одна группа новых загадок — загадки про школьные принадлежности и школу.

Рисуют, как краски, а воды не надо.

(Фломастеры)

Одет в яркую рубашку,

брюхо нараспашку,

внутри его дети,

те краше этих.

(Пенал с карандашами)

И, конечно, современный мир детства невозможно представить без мультфильмов, герои которых нравятся ребятам. Про них придумано много загадок.

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с Луны,

Его любят малыши.

(Лунтик)

За умными мозгами

Он в город шел с друзьями.

Преграда не страшила.

Был смельчаком...

(Страшила)

Таким образом, ограниченный круг ключевых тем в современном мире расширился, стал разнообразнее. Любое новшество воплощается в новые загадочные тексты.

3. Рождение новых загадок

Также мы предложили ребятам сочинить собственную загадку. Проанализировав их, мы получили следующие результаты.

Сочинение загадок не вызвало затруднения у 52 человек, что составило 49 % от числа участников эксперимента. При составлении загадок пятиклассники соблюдали законы жанра, представили загадки и в стихотворной форме, и в виде вопроса, использовали описание признаков, метафору, прямое и отрицательное сравнение.

Загадки про школу и школьные принадлежности заняли первое место (их 11). Замазка, фломастеры, оценка, школьная доска, дневник и пенал — «жители» этой группы. Это не случайно, ведь работу писали в школе, а пенал и карандаши в нем были перед глазами. Например:

Деревяшка лежит, виду не подает, а рисует. (Карандаш)

Одет в яркую рубашку, брюхо нараспашку, внутри его дети, те краше этих. (Пенал с карандашами)

10 загадок было посвящено современным технологиям. Например, телефон был назван «новым охотником в современности» и «без него из дома не выйдешь». «Не книга, а всё знает», «Много информации в нём, не всегда полезной», «Сеть есть во всём мире, Всё знает, а не говорит» — это загадки про компьютер и Интернет.

На третьем месте стоит группа природных явлений и природы (9 загадок). Например, ученики придумали загадки про небо и землю, град, облака, день и ночь, воздух.

Брат и сестра. Его слышно, ее видно. (Гром и молния)

Загадки, предложенные учениками, лаконичны, имеют красивый слог, рифму и даже немного юмора. Некоторые загадки ребята посвятили своим одноклассникам или самим себе. Например, «Кто на перемене спит и гуляет, а на уроке пятёрку получает?». Поскольку в 2018 году в нашей стране прошел Чемпионат Мира по футболу, в своём творчестве ученики не обошли вниманием и футболистов. Загадка про Федора Смолова звучит так: «На всех орёт, себя лучшим считает, а сам пенальти не забивает».

Таким образом, современная загадка, сохранив все традиционные признаки жанра, активно откликается на современные реалии и передает мировосприятие нового поколения. Творчество загадок можно назвать непрерывным.

Заключение

Д. H. Caдoвникoв в предисловии к своему собранию загадок [1] писал: «B загадках отразились взгляды народа нa природу и окружающую обстановку, открылся полный простор для творческой фантазии народа».

Проведя исследование, мы пришли к выводу, что жанр загадки продолжает существовать в традиционном виде: сохранились особенности жанра, форма, поэтика. Однако есть и существенные изменения, что свидетельствует о ее развитии:

1) значительно расширилась и изменилась тематика загадок в связи с увеличением предметного мира человека, заменой старых понятий и предметов новыми;

2) старые загадки получают новые отгадки, поскольку появились новые предметы, соответствующие описываемым признакам;

3) произошли изменения в описании традиционных для загадки предметов в связи с изменением мировосприятия человека.

Значит, этот жанр устного народного творчества никогда не устареет, будут появляться новые загадки и отражать все изменения, происходящие в жизни людей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что загадка — это учебник жизни.

Приложение № 1

Задания

Отгадай загадку, ответы запиши в бланк под соответствующим номером

1. Курица на курице

А хохол на улице.

11. Четыре четырки,

Две растопырки,

седьмой вертун,

А сам ворчун.

2. Кум с кумой водятся

А близко не сходятся.

12. Лежит кучка поросят,

Кто ни тронет — завизжат.

3. Маленький мальчик

Всем под ноги смотрит.

13. Что над нами

Вверх ногами?

4. Четыре ноги

Да не зверь;

Есть перья,

Да не птица.

14. Кто на себе свой дом таскает?

5. Новая посудина

Вся в дырах.

15. Полон хлевец

Белых овец.

6. В брюхе — баня,

В носу — решето;

На голове — пупок,

Всего одна рука,

И та — на спине.

16. Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

7. Чиста да не вода,

Клейка, да не смола,

Бела, да не снег.

Сладка да не мёд;

От рогатого берут

И живулькам дают.

17. Семя серо,

Руками сеют,

Ртом сымают.

8. Маленько,

Кругленько,

А за хвост не поднять…

18. Два брата гонят,

А два догоняют.

9 . Что за друг, без которого

Мужик из избы не выйдет?

19. Стоит волчище,

Разинул ртище.

10. Хоть не огонь, а жжется.

20. Висит, болтается,

Всяк за него хватается.

Приложение № 2

Материалы сайтов «Современные загадки» [6;10–14;16]

В белый пух все одевает,

Вьюжит и кружит снега,

Сани стужей запрягает,

Льдом озера накрывает. (Зима)

Золотые покрывала

Скроет по утрам туман,

Ночь чуть-чуть длиннее стала,

Сыровато по утрам. (Осень)

Он хозяин лесной,

А просыпается весной,

Вот зимой, под снежный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Кто по елкам прытко скачет

Лихо прыгнет на дубы?

Да в дупле орехи прячет,

На зиму хранит грибы?

(Белка)

Живет в доме хозяин: шуба атласная, лапки бархатные, ушки малы, да чутки. Молоко пьет и песенки поет.

(Кот)

В лесу, под щебет, звон и свист,

Живет лесной телеграфист.

(Дятел)

По лужку легко он бродит,

Из воды сухим выходит,

На лапах красные ботинки,

Нам дарит мягкие перинки.

(Гусь)

Шапка красная в алмазах,

Шея — в легких кружевах,

Над грибами всеми князем

Именуется в лесах.

Не гляди, что именит –

Очень, очень ядовит.

(Мухомор)

Они похожие, как близнецы.

Одна за другой ухаживает,

Одна другую омывает,

Искренне заботятся, охотно.

Где одна, там и вторая будет,

Как одна чего не сделает,

Сейчас вторая здесь подоспеет -

Дружно сделают дела вдвоем.

(Руки)

Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернёт,

Тот и в дом войдёт.

(Ключ)

Полежит он без вниманья

Целый день в твоём кармане.

Без него домой придёшь-

В дом не попадёшь.

(Ключ)

Кто первым заходит в дом?

(Ключ)

Пройдёт он первым без стыда

В любую дверь упрямо,

И первым в дом его всегда

Пропустит даже дама.

(Ключ)

Стоит, беря и отдавая.

(Вешалка)

Длинный парень у стены,

Кости с рёбрами видны,

Руки тонкие, как палки,

Смотрится смешно и жалко,

Все его одеть хотят,

И пальто, плащи и куртки

Попадают ему в руки.

(Вешалка)

Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня.

И холодною водою

Живо я тебя умою.

(Водопроводный кран)

Очень строгий контролёр

Со стены глядит в упор,

Смотрит, не моргает:

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь —

Всё на ус мотает.

(Электросчетчик)

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало —

Не пропало,

Румяной булкой стало.

(Духовка)

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита)

На верёвке пальцы держат одеяльце.

(Прищепки)

Человек-невидимка

В коробке сидит.

Он всё время играет,

Поёт, говорит.

(Радио)

Ей набили мясом рот,

И она его жуёт,

Жуёт, жуёт и не глотает-

В тарелку отправляет.

(Мясорубка)

Ночь. Но если захочу,

Щёлкну раз —

И день включу.

(Выключатель)

Я горячее храню,

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю.

(Термос)

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон)

Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добились,

То остановились.

(Весы)

Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были.

(Пылесос)

В деревянном домике.

Проживают гномики.

Уж такие добряки —

Раздают всем огоньки.

(Спички)

Спят смирно дочки

В фанерном домочке.

У сонь, у тихонь

В головках огонь.

(Спички)

Золотая птичка

Вечером в дом влетает,

Весь дом освещает.

(Электричество)

Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырёк —

Загорелся огонёк.

(Лампочка)

Этот маленький цветок

Головою вниз растёт.

(Люстра)

Светит, а не солнце, смотрит на человека.

(Фонарь)

Кружусь, верчусь и мне не лень

Вертеться даже целый день.

(Юла)

Три отверстия, подшипник —

Вот и вся игрушка.

Небольшая, но весёлая

Быстрая вертушка.

(Спиннер)

Ростом разные подружки,

Но похожи другу на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрёшки)

Я его всегда кручу

Просто от безделья,

Задаю ему рукой

Быстрое движенье.

(Спиннер)

Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу на них — сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Кубики)

Это не просто игрушка,

Способная быстро летать.

Эта чудесная штучка

Может ещё и снимать.

(Квадракоптер)

Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошел — там пыли нет,

Пыль и сор — его обед.

(Пылесос)

Он охотно пыль вдыхал,

Не болел и не чихал.

(Пылесос)

Влез на стол он

Из-под лавки,

Осмотрелся

На подставке,

Гибким хвостиком

Вильнул,

Складки с галстука

Слизнул.

(Электрический утюг)

Вот так дом: Одно окно,

Каждый день в окне—кино.

Живет в нем вся Вселенная,

А вещь — обыкновенная.

(Телевизор)

На моем, друзья, экране

То моря шумят в тумане,

То плоды качает сад.

Есть программы для ребят.

(Телевизор)

На поляне шерстяной

Пляшет тонконожка —

Из-под туфельки стальной

Выползает Стёжка.

(Швейная машинка)

Полюбуйся, посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

(Холодильник)

Есть у нас машина классная, Очень нужная и быстрая-

Без усилий вещи грязные

Превращает в вещи чистые

(Стиральная машина)

Нет ушей, а слышит,

Нету рук, а пишет.

(Магнитофон)

Два волшебных колеса

Повторяют голоса, —

Друг за другом тянут сами

Полосочку с голосами.

(Магнитофон)

На что взглянет этот глаз,

Все картинке передаст.

(Фотоаппарат)

Наведёт

Стеклянный глаз,

Щёлкнул раз —

И помнит нас.

(Фотоаппарат)

В этом маленьком предмете

Поселился теплый ветер.

(Фен)

Летает, а не птица, перевозит, а не машина, светится ночью, а не месяц.

(Самолет)

Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От неё осталась.

(Самолёт)

Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звёзд.

(Ракета)

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост —

И поднимается до звёзд.

(Ракета)

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю.

Отправляюсь я в полёт,

Кто же это?

(Вертолёт)

Точь-в-точь как самолет,

В кабине есть пилот,

Но в голубых просторах

Летает без мотора.

(Планер)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

(Трамвай)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомобиль)

Что за чудо-дом, ребята,

Пассажиров много в нём.

Усами проводов касается,

Транспортом называется.

(Троллейбус)

Держусь я только на ходу,

А если стану — упаду.

(Велосипед)

Бегу при помощи двух ног,

Пока сидит на мне ездок.

Мои рога в его руках,

А быстрота в его ногах.

Устойчив я лишь на бегу,

Стоять секунды не могу.

(Велосипед)

На четыре ноги

Надевали сапоги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать.

(Шины)

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма,

Мчит без пара

Паровоза сестричка

Кто такая?

(Электричка)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

Где бывает:

Человек стоит,

Лестница прыгает?

(Метро)

Я зашёл в зелёный дом

И недолго пробыл в нём.

Оказался этот дом

Быстро — в городе другом.

(Вагон)

Они бывают разные —

Зелёные и красные.

Они по рельсам вдоль бегут,

Везде встречают их и ждут.

(Вагоны)

Плывёт белый гусь —

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное.

(Яхта)

Однорукий великан

Поднял руку к облакам.

Он работник очень важный,

Стоит дом многоэтажный.

(Подъёмный кран)

Рукастая, зубастая,

Идет-бредет по улице,

Идет и снег грабастает,

А дворник только щурится,

А дворник улыбается:

Снег без него сгребается.

(Снегоуборочная машина)

Силач на четырех ногах,

В резиновых сапогах

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино.

(Грузовик)

Бывают ли у дождика

Четыре колеса?

Скажи, как называются

Такие чудеса?

(Машина для поливки улиц)

Словно рубанок землю строгаю,

Делать дороги я помогаю.

Где новостройки, всюду вниманье

Славной машине с трудным названьем.

(Бульдозер)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот откроет рот.

(Экскаватор)

У песочных ям,

У горы крутой

Стоит великан

С железной рукой.

(Экскаватор)

Из металла на века

Собран чудо-великан.

Добрым делом он увлёкся —

Поперёк реки улёгся.

По нему, забыв о чуде,

Переходят реку люди.

(Мост)

Через речку поперёк

Великан бетонный лёг.

(Мост)

На виду у детворы

Речка прыгает с горы.

Как она не разобьётся?

А река в ответ смеётся:

— Я не просто прыгаю,

Я турбину двигаю.

(Гидроэлектростанция)

Зелёный луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети.

(Стадион)

Чудо-лесенка в метро живёт,

Вверх и вниз людей несёт.

(Эскалатор)

Вот так чудо-экипаж -

На любой везет этаж.

(Лифт)

Он заменит нам компьютер,

Он удобный, небольшой,

Тонкий, легкий, даже в парк я

Взять могу его с собой.

(Планшет)

Такой маленький и хрупкий,

Хранит в себе все 600

мультиков зараз.

Покажет их, и не устанет,

и снова повторит показ.

(Флеш — карта)

Он мужского рода

На все руки мастер:

Вычислит задачку,

Нарисует зайку

И каждый день он с папой

Ходит на работу.

(Ноутбук)

Как смогли вести беседу

Два часа после обеда

Три подружки: из Норильска,

Озерков и Сан-Франциско?

(Скайп)

Что за чудо-агрегат?

Может делать все подряд:

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать?

(Компьютер)

Сетевая паутина

Оплела весь белый свет.

Не пройти детишкам мимо.

Что же это?

(Интернет)

С телевизором два брата,

Но для разных дел, ребята.

Не догадались до сих пор?

К компьютеру подключен...

(Монитор)

Много кнопок, цифры, буквы,

«Enter», «Shift», «F2», «F5»,

На английском и на русском

Можно, дети, с ней писать.

Пальцами стучу по ней.

Кто она? Скажи скорей!

(Клавиатура)

Не фотоаппарат, а фото делает,

Не перо, а пишет,

Не часы, а время показывает,

Не диктофон, а голос записывает.

(Телефон)

Он мелодию сыграет

И, как пчелка, зажужжит,

И экранчик заморгает,

И будильник прозвенит.

(Мобильный телефон)

За умными мозгами

Он в город шёл с

друзьями.

Преграда не страшила. Был смельчаком … (Страшила)

У этого героя

Дружок есть — Пятачок,

Он Ослику в подарок

Нёс пустой горшок,

Лез в дупло за мёдом, Пчёл гонял и мух.

Имя медвежонка,

Конечно, -

(Винни-Пух)

Любит есть он

бутерброд

Не как все, наоборот,

Он в тельняшке, как

моряк. Звать кота,

скажите, как?

(Матроскин)

Я попала в странный

лес,

Дивный лес Страны

Чудес.

Вместе с кроликом я

тут.

Знаешь, как меня зовут?

(Алиса)

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с

Луны –

Его любят малыши.

(Лунтик)

Его отца схватил

Лимон,

В темницу бросил папу он…

Редиска — мальчика

подруга,

Не бросила в беде той друга

И помогла

освободиться

Отцу героя из темницы.

И знает каждый, без

сомнений,

Героя этих

приключений. (Чиполлино)

Приложение № 3

Загадки, сочиненные учащимися 5-х классов, распределенные по темам:

Школа и школьные принадлежности

1.Не говорит, не объясняет, а дети все понимают.

(Учебник)

2.Стоит в классе,

Их много

Две ноги, но не человек.

(Парта)

3.Люди царапают, царапают,

А взамен знания получают.

(Школьная доска)

4.Плохая, не живая,

Живет в дневнике.

(Оценка)

5.Деревяшка лежит, виду не подает, а рисует.

(Карандаш)

6.Одет в яркую рубашку, брюхо нараспашку, внутри его дети, те краше этих.

(Пенал с карандашами)

7.Белая как снег, но не холодная,

Закроет все.

(Замазка)

8.Рисуют, как краски, а воды не надо.

(Фломастеры)

9.Она чертит.

(Линейка)

10.В нем есть все для письма

(Пенал)

11.Гробик, а в портфеле лежит.

(Пенал)

Современные технологии

1.Смотреть — смотреть,

Да зрение портить

(Монитор)

2.Яблоко с интеллектом

Не зеленое и не красное.

(Логотип Apple)

3.Не живые, но

показывают картины.

(Телевизор)

4.Много информации в нем, не всегда полезной.

(Интернет)

5.Не фотоаппарат, а фото делает.

Не перо, а пишет.

Не часы, а время показывает

Не диктофон, а голос записывает.

(Телефон)

6.Не книга, а все знает.

(Интернет)

7.Новый охотник в современности.

(Телефон)

8.Что все знает,

Что все скажет,

Что все деньги украдет.

(Интернет)

9.Говорит, помогает, играет с тобой, да не живой.

(Телефон)

10.Без чего из дома не выйдешь?

(Телефон)

Явления природы

1.Брат и сестра. Его слышно, ее видно.

(Гром и молния)

2.Белое, с неба падает. Да не снег.

(Град)

3.Что переливается и в небе висит.

(Радуга)

4.В небе сверкает. А потом умолкает

(Гроза)

5.Красивые, прекрасные,

Со сторонами разными,

Квадратные и круглые

На радость людям.

(Снежинки)

6.Не веревка, а висит.

Не снег, а тает.

Не чашка, а разбивается.

Не воздух, а прозрачная.

(Сосулька)

7.Ничего не весит,

А в руки не возьмешь.

(Воздух)

8.Холодная звезда

На руку упадет и водой станет.

(Снежинка)

9.Разных вкусов,

Из разных источников бывает,

Людей пить себя

Заставляет.

Кто не пьет — тот скорей умрет.

(Вода)

Люди (профессии,

занятия)

1.Кто может одновременно поднять и слона, и коня?

(Шахматист)

2.Самое умное и одновременно злое существо на земле

(Человек)

3.Живая игрушка на живом стульчике

(Ребенок на коленях взрослого)

4.На пальчиках ходит, руки вверх поднимает

(Балерина)

5.Страной управляет

(Президент)

6.Был, командовал, да свергли в Октябре.

(Царь)

7.Кто на перемене спит и

гуляет, а на уроке

пятёрку получает?

(Я)

8.На всех орёт,

себя лучшим считает,

а сам пенальти не

забивает.

(Федор Смолов)

Небо и земля

1.По небу мешочек сахарной карамели рассыпан, утро ее съедает.

(Звезды)

2.Кто с неба не уходит, а день с ночью сводит.

(Солнце)

3.На чем пень стоит?

(На земле)

4.Сама не ест, а всех накормит.

(Земля)

Транспорт

1.Летает, а не птица, перевозит, а не машина, светится ночью, а не месяц.

(Самолет)

2.Родилась в лесу, а в воде живет.

(Лодка)

3.Плавает, а не рыба, ест, но не еду.

(Корабль)

Животные

1.Лежит в реке бревно, покрыто зубами и плавает.

(Крокодил)

2.Кто дом сторожит, никого не впускает.

(Собака)

3.Бывает и белый, и серый. (Зайчик)

Растения

1.Пухлая ножка, а наверху шляпка.

(Гриб)

2.Яркое, а не горит.

(Мак)

3.Много коней да все на одной привязи.

(Виноград)

Свет

1.Светит, а не солнце, смотрит на человека.

(Фонарь)

Литература:

  1. Чудеса в решете. Вся русская загадка. — М.:ОЛМА Медиа Групп, 2015.
  2. Аникин В. И. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М., 1957.
  3. Горшков А. И. Русская словесность: Учеб.пособие для учащихся 10–11 классов общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1997.
  4. 3yeвa T. B., Kиpдaн Б. П. Pyccкий фoльклop — M., 2002 г.
  5. Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка — М.: Астрель: АСТ, 2008.
  6. http://www.vsezagadki.ru/ Все загадки
  7. https://www.culture.ru/ Григорьева Т. Загадочный мир
  8. https://www.istmira.com История возникновения русских загадок
  9. https://studfiles.net/preview/2558108/ Загадки. Определение загадок. Их происхождение
  10. https://ihappymama.ru/ Загадки
  11. http://ejka.ru/blog/zagadki/ Загадки
  12. https://riddle.su/zagadki_pro_gadgety. Загадки
  13. https://best-mother.ru Загадки
  14. https://deti-online.com/zagadki/ Загадки
  15. https://cyberleninka.ru/article/v/proishozhdenie-zagadki Происхождение загадки
  16. http:// sovremennye-zagadki-dlja-detej Современные загадки
  17. https://nsportal.ru/ Яхина Г. Р. Мир фольклорного жанра — загадки


Похожие статьи

Жанр литературной сказки в творчестве Людмилы Петрушевской

Сказки Л. Петрушевской, с одной стороны, сохраняют генетическую связь с фольклорной волшебной сказкой, которой обязана своим происхождением сказка литературная, что проявляется в сохранении функций сказочных героев, в использовании структуры фольклор...

Ихтиологические образы в поэзии символистов (на основе стихотворения В. Брюсова «Солнцеворот»)

Ихтиологические образы фольклора и литературы можно отнести к архетипическим образам, поскольку они связаны с древнейшими представлениями людей о мире и пронизывают литературу от древности до сегодняшнего дня. В данной статье делается попытка выявить...

Мифотворчество в современной культуре

В статье рассматривается понятие мифа и осмысляется функция мифа в современной культуре. Миф – это, прежде всего, первобытное представление о происхождении всего сущего, о месте человека в мире, о деяниях древних богов и героев. Но, несмотря на это, ...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

Традиционный орнамент в культурном ландшафте современного г. Якутска

Орнамент — является большим достижением художественного фольклора народного творчества человека и его народа. Он имеет свой собственный язык и несет в себе информацию о деятельности данного этноса. С изменением традиционного уклада жизни якутов, част...

Символ «крест» в поэзии Петра Суханова

В статье исследуется роль, место и вариативность символа «крест» в поэзии сургутского автора Петра Суханова, который, наследуя русские культурные традиции, достаточно часто использует данный символ в своих стихотворениях. Учитывая текстообразующую ро...

Основные тенденции развития литературы 1970–1980-х г. Жанр деревенской прозы в творчестве Шукшина

В статье затрагивается понятие «деревенская проза» в русской литературе. Основное содержание в данной работе составляет анализ роли деревенской прозы: создатели и герои в творчестве Шукшина.

Проблема нравственности в современном обществе (на примере рассказов В.М. Шукшина)

Проблема нравственности остро стоит в современном обществе. Проблему чести, справедливости решают герои рассказов В.М. Шукшина, что ярко передано в процессе речевого общения героев. Главные герои рассказов являются людьми морали, верными нравственным...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Влияние сказок на нравственное воспитание детей в начальной школе

Сказка является важным способом формирования воспитанности в детях. Со времен Сухомлинского сказка являлась тем средством, которое могло как выучить, так и развлечь ребенка. Формирование личности и личностных качеств, все в совокупности дает сказки. ...

Похожие статьи

Жанр литературной сказки в творчестве Людмилы Петрушевской

Сказки Л. Петрушевской, с одной стороны, сохраняют генетическую связь с фольклорной волшебной сказкой, которой обязана своим происхождением сказка литературная, что проявляется в сохранении функций сказочных героев, в использовании структуры фольклор...

Ихтиологические образы в поэзии символистов (на основе стихотворения В. Брюсова «Солнцеворот»)

Ихтиологические образы фольклора и литературы можно отнести к архетипическим образам, поскольку они связаны с древнейшими представлениями людей о мире и пронизывают литературу от древности до сегодняшнего дня. В данной статье делается попытка выявить...

Мифотворчество в современной культуре

В статье рассматривается понятие мифа и осмысляется функция мифа в современной культуре. Миф – это, прежде всего, первобытное представление о происхождении всего сущего, о месте человека в мире, о деяниях древних богов и героев. Но, несмотря на это, ...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

Традиционный орнамент в культурном ландшафте современного г. Якутска

Орнамент — является большим достижением художественного фольклора народного творчества человека и его народа. Он имеет свой собственный язык и несет в себе информацию о деятельности данного этноса. С изменением традиционного уклада жизни якутов, част...

Символ «крест» в поэзии Петра Суханова

В статье исследуется роль, место и вариативность символа «крест» в поэзии сургутского автора Петра Суханова, который, наследуя русские культурные традиции, достаточно часто использует данный символ в своих стихотворениях. Учитывая текстообразующую ро...

Основные тенденции развития литературы 1970–1980-х г. Жанр деревенской прозы в творчестве Шукшина

В статье затрагивается понятие «деревенская проза» в русской литературе. Основное содержание в данной работе составляет анализ роли деревенской прозы: создатели и герои в творчестве Шукшина.

Проблема нравственности в современном обществе (на примере рассказов В.М. Шукшина)

Проблема нравственности остро стоит в современном обществе. Проблему чести, справедливости решают герои рассказов В.М. Шукшина, что ярко передано в процессе речевого общения героев. Главные герои рассказов являются людьми морали, верными нравственным...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Влияние сказок на нравственное воспитание детей в начальной школе

Сказка является важным способом формирования воспитанности в детях. Со времен Сухомлинского сказка являлась тем средством, которое могло как выучить, так и развлечь ребенка. Формирование личности и личностных качеств, все в совокупности дает сказки. ...

Задать вопрос