В поисках символа Самары | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые интересные примеры Исследование о родном крае Актуальная тема исследования

Рубрика: География

Опубликовано в Юный учёный №10 (40) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 02.11.2020

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Ладин, А. Е. В поисках символа Самары / А. Е. Ладин, И. Г. Дикарева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 10 (40). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/young/archive/40/2203/ (дата обращения: 16.11.2024).



Наш город имеет выгодное географическое положение, привлекательные для разных видов туризма природные особенности, однако образ города для развития внутреннего туризма четко не сформирован. Мы можем назвать символы Москвы и Санкт-Петербурга, Парижа и Лондона, даже не побывав в этих городах. А вот выбор символов родного города становится трудной задачей.

«Под имиджем города можно понимать исторически сложившийся образ города как субъекта социальных отношений в системе региона или страны, обусловленный национальными, социальными, культурологическими и собственно градосоставляющими факторами, который проявляется в сопутствующих коммуникативных атрибутах» [4].

Туристский имидж связан с символикой: представления о своеобразии может складываться благодаря рекламе отдельных объектов, которые привлекут туристов. Важно не просто привлечь туристов, но и побудить их приезжать регулярно, рекомендовать территорию для посещения своим знакомым [6].

Имидж региона и города сначала складывается стихийно, а не создается специально. Например, Санкт-Петербург называют «культурной столицей России» или «северной столицей», «северной Венецией», «городом на Неве», Иваново — «городом невест», а Тулу — «городом оружейников», с ней же связаны символы пряник и самовар, редкий турист не увезет из Казани фигурку кота или чак-чак. Почему возникли такие бренды городов? Бренд возникает на основе позитивного имиджа территории с уникальными возможностями.

Символ — это идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание, которое раскрывает характеристики изучаемого объекта и воспроизводит представления о нем по какой-либо части [3].

Городскую символику традиционно составляют:

— официальные символы города (герб, флаг и гимн);

— архитектурно-мемориальные символы и их изображения;

— словесные символы (название города и наименования его районов, а также образованные на их основе слова и словосочетания);

— гастрономические товары.

При разработке туристского бренда специалисты стремятся создать совокупность визуальных знаков, которые несут смысловую нагрузку (символ, цвет, слоган, картинки и др.) и позволяют устанавливать связь между туристским брендом и покупателями.

Что предлагают увидеть в Самаре? Каждый, кто путешествует, предварительно собирает информацию о маршруте или городе. Краткий образ Самары предлагает один из крупнейших сайтов для путешественников Tripadvisor. Здесь указано, что Самара является важным индустриальным и транспортным узлом, центром подготовки инженеров, туристы могут попробовать самые известные самарские продукты: водку, шоколад и пиво. Предлагается посетить русскую пивоварню, а затем спектакль или концерт, т. к. в Самаре много театров и концертных залов. Если захочется углубить свои познания в истории России, сходить на экскурсию в сталинский бункер или в дом-музей Ленина. И обязательно полюбуйтесь закатом с берегов Волги» [6]. Аналогичные рекомендации предлагает туристам и справочный сайт «Тонкости туризма» .

Как видим, образ довольно своеобразный и не самый приятный. Среди достопримечательностей, а значит, и символов указаны лишь музей «Бункер И. В. Сталина», а также Дом-музей В. И. Ленина. При этом регулярно, с 2013г., портал Tripadvisor включает Самару в 10–20 лучших туристических направлений путешествий по России.

Мы полагаем, что причина таких рекомендаций заключается в недостаточной рекламе наших природных и культурных достопримечательностей, в том числе их логотипов, и ограниченной возможности увезти из города в качестве «типичного» оригинальный самарский сувенир.

Однако перспективы развития Самары как туристического центра высоки. Самара включена в перечень маршрутов выходного дня сервисом One to trip .

Среди самых известных символов в пределах города Самары можно выделить несколько групп:

  1. Географические символы:

— Река Волга;

— Стрелка рек Волга и Самара.

  1. Архитектурные символы:

— Иверский женский монастырь (Волжский проспект, 1);

— Приход Римско-Католической церкви в честь Пресвятого Сердца Иисуса (Католический костел) (ул. Фрунзе, 157);

— Лютеранский храм Святого Георга («Кирха») (ул. Куйбышева, 115);

— Историческая мечеть (ул. Алексея Толстого, 61);

— Самарский академический театр драмы имени Горького (площадь Чапаева, 1);

— Особняк Курлиной (ул. Фрунзе, д. 159);

— Самарская хоральная синагога (ул. Садовая, 49);

— Дача купца Головкина («Дача со слонами» на ул. Советской Армии, 292);

— Площадь Куйбышева (Самая большая городская площадь Европы, 17,4 га)

— Бункер Сталина (площадь Чапаева, ул. Фрунзе, 167);

— Самарская соборная мечеть (ул. Стара-Загора, 54);

— Железнодорожный вокзал станции Самара (Комсомольская пл., 1);

— Монумент Ладья (символ Самары и Тольятти) и Самарская набережная;

— Особняк купца Ивана Андреевича Те-Клодта (ул. Куйбышева, 139А).

  1. Инженерные символы, монументы

— Монумент Славы в Самаре (площадь Славы);

— Ракета-носитель «Союз»;

— Малые скульптурные формы (Памятники «Буратино», «Солдат Швейк», «Бурлаки на Волге» и др.).

  1. Культурные символы

— Русская народная песня «Ах, Самара-городок».

Именно эти достопримечательности чаще других используют при создании логотипов нашего города или области. Бесспорными лидерами здесь являются монумент Ладья, самарская набережная реки Волга. А вот официальный символ города, образ дикой козы, используется значительно реже.

Специалисты по разработке символики и сувенирной продукции отмечают, что символ должен быть легко узнаваемым, например, Эйфелева башня в виде брелока, открытки, рисунка на майке или кружке будет восприниматься как символ Парижа, а не Москвы или Нью-Йорка. Для того, чтобы самарский символы стали узнаваемыми и интересными, необходимы усилия дизайнеров, маркетологов и, конечно, события, которые станут поводом для того, чтобы заявить о себе и своей привлекательности для туристов [4].

Туристский информационный центр проводил конкурс на разработку логотипов города и области с помощью сайта http://citycelebrity.ru/. Мы изучили работы, представленные на сайте, среди изображений на логотипах чаще всего встречается Ладья, река Волга, реже Жигулевские горы, популярен вид Самары с Волги на площадь Славы, на монумент Ладья [5]

В связи с проведением чемпионата мира по футболу вопрос выбора новых брендов рассматривался 22 января 2015 года на заседании рабочей группы Общественного комитета «ЧМ-2018», где выбрали 15 объектов, среди которых преобладают исторические и культурные (Таблица 1).

Таблица 1

Бренды Самары и области, выбранные к чемпионату мира по футболу 2018 г

Тип бренда

Объект

Символы

Географический бренд места

Самарская Лука

Жигулевские горы, «Жигулевская кругосветка», село Ширяево (и его символика: музей, фестивали)

Исторический бренд места событий

Самара — запасная столица

Ил-2,

Музей «Бункер И. В. Сталина»

Триумфальная арка на аллее Славы, памятник труженикам тыла и другие военные памятники

Общественная патриотическая акция «Парад Памяти»

Памятный знак на площади им. В. В. Куйбышева

Бренд административного центра

Самарская волжская набережная

Река Волга, набережная, монумент «Самарская ладья», памятник князю Г. Засекину

Самарский академический театр драмы имени М. Горького

Образ архитектурного памятника культуры федерального значения

Монумент Славы

Образ архитектурного памятника

Бренд производителя или территории происхождения

Самара космическая

Монумент ракета-носитель «Союз»,

Музейно-выставочный центр «Самара космическая»

Волжский автомобильный завод

Жигулевский пивоваренный завод фон Вакано

Образ архитектурного памятника культуры федерального значения

Государственный Волжский русский народный хор им. П. М. Милославова

Музыкальные произведения коллектива

Конкурс молодых музыкантов имени Д. Б. Кобалевского

Международный фестиваль классического балета имени А. Шелест

Образ архитектурного памятника Самарский академический театр оперы и балета

Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина

Музыкальные произведения и символика самого фестиваля

Фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева»

Символика самого фестиваля

Областная общественная акция «Народное признание»

Символика акции

Официальная фирменная символика города, принимающего Чемпионат мира по футболу, также включала самые известные: козу, Волгу, ракету и монумент Славы.

Старые символы вдохновляют самарских дизайнеров создавать новые работы: стела «Я люблю Самару» изготовлена по проекту самарского дизайнера Александры Свирень. Другим значимым символом Самары стал стадион Самара-Арена.

Новые туристические символы включают как исторически обусловленные, так и те, что появились недавно. Они будут проверены временем: те, что полюбятся и будут активно продвигаться, станут «открыточными» и «сувенирными». Таким образом, символы и логотипы могут как создаваться для поддержки имиджа города, так и создавать его.

Литература:

  1. Города как бренды: десятка лидеров. [Электронный ресурс]. URL:
  2. http://www.news.by/505/2006–01–13/9850/126/ (дата обращения: 10.01.2018).
  3. Калиева О. М., Вакунова И. В., Марченко В. Н., Большакова Ю. С. Факторы, влияющие на формирование имиджа города // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 439–441.
  4. Калиева О. М., Вакунова И. В., Чарикова А. А. Символика и ее значение при формировании положительного имиджа города // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 526–529.
  5. Спирченко М. А. Образ, имидж и брэнд туристского города. [Электронный ресурс]. URL:https://goo.gl/D9Mk4F (дата обращения: 16.01.2019).
  6. Туристский бренд Самарской области. Конкурс Туристско-информационного агенства [Электронный ресурс]. URL:https://clck.ru/Kaiga (дата обращения: 20.10.2019).
  7. Tripadvisor [Электронный ресурс]. URL: https://goo-gl.ru/WgrOf (дата обращения: 21.10.2019).


Задать вопрос