Работа представляет собой анализ произведений писателей-фантастов. В статье описаны предметы и явления, которые были придуманы авторами давно и считались вымыслом, но в наше время они существуют.
Когда читаешь книги, то всегда невольно сравниваешь какие-либо события, описанные в книге с прошлым, настоящим. Но в фантастике найдется все: и события, произошедшие давно, и те, которые разворачиваются прямо сейчас. Перелистывая каждую страничку, находишь то, что уже встречалось вам в повседневной жизни: какие-то явления, события или приборы. Именно это и подводит к вопросу: «А если писатели-фантасты предвидели будущее?»
В этой статье собрано несколько доказательств того, что все-таки вымысел авторов стал явью. Все примеры взяты из книг, написанных классиками мировой фантастики.
1. «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери
В этом романе Р. Брэдбери говорит о самой большой проблеме современности: об постоянном снижении интереса к чтению. К сожалению, главные опасения автора сбываются: все меньше и меньше остается библиотек, и люди все чаще пользуются непроверенной информацией из Интернет-источников. Люди в нашем веке вовсе забывают, что такое книги.
На страницах романа встречается описание нескольких удивительных приборов, которые можно встретить в наше время. Одним из них являются беспроводные наушники. Сейчас, в 21 веке, особенно в последнее десятилетие люди активно начали пользоваться именно таким видом наушников. Но мало кто знает, что еще в 1953 году писатель Рэй Брэдбери описывал их в романе. Там они представлены в виде ракушек, с помощью которых люди слушают радиопередачи.
«А в ушах — маленькие «ракушки», крохотные, не больше наперстка, плотно сидящие радиоприемники, и электронный океан звуков — музыка, разговоры, музыка, разговоры, — волны которого накатываются и отступают и снова накатываются на берега ее бодрствующего сознания» [3, с. 44].
Также в книге писатель говорил о роботе-псе, который шел за преступниками по пятам, чтобы убить их. Но в наше время роботы-псы — игрушки для детей, которые по своему поведению схожи с настоящими собаками.
«Монтэг обернулся и увидел Механического пса. Появившись откуда-то из темноты, он успел уже пробежать через лужайку, двигаясь так легко и бесшумно, словно подгоняемое ветром плотное облачко черно-серого дыма.
Пес сделал прыжок — он взвился в воздухе фута на три выше головы Монтэга, растопырив паучьи лапы, сверкая единственным своим зубом — прокаиновой иглой. Монтэг встретил его струей пламени, чудесным огненным цветком, — вокруг металлического тела зверя завились желтые, синие и оранжевые лепестки, одевая его в новую пеструю оболочку» [3, с.156].
- «Дверь в лето» Роберт Хайнлайн
Учитывая, что главный герой романа — инженер, в книге приводится много описаний различного типа роботов, которые сейчас мы используем в нашей повседневной жизни. Но все эти изобретения писатель придумал еще в 1953 году.
Одним из таких приборов является робот-пылесос. Он немного отличается от привычного нам, но в основном полностью соответствует описанному в книге роботу.
«Наша «горничная» (первая модель, а не мыслящий робот, в которого я ее потом превратил) могла драить полы — любые полы. Делала она это весь день с утра до вечера, не нуждаясь в присмотре…», «…Она неторопливо разъезжала целый день по квартире в поисках грязи, проникая в самые дальние закоулки. Если в комнате оказывались люди, она, как вышколенная прислуга, тут же поворачивала обратно и оставалась, только когда хозяйка давала на это команду. Ближе к обеду «горничная» направлялась в «стойло» — быстро подзарядиться» [7, с. 25].
Кроме этого, в романе встречается радио-няня — прибор, который помогает мамам следить за их ребенком. В книге это робот, делающий всю работу по дому: мытье посуды, приготовление пищи, но также у него есть функция для присмотра за детьми.
«…но должен был прибирать за картежниками, готовить, застилать кровати, нянчить детишек — уж во всяком случае, следить за их дыханием во сне и звать кого-нибудь, если что не так» [7, с. 37].
Еще одним прибор, который встречается в романе — графический планшет.
«Моя штуковина позволит вам восседать в удобном мягком кресле, перебирая клавиши, а уж машина сработает чертеж на кульмане. Нажимаете клавишу — а на ватмане появляется горизонтальная линия, нажимаете другую — и повязываете ее с вертикальной, нажимаете еще несколько раз — и перед вами частокол или что угодно еще» [7. с. 147].
В романе также описано 7D кино, которое сейчас очень популярно.
«-…Кстати, сейчас говорят не «кино», а «тактил».
— Вот как. А почему?
— А вы попробуйте разок. Сами поймете. Только крепче держитесь за подлокотники; это совсем не то, к чему вы привыкли…» [7. с. 195].
Более того в романе Р. Хайнлайн описал приложения, которые записывают слова или предложения под диктовку. Такая функция сейчас есть почти на каждом телефоне и в каждом мессенджере.
«Например, я ожидал, что уже существуют автоматические секретари — я имею в виду машины, которым можно диктовать, а на выходе получать, скажем, деловое письмо с правильной орфографией и пунктуацией, и все это — без участия человека в промежуточных операциях» [7, с. 213].
Также в романе описан автоматический кошачий туалет, который был создан относительно недавно.
«Для старины Пита я построил «кошачью уборную» — полностью, гигиеничную и без запахов» [7, с. 286].
3. «Я, Робот» Айзек Азимов
Все роботы, которых создает человек для своего блага, стали заменять людей на станциях, на заводах, роботы ухаживают даже за детьми. К сожалению, а может, и к счастью, сейчас происходит то же самое: люди теряют свою работу, потому что человеческий труд заменяет механический. Это происходит повсеместно. Некоторые против этого, но мир не стоит на месте, поэтому это стало необходимостью. О чем и писал А. Азимов в своей книге:
«Потом они стали больше похожи на человека и начались протесты. Профсоюзы не хотели, чтобы роботы конкурировали с человеком; религиозные организации возражали из-за своих предрассудков. Все это было смешно и вовсе бесполезно» [1, с. 29].
Сборник рассказов был составлен в 1940-е годы.
4. «Город» Клиффорд Саймак
В предисловии к роману автор писал о том, что постоянно происходит в наше время:
«Нет ничего дурного в технике как таковой, дурно лишь наше бездумное увлечение ею. Мы обожествляем машины; в каком-то смысле мы продали им свои души» [5, с. 9].
К сожалению, люди сегодня уже не могут представить свою жизнь без техники — она стала всем для нас. И об этом упоминал К. Саймак:
«Меня больше всего беспокоит то, что под влиянием техники наше общество и мировосприятие теряют человечность» [5, с. 11].
Кроме этого, автор писал об агорафобии — психическом расстройстве, при котором появляется страх людных мест, страх перед открытыми пространствами. В наше время многие люди страдают от такого заболевания. Это вызвано в первую очередь тем, что мы начали избегать людей. Именно это и происходило в романе К. Саймака:
«…И все же есть основания говорить о растущем нежелании людей, быт которых определяется укладом, возникшим после распада городов, покидать привычные места, об усиливающемся стремлении не расставаться с окружением, ассоциирующимся с представлением об уюте и полном довольстве» [5, с. 38].
Также писатель говорил об интернете:
«Достаточно покрутить диск, и можно поговорить с кем угодно лицом к лицу, можно перенестись в любое место, только что не телесно. Можно посмотреть театральный спектакль, послушать концерт, порыться в библиотеке на другом конце света. Совершить любую сделку, не вставая с кресла» [5, с. 52].
Также К. Саймак писал о человеческом эго. Люди зачастую считают себя самыми разумными существами на земле, не принимая во внимание тот факт, что у животных тоже могут быть сложные цивилизации, о которых мы даже не догадываемся.
«Пока сохраняется человеческий фактор, у них такой возможности не будет. Потому что человек непременно захочет верховодить, непременно влезет и все испортит, высмеет гоблинов, которые разговаривают за стеной, выступит против приручения и цивилизации диких тварей» [5, с. 179].
Роман был написан еще в 1950-е годы.
- «Беспокойные Стоуны» Роберт Хайнлайн
В романе описаны электронные книги. Они немного не схожи с теми, что мы используем сейчас, но принцип работы тот же.
«Багаж включал также множество книг и еще больше привычных катушечных микрофильмов… Книги на пленках — не совсем то…» [6, с. 450].
Роман был впервые опубликован в 1952 году.
- «Продавец воздуха» А. Беляев
В романе упоминается об экологической катастрофе — уменьшение кислорода в воздухе, что вызывает гибель всех живых существ на планете.
Роман был написан еще в 1929 году.
- «Мы» Е. Замятин
В произведении описаны некоторые общественные события, которые можно наблюдать сейчас.
К примеру, то общество, которое описывает автор, абсолютно лишено индивидуальности. К сожалению, такое можно наблюдать и сейчас: люди, стараясь соответствовать стандартам красоты и моды, теряют свою индивидуальность и становятся куклами, похожими друг на друга.
«Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту мы, миллионы, встаем как один. В один и тот же час единомиллионно начинаем работу- единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое, миллионнорукое тело, в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, мы подносим ложку ко рту и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тэйлоровских экзерсисов, отходим ко сну…» [4, с. 31]
Более того, в романе встречается массовое мышление общества. Такое происходит и сейчас: люди не думают самостоятельно, не делают каких-либо выводов, а лишь соглашаются с идеями, которые высказал другой человек.
«Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю — точнее, что мы думаем…» [4, с. 23]
Также описаны разные изобретения, одними из которых стали электрические зубные щетки:
«…их лира — утренний шорох электрических зубных щеток…» [4, с. 75]
Для строительства в романе используются подъемные краны, имеющее схожее строение с современными. Когда был написан этот роман, таких машин еще не существовало. Они были упрощенного строения и не имели балочной стрелы:
«Я видел: по стеклянным рельсам медленно катились прозрачно-стеклянные чудовища-краны, и так же, как люди, послушно поворачивались, нагибались, просовывали внутрь, в чрево «Интеграла», свои грузы…» [4, с. 86]
В качестве источника энергии в романе используется энергия приливов:
«Мы из влюбленного шепота волн — добыли электричество, из брызжущего бешеной пеной зверя — мы сделали домашнее животное…» [4, с. 74]
Произведение было опубликовано в 1920 году.
- «Дороги должны катиться» Р. Хайнлайн
Из-за стремительного увеличения количества автомобилей природные ресурсы в скором времени оказались на грани истощения. Похожее происходит и сейчас: люди все больше и больше добывают нефть, газ и другие природные ресурсы, из-за чего их запас подходит к концу:
«Несмотря на вспыхивающие от случая к случаю кампании за экономию энергетических ресурсов, уголь и нефть в США были позорным образом сожжены ещё в первой половине двадцатого века. Главная заслуга в этом деле бесспорно принадлежала автомобилю…» [8, с. 40]
Впервые сборник рассказов был опубликован в 1940 году.
Заключение
Сделав анализ произведений писателей-фантастов, я выделила главное и обобщила всю информацию.
В этой работе описаны и проиллюстрированы все изобретения из книг писателей, на основе которых я проводила свое исследование.
Эта статья — прямое доказательство того, что многие вещи, которые пару десятков лет назад являлись фантастикой, теперь существуют в нашем современном мире. Мы каждый день пользуемся ими и даже не подозреваем, что раньше эти вещи были вымыслом.
Надеюсь, моя статья будет полезна сверстникам и сможет заинтересовать их этой темой. Тогда пророчество Рэя Брэдбери не сбудется…
Литература:
- Азимов А. Я, робот / перевод с англ. А. Иорданский, Н. Сосновская. // — Москва: «Эксмо», 2019. — 250 стр.
- Беляев А. Р. Ариэль. Продавец воздуха / А. Р. Беляев. // — Москва: «Вече», 2019. — 416 с.
- Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту / перевод с англ. В. Бабенко. // — Москва: «Эксмо», 2019. — 200 с.
- Замятин Е. «Мы» / Е. И. Замятин. // — Москва: «Время», 2018. — 224 с.
- Саймак К. Город / перевод с англ. Л. Жданов. // — Москва: «Советский писатель» — «Олимп», 1991. — 336 с.
- Хайнлайн Р. Беспокойные Стоуны / перевод с англ. А. Сырова. // — Москва: МП «Форум» совместно с фирмой № 2 «Техномарк», 1993. — 512 с.
- Хайнлайн Р. Дверь в лето / перевод с англ. С. Барсова. // — Москва: МП «Форум» совместно с фирмой № 2 «Техномарк», 1993. — 512 с.
- Хайнлайн Р. Угроза с Земли / перевод с англ. А. Дмитриев. // — Москва: «Эксмо»; Санкт-Петербург: «Terra Fantastica», 2007. — 1056 с.