Женщины в армии: гендерный стереотип глазами поколения Z | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Высокая научная новизна Необычная тема исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №1 (42) январь 2021 г.

Дата публикации: 23.12.2020

Статья просмотрена: 408 раз

Библиографическое описание:

Демчук, А. С. Женщины в армии: гендерный стереотип глазами поколения Z / А. С. Демчук, Н. В. Липпа. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 1 (42). — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/young/archive/42/2244/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается комплекс проблем, связанных с оценкой старшеклассниками моральной правомерности использования женщин в качестве военнослужащих. Анализируются результаты опроса среди учащихся школы по данной проблеме, проведенного в 2020 г., в сравнении с итогами подобного исследования, проводившегося 10 лет назад — в 2010 г. Исследуются причины изменений ответов подростков за прошедшие 10 лет.

Ключевые слова: женщины-солдаты, вооруженные силы, гендерный стереотип, поколение Z.

Споры о роли женщины в обществе, ее предназначении и социальном положении существовали во все времена. При этом вопрос о возможности прохождения женщинами военной службы был одним из наиболее острых.

Наверное, каждый народ может похвастаться женщинами-воинами. Всем известны своими подвигами легендарные древнегреческие амазонки; героиня Столетней войны Жанна д’Арк, которая освобождала города, вселяя во французскую армию веру в победу; знаменитая белорусская княгиня Анастасия Слуцкая, мужественно сражавшаяся против татар в XVI в.; национальная героиня Индии Лакшми-бай, одна из руководителей сипайского восстания XIX в.; «кавалерист-девица» Надежда Дурова, героиня Отечественной войны 1812 г., первая в русской армии женщина-офицер и др.

Но почти в любом обществе мужчины уверяли, что война — не женское дело и что они не любят «амазонок». Это привело к возникновению гендерного стереотипа в рамках так называемой теории «трех К» (нем. Kinder, Küche, Kirche ; рус. дети, кухня, церковь ), предписывающего женщине заниматься только воспитанием детей, домашним хозяйством и посещать церковь.

Тем не менее, проблема присутствия женщин в вооруженных силах в целом и их участия в вооруженных конфликтах в частности, особенно стала привлекать международное внимание в конце XX века, когда эти явления получили заметное распространение в целом ряде стран мира. Правительства многих государств весьма активно стали использовать девушек и женщин в качестве солдат. В XXI веке с выходом терроризма на первое место в списке угроз международной безопасности данная проблема приобрела еще большую остроту в связи с появлением террористок-смертниц. Таким образом, проблема призыва женщин в армию, исследуемая в статье, является довольно актуальной.

Данная проблема заинтересовала меня еще и тем, что я учусь в специализированном правовом классе. В будущем мы видим себя сотрудниками правоохранительных органов и, прежде всего, милиции. Однако в моем классе из 20 учащихся всего 2 юношей. Я задумалась, почему современных девушек так привлекает служба в силовых структурах? Обратившись к своему учителю обществоведения, который работает с правовыми классами почти 20 лет, я узнала, что тенденция к сокращению количества юношей была характерной на протяжении всего этого времени. Более того, эта проблема десять лет назад изучалась под его руководством одной из учащихся в исследовательской работе. Познакомившись с ее результатами, я решила сравнить их с ответами моих сверстников — представителей поколения Z. Анализ результатов опросов подростков в 2010 и 2020 годах лег в основу данной статьи.

Современные вооруженные силы большинства стран уже немыслимы без представительниц прекрасного пола, хотя чаще всего женщины не принимают непосредственного участия в боевых действиях.

В настоящее время обязательный призыв в армию для женщин существует в Израиле, Северной Корее, Мьянме, Норвегии [3]. Конечно, уникальной среди всех других армий является Армия обороны Израиля: в ней проходят службу большинство женщин страны. При этом они приняли активное участие в защите страны уже во время первой войны за независимость в 1948 г. Что касается Норвегии, нетрудно догадаться, что женский призыв здесь был введен не из-за нехватки военнослужащих, а скорее для обеспечения равноправия полов [2]. В ряде стран допускается призыв женщин на военную службу, но с очень жесткими ограничениями (Малайзия, Китай и др.).

В целом, женщины входят в состав вооруженных сил в 55 странах и составляют от 1,8 % всей численности военнослужащих (в польской армии) до 33 % (в израильской) [1].

На данный момент в белорусской армии более 4 тыс. военнослужащих-женщин. Это примерно 8 % от численности всего личного состава Вооруженных сил страны. При этом более 600 из них носят офицерские погоны (в том числе 9 — полковники), более 2,3 тыс. проходят службу по контракту на должностях солдат и сержантов, порядка 1 тыс. — прапорщики [4]. Большинство из них служат в должностях военных врачей, психологов, переводчиков, юристов и связистов.

Однако до сих пор отсутствует четкий и однозначный ответ на вопрос о совместимости женщин и военной службы и, следовательно,нет единого мнения о моральной стороне данной проблемы. Причиной этому служит то, что резко противоположно расходятся мнения о необходимости женского присутствия в армии: если даже в мирное время женщина на военной службе воспринимается как явление необычное, то в боевой обстановке — уже как явление чрезвычайное. И в общественном сознании оно остается именно таковым: об этом свидетельствуют итоги опроса среди старшеклассников нашей школы, большинство которых по-прежнему придерживается традиционных взглядов на роль и место женщины в обществе и считают нецелесообразной армейскую эмансипацию. Тем не менее, за последнее десятилетие в сознании поколения Z отношение к присутствию женщин в армии становится более мягким и терпимым, о чем свидетельствует сравнение результатов опросов 2010 и 2020 годов.

Респонденты отвечали на следующие вопросы:

1. Как Вы относитесь к тому, что в войнах и вооруженных конфликтах участвуют женщины?

2. Считаете ли Вы правомерным участие женщин в вооруженных конфликтах вообще?

3. Становится ли война гуманнее, если в ней участвуют женщины?

4. Какие причины могут заставить женщину взять в руки оружие и идти воевать?

5. Какие последствия для женщин может иметь их участие в войне?

6. Какие причины заставляют женщин в наши дни идти служить в армию?

В 2010 г. в опросе участвовало 45 человек, из них 23 человека — девушки, 22 — юноши. В 2020 г. на вопросы отвечали 78 старшеклассников, из них 55 человек — девушки, 23 — юноши.

Во время последнего опроса было выяснено, что 30,9 % девушек и 43,5 % юношей отрицательно относятся к участию женщин в вооруженных конфликтах. При этом 51 % девушек и 43,5 % юношей-респондентов считают присутствие женщин на войне правомерным. В то же время 65,3 % девушек и 76,2 % юношей полагают, что война не станет гуманнее, если в ней участвуют женщины. Однако 60,4 % девушек и 70 % юношей не знают, какими международными правовыми документами регулируется участие женщин в войнах и вооруженных конфликтах.

За прошедшие 10 лет количество отрицательно относящихся к участию женщин в вооруженных конфликтах уменьшилось — в 2 раза среди девушек (с 65,2 до 30,9 %) и в 1,5 раза среди юношей (с 63,6 до 43,5 %). Одновременно выросло число подростков, положительно относящихся к этому явлению (среди девушек с 30,4 до 38,2 %, среди юношей с 22,7 до 34,8 %), а также затрудняющихся сделать выбор (таблица 1).

Таблица 1

Как Вы относитесь к тому, что в войнах участвуют женщины? (в %)

Варианты ответов

Девушки

Юноши

2010 г.

2020 г.

2010 г.

2020 г.

Положительно

30,4

38,2

22,7

34,8

Отрицательно

65,2

30,9

63,6

43,5

Затрудняюсь ответить

4,3

30,9

13,7

21,7

Более чем в 2 раза увеличилось число юношей, считающих правомерным участие женщин на войне (с 18,2 до 43,5 %), и почти в 2 раза уменьшилось количество тех, кто не согласен с этим (с 63,6 до 39,1 %). Интересно, что мнение девушек за 10 лет практически не изменилось (таблица 2).

Таблица 2

Считаете ли Вы правомерным участие женщин в вооружённых конфликтах? (в %)

Варианты ответов

Девушки

Юноши

2010 г.

2020 г.

2010 г.

2020 г.

Да

52,2

51

18,2

43,5

Нет

30,4

31,4

63,6

39,1

Затрудняюсь ответить

17,4

17,6

18,2

17,4

Возможно, увеличение числа опрошенных, относящихся к участию женщин в вооруженных конфликтах положительно и считающих это правомерным явлением, можно объяснить все более распространяющимися в обществе идеями гендерного равенства, а также героизацией женщин-участниц боевых действий в современных кинофильмах. Вспомним в этой связи недавно снятые фильмы о снайпере Людмиле Павличенко «Битва за Севастополь» и о создательнице женского «батальона смерти» Марии Бочкаревой «Батальонъ», а также целый ряд сериалов («Снайпер-2. Тунгус», «Не покидай меня» и др.). Не исключено и влияние советских фильмов и, прежде всего, знаменитой картины «А зори здесь тихие» о девушках, которые ценой своих жизней уничтожили отряд немецких диверсантов.

Что касается вопроса о том, станет ли война гуманнее, если в ней будут участвовать женщины, то за 10 лет количество положительно ответивших на него девушек увеличилось в 2 раза (с 8,7 до 18,4 %), а юношей во столько же раз уменьшилось (с 31,8 до 14,3 %). Можно объяснить эти изменения высказываниями современных феминисток о том, что женщины-солдаты больше мужчин склонны к состраданию и что это может способствовать уменьшению жестокости конфликтов. Однако данное утверждение, по моему мнению, звучит не слишком убедительно: настоящие женщины-военные так не рассуждают — они солдаты, которые выполняют приказ, и точка (таблица 3).

Таблица 3

Становится ли война гуманнее, если в ней участвуют женщины? (в %)

Варианты ответов

Девушки

Юноши

2010 г.

2020 г.

2010 г.

2020 г.

Да

8,7

18,4

31,8

14,3

Нет

87

65,3

68,2

76,2

Затрудняюсь ответить

4,3

16,3

0

9,5

По мнению 32,7 % девушек и 39,1 % юношей, наиболее вероятной причиной, которая может заставить женщину взять в руки оружие и идти воевать, является ее потребность защитить семью, детей, близких. При этом 34,6 % девушек и 34,8 % юношей видят в качестве основного мотива участия женщин в войнах их стремление защищать свою страну. В то же время 10,9 % девушек и 13,1 % юношей считают такой причиной месть за гибель родных. Кроме того, респондентами назывались такие ответы, как личное желание, нехватка мужчин-солдат в армии и др. (таблица 4).

Анализируя изменения в ответах, произошедшие за десять лет, бросается в глаза тот факт, что среди причин, которые могут заставить женщину взять в руки оружие и идти воевать, на первое место выходят патриотические чувства. При этом количество опрошенных, давших именно этот вариант ответа, возросло практически в 3 раза как среди девушек (с 13 до 34,6 %), так и среди юношей (с 9 до 34,8 %). Возможно, это связано с тем, что в 2020 г. ответы давало поколение, которое считает, что Беларусь бесповоротно состоялась как независимое государство и защищать нужно, прежде всего, нашу страну. В то же время снижается количество подростков, назвавших в качестве главной причины месть, особенно среди юношей (с 36,4 до 13,1 %).

Таблица 4

Какие причины могут заставить женщину взять в руки оружие и идти воевать? (в %)

Варианты ответов

Девушки

Юноши

2010 г.

2020 г.

2010 г.

2020 г.

Защищать детей, семью

34,8

32,7

27,3

39,1

Патриотизм

13

34,6

9

34,8

Личное желание

8,7

10,9

8,7

Недостаток мужчин-солдат

4,3

7,3

4,3

Месть

17,4

10,9

36,4

13,1

Любовь с детства к армии

4,3

Доказать равенство с мужчиной

4,3

Деньги

8,7

Военнообязанная

3,6

Отсутствие духовных ценностей

4,5

Новые ощущения

4,5

Затрудняюсь ответить

4,3

18,2

Что касается возможных последствий, которые могут иметь место для женщин в случае их участия в войне, то таковыми назывались их ранняя смерть (25 % девушек и 28,6 % юношей), потеря женских и материнских качеств (12,5 % девушек и 14,3 % юношей), нарушения психики (25 % девушек и 33,3 % юношей), инвалидность (35,4 % девушек и 23,8 % юношей). При этом обращает на себя внимание то, что психологические травмы и инвалидность как последствия участия в боевых действиях преобладают над таким, казалось бы, очевидным их итогом, как гибель женщины. Отмечалось также, что участие в войне лишает женщин личной жизни, но зато приносит почести после смерти (таблица 5).

За прошедшие десять лет число опрошенных, назвавших указанные выше последствия, выросло, причем как среди девушек, так и среди юношей. Однако на этом фоне выделяется мнение юношей, не считающих раннюю смерть на войне основным последствием. Их число уменьшилось в 2 раза (с 59,2 до 28,6 %). Возможно, это связано с изменениями, происходящими в характере современных боевых действий, приносящих не столько гибель солдат, сколько именно увечья.

Таблица 5

Какие последствия для женщин может иметь их участие в войне? (в %)

Варианты ответов

Девушки

Юноши

2010 г.

2020 г.

2010 г.

2020 г.

Смерть

17,4

25

59,2

28,6

Психологическая травма

17,4

25

13,6

33,3

Инвалидность

13

35,4

18,2

23,8

Потеря женских и материнских качеств

43,5

12,5

9

14,3

Дети-сироты

2,1

Недостаток времени на личную жизнь

4,3

Почести после смерти

4,3

Среди причин, заставляющих женщин в наши дни добровольно идти служить в армию, назывались их желание заработать (14,3 % девушек и 33,3 % юношей), стремление к равноправию с мужчинами (16,7 % девушек и 26,7 % юношей), различные личные мотивы, в том числе и получить определенные льготы (28,6 % девушек и 20 % юношей), семейные традиции, любовь к военной службе и стремление защищать свою страну (33,3 % девушек и 20 % юношей). Кроме того, 7,1 % девушек полагают, что женщины идут в армию из-за любопытства и желания острых ощущений (таблица 6).

Если сравнить эти результаты с аналогичными данными 10-летней давности, то на первый план выходят такие мотивы, как стремление женщин к равноправию с мужчинами, а также патриотические чувства и семейные традиции. Существенный рост выбора именно этих ответов наблюдается как у девушек, так и у юношей. В то же время такой ответ, как желание заработать, хоть и растет, но незначительно. Я бы объяснила это относительно стабильным ростом экономики за последнее десятилетие, способствующим повышению финансового благополучия не только путем военной службы, но и реализацией себя в других сферах.

Таблица 6

Какие причины заставляют женщин в наши дни идти служить в армию? %)

Варианты ответов

Девушки

Юноши

2010 г.

2020 г.

2010 г.

2020 г.

Личное желание

34,8

28,6

9,5

20

Поиск работы

13

14,3

27,3

33,3

Стремление к равноправию

13

16,7

18,2

26,7

Патриотизм, любовь к военному делу, продолжение традиций

17,3

33,3

9

20

Любопытство, желание острых ощущений

8,8

7,1

9

Льготы

4,3

9

Слабость мужчин, их нежелание служить в армии

17,3

4,5

Показать свое превосходство над мужчинами

13,5

Таким образом, несмотря на то, что в обществе нет единого мнения о моральной стороне использования женщин в армии, данные выводы подтверждают массовый характер изученной проблемы, следовательно, мнение о женщине исключительно как о домохозяйке и воспитательнице детей является гендерным стереотипом.

Литература:

  1. Андерсон, Ш. Незамеченные и проигнорированные: женщины-воины и девушки-воины / Ш. Андерсон. — URL: http://www.ifor.org/WPP/CTL-23_Rus.pdf (дата обращения: 28.10.2020).
  2. Армейский эксперимент в Норвегии. — URL: https://magesqueen.livejournal.com (дата обращения: 28.10.2020).
  3. Женщины в армиях мира и на полях сражений — URL: http://womennet.am/RU (дата обращения: 28.10.2020).
  4. Сколько всего женщин служит в белорусской армии? — URL: http://www.aif.by/dontknows (дата обращения: 28.10.2020).


Ключевые слова

гендерный стереотип, вооруженные силы, поколение Z, женщины-солдаты

Похожие статьи

Мотивация профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта, на примере сотрудников Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края

В статье анализируется особенности мотивации профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта. В качестве выборки исследования выступили сотрудники Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края. В статье дано обос...

Запрет на использование гаджетов в школе: за и против

В данной статье исследуется влияние запрета на использование гаджетов в образовательных учреждениях на результаты учебного процесса. Показывается возрастающая с каждым годом актуальность этой проблемы. Приводятся сравнительные данные различных отечес...

Особенности построения урока английского языка в формате Station Rotation для различных возрастных групп

В статье автор изучает особенности проведения уроков английского языка в формате Station Rotation, а также исследует пути повышения эффективности работы на уроке в условиях индивидуальной работы и работы в малых группах. Приводятся практические реком...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Криминологическая характеристика семейного насилия: виктимологические аспекты, проблемы и меры противодействия в Российской Федерации

На сегодняшний день в России проблема насилия в семье привлекает все больше внимание общества. В статье приводится исследование института семьи, в результате которого автор приводит к виктимологическим аспектам насильственных преступлений, совершаемы...

Исследование межпоколенных конфликтов в российской науке (2008–2018 гг.): библиометрический анализ

В статье представлен библиометрический анализ диссертационных исследований на тему межпоколенных конфликтов в России и приведены его результаты. Объектом изучения стали диссертационные исследования, выполненные в России в период с 2008 по 2018 гг. Це...

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации

В статье приводятся результаты диагностического исследования тревожности у детей младшего школьного возраста в период адаптации. Изучаются причины ее возникновения. Проведенное исследование позволяет выделить причины возникновения тревожности у младш...

Уровень мотивации студентов к обучению

В статье проводится анализ уровня мотивации студентов 2, 3 и 4 курсов специальности «Управление персоналом» к обучению в вузе. Мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — основана на личностных предпочтениях студента, сформированных до ...

Искусственный интеллект и безопасность в современных возможностях

В основе данной статьи лежит обзор современных тенденций защиты информации и области применения в промышленности и правительстве на стыке искусственного интеллекта и области безопасности. В дополнение к акценту на текущем использовании (ни в коем слу...

Похожие статьи

Мотивация профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта, на примере сотрудников Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края

В статье анализируется особенности мотивации профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта. В качестве выборки исследования выступили сотрудники Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края. В статье дано обос...

Запрет на использование гаджетов в школе: за и против

В данной статье исследуется влияние запрета на использование гаджетов в образовательных учреждениях на результаты учебного процесса. Показывается возрастающая с каждым годом актуальность этой проблемы. Приводятся сравнительные данные различных отечес...

Особенности построения урока английского языка в формате Station Rotation для различных возрастных групп

В статье автор изучает особенности проведения уроков английского языка в формате Station Rotation, а также исследует пути повышения эффективности работы на уроке в условиях индивидуальной работы и работы в малых группах. Приводятся практические реком...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Криминологическая характеристика семейного насилия: виктимологические аспекты, проблемы и меры противодействия в Российской Федерации

На сегодняшний день в России проблема насилия в семье привлекает все больше внимание общества. В статье приводится исследование института семьи, в результате которого автор приводит к виктимологическим аспектам насильственных преступлений, совершаемы...

Исследование межпоколенных конфликтов в российской науке (2008–2018 гг.): библиометрический анализ

В статье представлен библиометрический анализ диссертационных исследований на тему межпоколенных конфликтов в России и приведены его результаты. Объектом изучения стали диссертационные исследования, выполненные в России в период с 2008 по 2018 гг. Це...

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации

В статье приводятся результаты диагностического исследования тревожности у детей младшего школьного возраста в период адаптации. Изучаются причины ее возникновения. Проведенное исследование позволяет выделить причины возникновения тревожности у младш...

Уровень мотивации студентов к обучению

В статье проводится анализ уровня мотивации студентов 2, 3 и 4 курсов специальности «Управление персоналом» к обучению в вузе. Мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — основана на личностных предпочтениях студента, сформированных до ...

Искусственный интеллект и безопасность в современных возможностях

В основе данной статьи лежит обзор современных тенденций защиты информации и области применения в промышленности и правительстве на стыке искусственного интеллекта и области безопасности. В дополнение к акценту на текущем использовании (ни в коем слу...

Задать вопрос