Ключевые слова: поэзия И. А. Бунина, цветовые символы, слова со значением цвета, изображение времён года, развёрнутые метафоры, философские мотивы, поэтический образ.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И. А. Бунин
Иван Алексеевич Бунин — великий поэт и писатель, яркий представитель литературы Серебряного века, первый из русских литераторов лауреат Нобелевской премии. В 1920 году он покинул Россию и более тридцати лет (до самой смерти) прожил за рубежом. В 1933 году, в ответном слове на церемонии вручения Нобелевской премии, Бунин сказал о том, что впервые такая высокая награда вручается изгнаннику. С волнением он записал в то время: «…всё новые и новые приветственные телеграммы чуть не из всех стран мира, — отовсюду, кроме России» [2, с. 302]. В этих словах звучит тоска по Родине и надежда, что придёт время, когда и на любимой земле он будет известен и любим.
Сегодня проза И. А. Бунина изучена. Некоторые рассказы писателя включены в школьную программу. Поэзия же И. А. Бунина изучена меньше, чем проза. Поэтому объектом моего исследования стали тексты стихотворений И. А. Бунина .
Цель моей работы: определить роль цвета в стихотворениях И. А. Бунина (с какой целью поэт использует цвет и что каждый конкретный цвет символизирует).
Предмет исследования: слова разных частей речи со значением цвета и их роль в создании художественных образов.
Свою работу считаю нужной и актуальной, так лирика И. А. Бунина мало исследована.
Методы исследования: сбор и систематизация информации о поэте, сравнительный и сопоставительный методы, метод комплексного анализа стихотворного текста, анализ критических статей, копий рукописей и документов.
Стихотворения поэта о природе и временах года наполнены красками. Здесь цветовая палитра необычайно широка: все оттенки любимого поэтом синего цвета, зелёного, лилового и лазурного, красного и багряного, белого и жёлтого, серого и чёрного… Кажется, что нет такого цвета, который не использует в стихотворениях этой тематики И. А. Бунин. Рассмотрим, какую роль играет цвет в создании поэтического образа, как цвет раскрывает смысл стихотворения.
Больше всего И. А. Бунин пишет об осенней природе, описывая её, словно художник красками:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…
(«Листопад» [2, с.324])
Сравнение «точно терем расписной» вводит читателя в область сказки. Разноцветье листьев с использованием поэтом золотого цвета создаёт ощущение праздника, слова как будто переливаются и сверкают, наполняя душу радостью от соприкосновения с осенним лесным пейзажем. Поляна «светлая» — возможно, этот свет не от солнечных лучей, а от игры раскрашенных осенью листьев деревьев. Бунин любуется этими красками; как живописец он выбирает сочетающиеся друг с другом цвета, которые в совокупности дают зрительный образ. Необычные метафоры и сравнения передают чувство радости:
О радость красок! Снова, снова
Лазурь сквозь яркий жёлтый сад
Горит так дивно и лилово,
Как будто ангелы глядят.
(«О радость красок!»: [2, с.381])
Интересно, что в описание поздней осени поэт использует тёмные цвета, более холодные, даже чёрный, а жёлтый цвет Бунин превращает в «лимонный»:
И, под дождём осенним тлея,
Чернеет темная листва…
(«Не видно птиц. Покорно чахнет…» [1, с.312])
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в траве лимонной…
[2, с.312]
Лимонный цвет добавляет в пейзаж горьковатый привкус, чуть грустные, зимние нотки.
Огромное впечатление произвело на меня стихотворение И. А. Бунина «Настанет день — исчезну я». Оно начинается с описания «пустой комнаты», в которой, как кажется, ничего нет, кроме стола, скамьи и старинного образа. Первый стих наполнен грустью и безысходностью:
Настанет день — исчезну я…
(«Настанет день — исчезну я» [1, с.76])
Поэт выбирает именно слово «исчезну». Поразительно, что именно эти же слова читаем в стихотворении М. Цветаевой «Реквием»:
Настанет день, когда и я исчезну…
(«Реквием»)
Но Цветаева тут же добавляет важное продолжение — «с поверхности земли». У Бунина этого дополнения нет, лирический герой исчезнет, однако остаётся какая-то недосказанность. Исчезнет откуда? Из жизни? Из комнаты? Его не будет в комнате, где останется стол, так же будет стоять скамья, а его не будет. Над обычными предметами быта автор помещает старинный образ, ассоциирующийся с молитвой, верой и вечностью. А в вечности нельзя исчезнуть. Древняя икона наполняет стихотворные строки глубоким философским смыслом: смерти нет, есть вечность. Далее Бунин пишет, что в комнату будет прилетать бабочка, она символизирует жизнь, показана в движении:
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку –
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку…
Удивительно, что Бунин пишет «голубому потолку». Думаю, что в простом доме потолок обычно был белым, но поэт раскрашивает его оттенком своего любимого синего цвета. Голубой цвет потолка незаметно сливается к финалу стихотворения с цветом неба:
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно…
Читатель уже видит не потолок, а небесную ширь. Чтобы усилить впечатление от бесконечности неба, в последних строках появляется синева моря. Таким образом, оттенки синего цвета, постепенно сгущаясь, расширяют пространство до бесконечности, заставляют задуматься о вечных человеческих ценностях.
Рисунки Комогоровой Анфисы к стихотворениям И. А. Бунина: «Листопад» и «Настанет день — исчезну я…»
На мой взгляд, стихотворения И. А. Бунина — одни из самых жизнеутверждающих произведений русской литературы.
В дальнейшем я планирую выпустить сборник стихотворений И. А. Бунина со своими иллюстрациями.
Литература:
- Бунин И. А. Полное собрание стихотворений, романов и повестей в одном томе. — М.: Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2018.
- Бунин И. А. Собрание сочинений в 4 т. Т.4: Окаянные дни: Дневник; Воспоминания: Автобиографические заметки; Стихотворения. — М.: Литература, Мир книги, 2004
- Замятин Е. Техника художественной прозы // Литературная учёба, 1988.- № 6.