В данной статье рассматривается концепция взаимосвязи викторианской литературы и романа Л. М. Олкотт «Маленькие женщины». Обосновывается идея, что в произведении явно наблюдается специфика викторианской литературы, поскольку наличествует взаимосвязь с некоторыми факторами: возраст главных героев, социальный статус, образы второстепенных персонажей, несущих добродетель, а также концепт джентльменства в романе.
Ключевые слова: викторианство, викторианская литература, Луиза Мей Олкотт , Маленькие женщины, Ярмарка тщеславия, джентльменство, Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, Джейн Остен, Оскар Уайльд, Гордость и предубеждение.
В английской литературе XIX века понятия «викторианство» и «викторианский роман» играли достаточно важную роль, поскольку оставили в сознании англичан определенное представление о нерушимости традиций, значимости демократии и моральной философии. B первую очередь «викторианский роман» — это не просто огромное трехтомное произведение (по тем временам его печатали небольшими частями в журналах), но и прежде всего книга воспитания, в которой изображаются попытки героя понять самого себя, найти свое место в обществе. Неслучайно энциклопедия Британика отмечает, что в литературе данного периода «неизбежным было самопознание личности» [4]. Исходя из этого можно выявить черты и эстетику «викторианского романа» не только в английской литературе, но и в американской на примере первой книги трилогии, ставшей вновь популярной благодаря новой экранизации, — Л. М. Олкотт (Louisa May Alcott, 1832–1888) «Маленькие женщины».
В произведении явно наблюдается специфика викторианской литературы, поскольку наличествует взаимосвязь с некоторыми факторами: 1) возраст главных героев; 2) социальный статус; 3) хронотоп места; 4) образы второстепенных персонажей, несущих добродетель; 5) концепт джентльменства в романе и т. д. Для начала необходимо отметить, что главные герои Мег, Джо, Бесс и Эми являются не просто по возрасту юными девушками, по сути детьми, как и главные герои викторианских романов (Оливер Твист, Пип и др.), но и теми, кто вынужден пребывать в нищете, т. е. находиться внизу социальной лестницы. Данная концепция более чем характерна для популярного жанра романа-воспитания и английской литературы, где большинство главных героев либо происходят из обедневших семей (Элизабет Беннет, Николас Никльби, Эмилия Седли), либо же являются сиротами (Джейн Эйр, Пип, Бекки Шарп). Не стоит забывать и о том, что сестры Марч, подобно истинным викторианцам, мечтают «выбиться в люди» и презирают свой социальный статус. Доказательством могут послужить слова Мег: «Как это отвратительно — быть бедным» [3, с. 7]. Именно поэтому они живут не в городе, а в сельской местности, что также характерно для английской литературы, поскольку в любом викторианском романе доминирует тезис: «жизнь за городом — идеал викторианца» [2, с. 32]. Стоит отметить тот факт, что, как и во многих произведениях Ч. Диккенса, У. Теккерея, О. Уайльда и многих других викторианцев, здесь присутствует дальний родственник (дядя или тетя), обладающий крупным состоянием/доходом, но не желающий делиться им в силу своих амбиций, скупости и напускной благонравственности. В романе «Маленькие женщины» таким персонажем является тетушка Марч, которая по характеру сварлива, излишне принципиальна, обидчива. Такой персонаж не способен понять или пережить какие-либо духовные глубокие чувства, руководствуясь лишь «материальной составляющей жизни». Достаточно важной для анализа является сцена помолвки мистера Брука и Мег, когда тетушка Марч высказывает свою позицию: «Так-то вы принимаете мой совет, мисс! Ты пожалеешь об этом, когда попытаешься найти рай в шалаше и потерпишь полную неудачу» [3, с. 374]. В данном случае тетушку Марч можно сравнить с дальними родственниками из других викторианских произведений, к примеру, с Ральфом Никльби, который считает, что состоятельный человек и есть величайший человек в обществе (Ч. Диккенс «Жизнь и приключения Николаса Никльби»), и леди Брэкнелл, не допускавшей и мысли о помолвке дочери с человеком, находящимся ниже по социальному статусу (О. Уайльд «Как важно быть серьезным»).
Помимо этого, достаточно важным фактом в романе является отсутствие отца (пассивная роль) и наличие соседей мужского пола. Лори и его дедушка, которые являются помощниками, несут добродетель и оказывают всяческую помощь (активная роль). Здесь можно проследить отсылку и провести параллель с романом Дж. Остен «Гордость и предубеждение», в котором наблюдается в какой-то степени похожая модель:
Гордость и предубеждение |
Маленькие женщины |
|
|
Говоря о «Маленьких женщинах» Л. М. Олкотт, необходимо отметить, что в данном произведении можно выявить не одну, а множество отсылок к викторианским романам известных писателей той эпохи. Помимо отсылки к роману Дж. Остен «Гордость и предупреждение» можно проследить взаимосвязь с романом У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», поскольку 9-я глава «Маленьких женщин» называется «Мэг на ярмарке тщеславия». Рассматривая 10-ю главу, вполне возможно обнаружить взаимосвязь с первым романом Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба», поскольку главные герои решили создать собственный клуб, примерив на себя образы мистера Пиквика, мистера Уинкля, мистера Снодграсса и мистера Тапмена. Достаточно важной составляющей во многих викторианских романах (в основном к произведениям Ч. Диккенса) является концепт джентльмена: доминирующая идея, встречающаяся в любом викторианском романе. Поэтому следует упомянуть, что именно образ юного Лори является образом настоящего джентльмена. Как отмечает А. А. Гаспаров, джентльмен — это «благородный, порядочный, воспитанный человек, обладающий прекрасными манерами и тщательно следящий за строгостью и изяществом своего костюма, внешнего вида и поведения» [1]. Таким является и Лори, который в столь раннем возрасте обладает чуткой отзывчивой душой, разумен и деятелен, а также умеет с успехом находить выход из трудных ситуаций и помогать всем членам семьи Марч — от самой маленькой Эми до родителей и даже строгой тетушки. Также можно добавить, что настоящий джентльмен должен быть образован и умен, к чему Лори стремится, поскольку старается читать много книг, а также «прилежно занимается» [3, с. 53]. Помимо этого, одна из сестер характеризует его именно как джентльмена: «мне нравятся его манеры, он выглядит как настоящий юный джентльмен» [3, с. 42]. Доказательством также может послужить 12-я глава, в которой главные героини идут на прогулку с Лори и его английскими друзьями. Джо очень сильно возмущена, что друг Лори не придерживается правил честной игры, что дает еще одну отсылку к викторианской эпохе, в которой англичане «следовали принципам честной игры, а всякий, кто пытался нарушить их незыблемость, неизменно вызывал осуждение» [2, с. 38].
В заключении всего вышесказанного можно сделать вывод, что американский роман Л. М. Олкотт «Маленькие женщины» является достойным образцом английской викторианской литературы XIX века, поскольку на протяжении всего произведения прослеживаются принципы, стилистика и черты романа-воспитания, схожие модели поведения главных героев, а также множество отсылок к знаменитым шедеврам английской литературы.
Литература:
- Гаспаров, А. А. Трансформация образа джентльмена в английском обществе и викторианской культуре / А. А. Гаспаров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — URL: https://moluch.ru/archive/318/72516/
- Зброжек Е. В. Викторианство в контексте культуры повседневности // Изв. Урал. гос. ун-та. — Екатеринбург, 2005. — № 9. — C. 28–44
- Л. М. Олкотт «Маленькие Женщины» [Перевод с английского М. Ю. Батищевой] Москва: издательство АСТ 2020–384с.
- Encyclopedia Britannica.URL:https://www.britannica.com/event/Victorian-era