Илья Ефимович Репин — выдающийся русский художник, профессор, педагог. Являлся членом Императорской Академии художеств. Работая в стиле «реализм», художник оставил после себя большое количество работ, высоко оцениваемых по всему миру. В настоящей статье будут рассмотрены особенности его деятельности и творчества.
Ключевые слова: Илья Репин, художник, педагог, творчество.
Илья Ефимович Репин (24.07.1844–29.09.1930) известен всему миру как художник. Его произведения имеют известность и признание по всему миру. Творческий потенциал художника проявился еще с детских лет. В юношеские годы подрабатывает помощником иконописца, где обучается художественному мастерству. В 1863 году он поступил в Академию Художеств в Санкт-Петербурге, где усиленно изучает академические дисциплины в области рисунка, анатомии и прочих сфер [2].
Уже в те годы работы художника были высоко оценены как среди специалистов, так и среди обычных зрителей. В студенческие годы именно написание картин приносило художнику доход. В то время он создавал жанровые работы, также пробовал себя в создании портретов.
За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.
Во время трехлетней поездки посетил Италию, Англию, долгое время жил во Франции, где обучался стилю импрессионистов, однако для себя этот стиль не перенял, поскольку посчитал его слишком легковесным.
После возвращения в Россию художник активно работает над новыми произведениями. Работы, выполненные в этот период, делают его одним из самых знаменитых художников страны [1].
В 1885 году на выставке художников Репин выставил собственное произведение «Иван Грозный убивает своего сына». К тому же периоду относится работа «Не ждали», портреты Павла Третьякова и Льва Толстого.
В 1892 году его работы появились на выставке Академии художеств, где помимо его выставлялись работы Ивана Шишкина. На этой выставке художник показал работу «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», над которой он трудился на протяжении 11-ти лет. Данное полотно было приобретено императором Александром III. Также на данной выставке была представлена работа «Крестный ход в Курской губернии» [5].
В 1894 году Илья Репин становится преподавателем Академии художеств, где преподает на протяжении 13-ти лет: до 1907 года. Репин проявил себя в качестве чуткого и внимательного педагога. На начальных этапах обучал студентов тщательному исследованию анатомии и строения человеческого тела, не подавлял творческий потенциал студентов. Не беспокоил их за работой, однако всегда был в точности осведомлен о прогрессе своих учащихся.
В самой мастерской также много работал, создавая новые произведения. Тактично выражал свое мнение касательно необходимых корректировок, активно использовал похвалу, где это уместно [4].
Рекомендовал своим студентам активно посещать выставки и музеи, а также много работать с эскизами. Для тренировки изображения человека, советовал студентам создавать автопортреты, как наиболее доступную модель. Активно поощрял успехи студентов в работе над различными стилями, признавая их превосходство над собственными навыками, поощрял поиски собственного стиля и выработку новой манеры написания картин.
Илья Репин любил общаться с выдающимися деятелями того времени, создавая при этом их портреты. Много исторических изображений им было сделано на заказ, по мотивам исторических событий.
Он стремился изобразить различные аспекты жизни, исторических лиц, природу. Самыми его известными работами можно назвать: «Бурлаки на волге» (1873); «Садко в подводном царстве» (1876); «Крестный ход» (1883); «Иван Грозный и его сын» (1885); «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1885); Портреты Третьякова, Мусоргского, «Не ждали» (1888); «Торжественное заседание Государственного Совета» (1904) [3].
Полотна художника отмечаются значительной точностью в передаче изображения, он не приветствовал злоупотребление красочностью, предпочитая соблюдение потной идентичности с объектом изображения.
Помимо художественной деятельности, Илья Репин занимался написанием мемуаров, которые, он составил сборник очерков «Далёкое близкое», который был подготовлен к печати в 1915 году, но вышел в свет только через 7 лет после смерти автора — в 1937 году. В процессе написания текста он стремился передавать эмоции тех людей, которых он описывал, а также достоверно и ясно передавать собственную мысль.
Художник всячески поощрял развитие искусства во всех его проявлениях: литература, театр, музыка. Он активно содействовал развитию театров, учреждений культуры, выставок и музеев, нередко бесплатно отдавая собственные работы.
Таким образом, Илья Ефимович Репин проявлял активную жизненную позицию, был всемирно-известным художником, педагогом, а также общественным деятелем.
Литература:
- Востриков, В. Н. И. Е. Репин: волжское бурлачество / В. Н. Востриков. — Самара: Издательский дом «Агни», 2014. — 108 с.
- Кравченко В. И. И. Е. Репин в живописи и в росчерке пера: «художественный» нарратив / В. И. Кравченко // Инновационная наука — № 4–2020. — С. 120–125.
- Маненок А. Ю. Художник и время (на примере творчества И. Е. Репина). Диалектика взаимопроникновения / А. Ю. Маненок // Вестник МГУКИ — № 3 (29) — 2009. — С. 230–232
- Скоробогачева Е. А. И. Е. Репин: ступени эволюции графического творчества / Е. А. Скоробогачева // Общество. Среда. Развитие. — № 1–2015. — С. 87–93.
- Эрнст С. Р. Илья Ефимович Репин. — Л.: Комитет популяризации художественных изданий, 1927. — 137 с.