Исторические события через призму живописи Франсиско Гойи | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Высокая научная новизна

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (44) март 2021 г.

Дата публикации: 11.02.2021

Статья просмотрена: 441 раз

Библиографическое описание:

Пономаренко, Г. С. Исторические события через призму живописи Франсиско Гойи / Г. С. Пономаренко, Э. П. Соболева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 3 (44). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2349/ (дата обращения: 19.12.2024).



Во второй половине XVIII века Испания испытывает изменение духовного климата в стране. Это связано с сильным влиянием идей Просвещения. Все это не могло не сказаться на развитии искусства. Урбанизация, оживление мануфактурного производства и торговли создали благоприятные материальные условия для художественного творчества: видоизменялась городская среда, вырос спрос на предметы роскоши, постепенно возрождалось меценатство. Круг заказчиков и покупателей произведений искусства расширился. Помимо короля, аристократии, церкви к нему примкнули купцы и предприниматели в Мадриде, Барселоне, Валенсии и Кадисе [1].

Возможности XIX века позволили распространить национальную идею среди народных масс. Происходило это с помощью печати, музеев, национальных праздников и символов, монументов и приведения образования к единому образу.

Переплетение отечественных традиций и иностранного влияния определили своеобразие испанской культуры XVIII века. Французские и итальянские художественные веяния, проводником которых была новая династия, преобразили испанское искусство. Испанские мастера постепенно осваивали зарубежные эстетические принципы и технические приемы, переосмысливая представления о красоте, присущи национальному творчеству. В 70–80-е годы классицизм стал вытеснять барокко и превратился в доминирующее стилистическое направление.

Новые формы принес романтизм. Главное для него, в отличие от классицизма, — не подражание античным образцам, а преобразование окружающей действительности [2].

Романтики видят и отображают мир с исторической точки зрения — в постоянном движении, в развитии, в бурных конфликтах, а потому особо чтят национальные традиции и национальное прошлое, у истоков романтизма в живописи стоял Франсиско Гойя [3].

Творчество этого художника, развивавшееся на рубеже XVIII — XIX столетий открывает искусство новой исторической эпохи. В какой бы области ни работал Гойя, всегда его образные решения были отмечены особым, отличным от прошлого, художественным видением мира. С новым временем Гойю связывают прямое отражение и оценка в его искусстве реальных событий жизни, современной ему действительности. Обратившись в своем творчестве к изображению исторической деятельности народных масс, Гойя положил начало развитию исторической реалистической живописи нового времени, когда живопись стала выполнять политическую и воспитывающую функции [4, с.120].

Как ни один из великих мастеров Испании, Гойя воплотил в своем искусстве трагедию и героические чаяния испанского народа, переживавшего в это время один из самых бурных периодов своей истории, ведь в конце первого десятилетия XIX века для Испании настали тяжелые времена. Внутреннее напряжение в стране росло и в конечном итоге привело к острейшему кризису. Король Карлос IV показал себя как слабый и несостоятельный политик, полностью подчинявшийся воле супруги и ее фаворита — главы правительства Мануэля Годоя. Их совместное правление привело к почти полному разорению Испании. Среди народа постепенно зрело недовольство. В 1808 король отрекся от престола в пользу своего сына Фердинанда VII. Умело воспользовавшись неразберихой, возникшей при дележе власти, Наполеон взял в плен молодого правителя, посадил на испанский трон своего брата Жозефа и ввел в страну войска [4, с.44].

Французский император мотивировал свой поступок необходимостью противостоять зреющей революции. Наполеон и его брат Жозеф, в общем-то, искренне хотели избавить испанцев от владычества ретроградов-Бурбонов — предложить им более современную монархию, основанную на передовых идеях французской революции. Король Жозеф пытался быть хорошим монархом для испанцев. Он отменил Инквизицию, ограничил власть церкви и монастырей, пытался провести административную и налоговую реформу, наделить крестьян землей, придать испанской столице более современный архитектурный облик, основал в Мадриде музей изящных искусств и так далее. Жозеф был способен покончить с пережитками Средневековья и вывести страну на передовые позиции, но не сумел.

В 1808 началась кровопролитная война с Францией. 2 мая 1808 г. в Мадриде вспыхнуло народное восстание, жестоко подавленное французскими войсками, которое послужило началом драматической борьбы испанского народа за свою независимость. Регулярная война вскоре перешла в войну партизанскую, народную — так называемую герилью.

Хоть изначально Гойя был поборником идей Просвещения в душной Испании и с завистью и надеждой смотрел на Францию, где в 1789 году началась Великая Революция, пришёл конец монархии, торжествовали свобода, равенство и братство с начала войны его взгляды меняются. Он становится оратором посредством своего творчества.

Одной из самых важных форм наглядной антифранцузской пропаганды в годы войны стали гравюры. Они были дёшевы и просты в исполнении. Эти патриотические изображения активно распространялись в ряде мадридских журналов (таких как el Diario de Madrid (Мадридский дневник), la Gaceta de Madrid (Газета Мадрида)) [5] и имели огромный успех среди испанцев. Самыми известными среди гравюр этого периода стала серия офортов Франсиско Гойи «Бедствия войны» (1810–1820). Эти гравюры не несли яркой политической пропаганды, а в основном отражали личные чувства и впечатления художника о Гражданской войне и разрухе в его стране. Народная трагедия показана им во всей ее беспощадности: это горы трупов, пожары, казни партизан, бесчинства мародеров, муки голода, карательные экспедиции, опозоренные женщины, осиротевшие дети. Все здесь жестокая, страшная правда. «Я это видел», «И это тоже», «Так было» — скупо и гневно подписывает Гойя некоторые листы. Вместе с тем его привлекает не столько документальная точность изображения, сколько создание произведений трагического обобщающего характера. Война для Гойи — это крушение всего гуманного, разумного, человеческого, торжество отвратительной звериной жестокости, а вместе с тем и его надежд которые он видел в революции. Как истинно испанский художник, он решает эту тему с потрясающей, вызывающей содрогание выразительностью. Однако основной пафос серии, ее неувядаемую современность составляет вера Гойи в силы народа, отстаивающего свою честь и свободу [6].

Символичным среди них стал офорт «Правда умерла». Он отразил недовольство Гойи и народа политикой Фердинанда VII, который противился процессу становления национальной идентичности.

В огне войны родилась первая испанская буржуазная революция 1808-- 1814 гг., была принята новая, демократическая конституция. Но в силу отсталости и слабости национальной буржуазии революция носила противоречивый, половинчатый характер. Вскоре после изгнания наполеоновских войск в Испании были восстановлены все учреждения абсолютизма, в том числе и инквизиция. В стране наступили мрачные годы реакции.

Напряжение и смятение, царившие в обществе, Гойя передал в полотне «Колосс» (1808–1810, Музей Прадо, Мадрид). Большую часть композиции занимает фигура гиганта, свирепо сжавшего кулаки и, касаясь грозовых облаков, шествующего по испанским землям, Появление Колосса вызывает всеобщую панику. Вероятнее всего, эта фигура неимоверных размеров олицетворяет собой беспощадность войны, несущей всеобщее разорение, хаос и гибель. А может, это образ Наполеон и той силы, которая пыталась навязать испанскому народу новую веру. Франсиско де Гойя, будучи непосредственным свидетелем всех этих событий, не мог остаться равнодушным и спустя несколько лет создал картину «Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде» рассказывающего об ужасной трагедии, вспыхнувшей 2 мая 1808 г. в Мадриде, когда народное восстание было жестоко подавлено французскими войсками и борцы за свободу были приговорены к расстрелу. Картина — иллюстрация того страшного события. И хоть и была она сделала по заказу правительства после окончательной победы над Францией, власти не смогли высоко оценить работу. Вероятно, смелая и слишком реалистичная манера Гойи не нашла поддержки в правящих консервативных кругах. Главный герой этой картины не просто молодой юноша, смело и гордо смотрящий в глаза смерти, на руках отважного испанца видны стигматы. Художник сопоставляет героя с Христом, который также был невиновной жертвой в борьбе за великие нравственные идеалы [7].

Национально-освободительная война в Испании, происходившая во имя «бога, родины и короля», отразила всю сложность исторической судьбы испанского народа, скованного еще узами феодально-католических представлений. И вместе с тем эта война показала миру чудеса беспримерного героизма, вызвала подъем общественных сил, стремление к политическому и социальному возрождению страны. Стремление это было обусловлено тем, что народу нужна была революция по примеру Франции и Англии. А на картине Гойи «Стычка с мамелюками” ясно видно отношение художника к войне. В тот момент, когда люди от идей и лозунгов переходят к оружию, они перестают быть людьми.

Само общество стало еще одной актуальной темой в живописи художника. И эта тема звучала в творчестве Гойи и до войны. Испанское общество разъедала коррупция, королевский двор был скопищем тупых, привилегированных хамов, вокруг были маски, под которыми скрывались неприглядные личины. Трезво и внимательно посмотрев на мир, Гойя, будучи придворным художником, видел царящие вокруг ложь, ханжество, тупость, суеверие и запечатлел их. Гойя создал сатиру на общество, зло посмеялся над церковью и высшим светом, человеческими слабостями и пороками. Больше всех досталось семье короля Карлоса IV. Примером тому служат картины «Карл IV в красном» (1789) и «Портрет семьи Карла IV» (1800–1801) [8]. За свои смелые взгляды им интересовалась инквизиция, но наличие покровителей при дворе позволило ему избежать положенного наказания.

В серии «Капричос» из 80 офортов художник запечатлел грехи, суеверия и пороки современного ему общества. Гойя верил в то, что людей можно исправить, если показать им самих себя со стороны [9]. Среди пороков, освещённых художником, тщеславие, лесть, обман, коварство, корысть и глупость. Каждый из них передан автором через образы ослов, козлов, свиней и нечистой силы. В пример можно привести офорт «Ни убавить, ни прибавить», посвящённый тщеславию и лести. И если «ужасы войны» были направлены на общественный подъем, на ту веру, которая так была нужна в кровопролитной войне против сильного врага, то «Капричос» стали призывом. Призывом сохранить то лучшее и человеческое за что боролась и гибла нация. И средством выразительности Гойя выбрал изобличение пороков.

Процесс национального объединения Испании протекал очень медленно. Связано это было с политической нестабильностью в стране и несовершенной системой государственного управления. Политиков своей страны Гойя изображал в виде вурдалаков, которые питаются человеческими телами, глупцов и злодеев, переписывающих историю. Эти его работы образовали целую серию офортов под названием «Вурдалаки», которая вышла в свет лишь спустя 35 лет после смерти художника. Происходило это из-за того, что эта серия жестоко критикует не только испанское правительство, но и Наполеона. Сам Гойя, кстати, назвал свою работу «Фатальные последствия кровавой войны Испании с Бонапартом и другие выразительные капричос”

События войны за независимость Испании 1808–1814 г дали начало испанскому национализму и по сей день остаются в исторической памяти народа. Они привели к культурному и этническому единству народных масс страны. Помимо этого, из исторической памяти народа со временем были стёрты все факты сотрудничества испанцев с французами, которые расценивались как проявления предательства [10].

Гойя пережил со своим народом эту героическую и трагическую страницу его истории. В своих картинах художник стремился не только представить жестокие события из истории своей страны и взбудоражить ими зрителя, но также показать нравственное превосходство испанского народа над завоевателями, отобразить непокорность национального духа. Эти картины превратили испанских повстанцев в героев и мучеников и сыграли важную роль в формировании памяти о войне и её героях. Но после войны Гойя перестал видеть во Франции избавителя народа от невзгод и идеалы Просвещения, которых от неё ожидал.

Как же простые обыватели отреагировали на его работы? Это был путь от вдохновения на борьбу до полнейшего непонимания. Покупатели заходили в книжную лавку. Молча и без понимания просматривали страницу за страницей. И уходили. За 4 года было продано лишь 27 альбомов из 300. Почему? Потому что люди не были готовы к такому. До Гойи в Испании никто ничего подобного не создавал. И не удивительно. Абсолютная монархия в сочетании со свирепой инквизицией у кого угодно отобьёт желание что-либо обличать.

Гойя же решил сказать правду. Его современникам эта правда оказалась не нужна. А вот на последующие поколения эти работы оказали колоссальное влияние. Темы его жанровых произведений актуальны и сегодня, они затрагивают вечные проблемы.

Литература:

  1. История Испании. Том 2. От войны за испанское наследство до начала ХХI века. М, 2014. С. 211–231
  2. Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996. С. 200.
  3. Ещенко А. О. Война за независимость Испании 1808–1814 гг. в исторической памяти испанской нации. С.196.
  4. Всеобщая история искусств. Том 5. М., 1964.
  5. Matilla J. M. Estampas españolas de la Guerra de la Independencia: propaganda, conmemoración y testimonio // Cuadernos dieciochistas. 2007. № 8. P. 247–265
  6. Estampas de Goya — Los Desastres de la Guerra [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20090614050206/http://servicios.bne.es/productos/Goya/ es_home_desastres.html(дата обращения: 15.10.20)
  7. Jose de Espronceda, «Al Dos de Mayo”, en obras Poeticas, I, Espaca-Calpe, p.145.
  8. Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996. С. 203.
  9. Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996. С. 202–203.
  10. Junco J. A. El nacionalismo español: las insuficiencias en la acción estatal // Historia Social. 2001. №. 40: La Construcción Imaginaria de las Comunidades Nacionales. P. 49


Задать вопрос