Совсем недавно я стал первоклассником и научился читать. Одной из первых книг, которую я прочитал самостоятельно, стала «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
Хотя эта сказка была мне знакома, многое в ней стало для меня открытием. Например, некоторые слова, были мне непонятны или даже не знакомы. В том числе названия некоторых домов, в которых, по ходу сказки селилась жадная старуха.
Я задумался — существуют ли эти виды домов или их выдумал автор?Для меня было также важно узнать, если они настоящие — существуют ли они в наши дни, знают ли об этих домах мои одноклассники? А если эти жилища не выдумка? Тогда сказка до сих пор живет вокруг нас? Это я точно не мог оставить без внимания. Так появилось моё исследование.
Я предположил (гипотеза), что разнообразие жилых строений в сказке не является авторским вымыслом, а отражает существующие жилища русского народа
Исходя из гипотезы, я поставил цель: выявить виды жилых помещений, представленных в сказке и доказать их реальное существование
Для достижения цели я поставил и постепенно решал следующие задачи:
– выявил и определил с помощью информационных источников виды жилых строений в сказке А. С. Пушкина;
– определил путем анкетирования уровень представлений моих сверстников о видах строений, представленных в авторской сказке;
– рассмотрел, опираясь на разнообразные информационные источники особенности каждого строения и выяснил, как вид сказочного жилища связан с его назначением;
– путем наблюдений убедился в наличии в нашем городе образов строений, описанных А. С. Пушкиным в сказке;
– создал для моих сверстников мини-словарик с наглядным представлением жилых строений из сказки.
Объект моего исследования — сказка А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Предмет исследования – жилые строения русского народа в сказке А.С Пушкина.
Самое интересное, что с самых первых лет мы встречаемся с такими словами, как «теремок», «избушка» как в народных, так и в авторских сказках. В беседах с одноклассниками я выяснил, что у всех у нас разные представления о том, как выглядят землянка, изба, терем, палаты. Некоторые вообще не слышали о таких домах. Таким образом, это мешало нам правильно понять смысл сказки, догадаться обо всем, что хотел нам рассказать Александр Сергеевич.
Тогда я, как настоящий исследователь стал внимательно изучать другие сказки, в которых встречаются дома, обратился к энциклопедиям, словарям и информации в сети Интернет. Так я узнал о том, что такое землянка, изба, терем и палаты. Понял, что это вовсе не выдумка автора. Эти типы жилых строений реально существовали и существуют сегодня. По тому как росло благосостояние старухи в сказке можно отследить, что каждый тип жилища был предназначен для определенного сословия.
А также я заметил, что со временем данные строения меняли свое назначение, но общие черты построек из сказки сохранились до наших дней. Кроме того, я вспомнил, что в нашем городе, в Обдорском остроге есть строения, подходящие под описание домов из сказки. Тогда я отправился туда на экскурсию и посмотрел, на какие именно домаиз сказок они похожи. И оказалось, что там есть шестистенные избы и терема. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.
Затем я провел анкетирование одноклассников и спрашивал их, знают ли они что такое землянка, изба, терем и палаты. Я понял что, большая часть моих одноклассников, не знает или сомневается в представлениях о видах данных строений, а значит — это может затруднить восприятие сказки и понимание её смысла. Чтобы мои одноклассники тоже поняли смысл этих словярешил сделать мини-словарик для наглядного представления видов жилищ русского народа, а значит и более полного понимания сказки А. С. Пушкина. Это стало практическим продуктом моей работы.
Задачи, поставленные вначале исследования, я выполнил и цели достиг. Это позволяет сделать мне следующие выводы:
Жилые помещения в сказке А.С Пушкина не плод фантазии автора, а реально существовавшие строения русского народа. Каждое жилое помещение имело свое особое назначение и предназначалось определенному сословию.
Жилые строения, представленные в сказке, видоизменялись в соответствии с историческим моментом и географическим положением
В современном мире названия домов из сказки А.С Пушкина считаются устаревшими, а значит труднодоступными для понимания моих сверстников. Читатель, для понимания замысла сказки, должен точно представлять значение всех слов. (При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке» в помощь будет мой наглядный мини- словарь)
Таким образом, на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» я убедился, что СЛОВО тоже может являться «музейным экспонатом» и бережно хранить память о прошлом. Надо только учиться это видеть!