Проблемы права и осуществления правосудия в русской классической литературе | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №3 (44) март 2021 г.

Дата публикации: 23.02.2021

Статья просмотрена: 1049 раз

Библиографическое описание:

Оскарева, В. А. Проблемы права и осуществления правосудия в русской классической литературе / В. А. Оскарева, И. Е. Полынская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 3 (44). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2364/ (дата обращения: 16.11.2024).



Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства (ст. 1. Всеобщая декларация прав человека).

На примере литературных героев мы увидим, какие права мы имеем, как они защищены законом.

Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Мы все с детства любим сказки А. С. Пушкина.Сначала нам их читает мама, бабушка…Ивот мы сами взяли в руки книги и начали читать.Мы переживаем за добрых героев, радуемся, когда по заслугам наказаны злодеи. А как же со сказкой о рыбаке и рыбке?Нам жалко старика и старуху, они бедные и старые люди. Но что же происходит со старухой? Почему она становится злой по отношению к своему деду, ведь как у Пушкина:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Столько лет жили, и в момент все изменилось. Надоело старухе жить в бедноте. Ведь закон гласит: «В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде». И это право закреплено в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека. Оно нарушено. Нет достойной старости в сказке у стариков, поэтому и начинает «чудить» старуха и нарушать права старика: Статья 21 п. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Старуха унижала и издевалась над мужем, поэтому её можно обвинить в этой статье.

Интересная сказка и многому нас учит.

Не можем мы вовремя останавливаться в своих желаниях, поэтому зачастую все возвращается обратно.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Ещё в детстве я слушала произведение А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде». Не все тогда поняла, перечила позже сама. В ней есть поучительный смысл. И ты со временем понимаешь мораль сказки, которая заключается в следующем: за проявление жадности и скупости следуют последствия.Но рассмотрим сказку со стороны нашей темы.Кого будем судить в первую очередь? Конечно же, попа. Он нанял работника, но платить ему не хотел. Но статья № 37 гласит: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». Балде пришлось заключить с работодателем такой договор: в качестве платы за работу он будет каждый год отбивать по поповскому лбу три щелчка. Обрадованный тем, что ему не нужно платить деньги, поп соглашается на условия Балды. Работник оказывается незаменимым, поскольку отличается трудолюбием и добросовестностью, не гнушаясь никакой работы. А платить-то не хочется, поэтому попадья придумывает:

Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;

А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.

Тем ты и лоб от расправы избавишь

И Балду-то без расплаты отправишь

(Напомним статью № 37: 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен).

Но Балда и здесь смог выкрутиться. Мужик соглашается с условиями черта и с помощью смекалки обводит бесов вокруг пальца. Черти вынуждены выплатить Балде оброк, и он возвращается в поповский дом с мешком золота.

Да, я на стороне Балды, но все же и он нарушает закон, доводит практически до смерти попа. Балда наносит поповскому лбу три крепких щелчка, в результате которых поп сначала подпрыгивает до потолка, затем лишается языка, а в итоге теряет рассудок. Я не думаю, что Балда хотел такой исход, поэтому для него следующая статья № 26 УК РФ, на мой взгляд: «Особенности вреда здоровью по неосторожности. Неумышленным причинением вреда здоровью признаётся нанесение увечий либо воздействие на психику другого человека без прямого умысла».

«Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» — роман, отражающий легитимность российских монархов и монахинь. Она отражена как соотношения уровня согласия с реформами и частоты применения силы. Таким образом, для страны стоял острый вопрос во времена дворцовых переворотов, когда трон могли занять самозванцы. Также волнения вызывала волна «лжеправителей», что тоже отражено в произведении. Роман, в котором главного героя спасают от смерти два лица, связанных с властью. Со стороны правительства выступает Екатерина II — российская императрица, чей образ в романе является неискажённым. Именно она помогает по просьбе Маши — Петру, олицетворяя справедливость. Пугачёв же спасает Гринёва после значительных просьб и хорошего дела, подарка, со стороны главного героя. В образах этих двух персонажей прослеживается контраст их поведения и отношения к народу. Также стоит подметить отличие этих двух личностей с точки зрения правления. Екатерина — истинная правительница, это говорит и её слова, и манера поведения: «– Вы просите за Гринева? — сказала дама с холодным видом. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. — Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна. — Как неправда! — возразила дама, вся вспыхнув. — Неправда, ей-богу, неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. — Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю». А Емельян устраивает восстание, и если бы у него получилось занять трон, то вряд ли бы у него получилось на долго продержаться.

Стоит заметить, что А. С. Пушкин первый из писателей затронул тему правосудия с юридической стороны. Оспаривая законодательство России, он тонко изображал эту тематику в произведениях. Так, выступая на суде, герой рассказал всю правду, но люди, решающие вопрос Гринёва, прислушались к словам Швабрина, что солгал, не приводя даже значительные доказательства.

Таким образом, роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» очень тонкое произведение с юридической стороны, оспаривающее власть и проблемы правосудия. Выдающийся юрист А. Ф. Кони сказал: «Пушкин был исполнен чувства и искания правды. Но в жизни правда проявляется, прежде всего, в искренности в отношениях к людям, в справедливости при действиях с ними. Там, где идет дело об отношениях целого общества к своим сочленам, об ограничении их личной свободы во имя общего блага и о защите прав отдельных лиц, — эта справедливость должна находить себе выражение в законодательстве, которое тем выше, чем глубже оно всматривается в жизненную правду людских потребностей и возможностей, — и в правосудии, осуществляемом судом, который тем выше, чем больше в нем живого, а не формального отношения к личности человека. Вот почему — justitia fundamentum regnorum! (правосудие — основа государства). Но право и нравственность не суть чуждые или противоположные одно другому понятия». Эти слова точно передают ощущения от произведений автора.

Гоголь Н. В. «Мёртвые души»

Основной книгой в жизни автора стала поэма «Мёртвые души», в которой он изобразил все отрицательные черты законодательства. Произведение создавалось семнадцать лет и планировалось написать три тома по идее «Ад», «Чистилище» и «Рай». В итоге мы имеем только первый том и второй, который был дописан учениками писателя. Н. В. Гоголь не видел преображение России, поэтому сжёг рукопись.

Бричка героя катится по дороге, по пути встречая лишь мошенничество, воровство и людей, лишённых морали. Центральным образом в поэме является Чичиков. Он — олицетворение пороков и циничной жизни. Также, писатель располагает всех персонажей, которых посещал Павел Иванович от «плохо — к ещё хуже». Поэтому Н. В. Гоголь лишает произведение экспозиции, из-за чего читатель знакомится с портретом Чичикова в конце. Этим автор показывает, что главный герой хуже всех помещиков. Герой хочет стать богатым и получить имение, поэтому прибегает к различным аферам и покупкам мёртвых душ. Например, деятельность в комиссии по строительству принесла немалый доход Чичикову. А позже, уже имея статус чиновника, организует контрабанду драгоценностей. Это была встреча Павла Ивановича с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных, закончившаяся судебным разбирательством.

Но стоит вернуться к махинациям с мёртвыми душами. Такие сделки проворачивали и в реальной жизни, поэтому это не выдумка автора. Ещё при Петре I была подворная перепись крестьян. От подушной подати не освобождались до подачи новой «ревизской сказки» даже умершие и беглые, а переписи населения проводились лишь раз в 12–15 лет. Поэтому мёртвые души становились для помещиков только ненужной тратой, чем и воспользовался Чичиков.

Ю. А. Федосюк в своей статье «В чём суть афер Чичикова» написал: «Подлость Чичикова состояла и в том, что он намеревался заложить фиктивных крестьян не куда-либо, а в опекунский совет. Ведь именно на содержание сирот шли деньги, вырученные от залоговых операций. Тем самым Чичиков рассчитывал нажиться на горе и слезах обездоленных детей, и без того полуголодных и плохо одетых. Это было понятно каждому современнику Гоголя. Это важно знать и нам, чтобы понять всю безнравственность аферы Чичикова». Этот отзыв создаёт объяснение, почему Павел Иванович отрицательный герой.

Таким образом, Н. В. Гоголь изобразил пороки России на примере помещиков и Чичикова.

В каждом государстве есть свои законы. Плохое поведение людей вызывало негодование общества еще в древности. Но почему нужно соблюдать законы? А потому, что без них цивилизованное общество просто перестанет существовать и наступит полный хаос.

Законы, которые принимают и издают в нашей стране, призваны утверждать и защищать справедливость. Образец справедливости — Конституция и в ст. 6 Конституции РФ сказано: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности». В ст. 19 Конституции РФ сказано: «Все равны перед законом и судом».

И если мы с детских лет будем знать, что нельзя мусорить на улице и плохо себя вести, то мы будем жить по этим правилам всю свою жизнь и будем в дальнейшем воспитывать так и своих детей.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Произведения Пушкина А. С.
  4. https://distance.rpa-mu.ru/files/books/pihk/thm/tsm11.html
  5. https://distance.rpa-mu.ru/files/books/pihk/thm/tsm11.html#_ftn12
  6. https://a4format.ru/pdf_files_bio2/4b2d0c9c.pdf
  7. https://distance.rpa-mu.ru/files/books/pihk/thm/tsm11.html#_ftn12
  8. https://www.yaklass.ru/materiali?chtid=546&mode=cht
  9. https://polka.academy/articles/512
  10. https://distance.rpa-mu.ru/files/books/pihk/thm/tsm11.html#_ftn12


Задать вопрос