Прозвище — приобретённое, неофициальное имя взрослого или ребёнка. Оно, зачастую, подмечает не желательные, а реальные качества и свойства человека. Подчёркивает особый смысл этих качеств и свойств для окружающих. Это заметная черта внешности или деятельности.
Прозвища существуют как социальное явление. Они могут быть разными: подчёркивать социальную активность и быть способом поддразнивания и даже унижения, считаться проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Самыми активными в этом направлении бывают родители и подростки. Данная работа направлена на изучение прозвищ, функционирующих в школьном коллективе.
Объектом исследования являются прозвища русских и американских школьников.
Мы считаем свою тему исследования актуальной, потому что прозвища оказывают значительное влияние на жизнь детей, их положение в обществе, мировосприятие и отношение к себе. Прозвища широко распространены среди школьников всего мира. Иногда они являются причиной разногласий и раздоров, создают трудности в общении, а порой школьник может оценивать свое прозвище как обидное. Изучение прозвищ поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания русского и английского языков, выявить культурологические особенности этимологии имен собственных.
Цель данной работы — выявить лингвокультурологические особенности этимологии прозвищ в английском и русском языках.
Методы исследования:
− сбор информации;
− анкетирование, опрос российских школьников;
− интернет-опрос американских школьников;
− метод научного эксперимента;
− метод сравнительного анализа;
Материалом исследования послужили 100 прозвищ русских и 80 прозвищ американских школьников, собранных путем анкетирования, беседы и интернет — опроса.
Что же такое «прозвище»? Наука, изучающая прозвища и клички, называется ономастика.
Прозвище — Название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству [1].
Другие считают, что это — неофициальное имя человека, животного, предмета и т. п. [6].
Люди с разной внешностью и характером могут носить одинаковое имя. Ведь имя дается при рождении, и сам человек не влияет на то, как к нему будут обращаться. Собственное имя имеет общее значение, не указывает на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. А значение прозвища в жизни человека недооценить невозможно. С большим трудом можно поверить, что какой-то человек никогда не имел прозвища, хотя бы одного. По прозвищу человека мы можем определить, какой он.
Мы решили изучить школьные прозвища русских и американских школьников для того, чтобы выявить особенности происхождения имен собственных.
Опрос российских школьников проводился в форме анкетирования среди 100 учащихся 5,6,7,8,9-х классов нашей школы. Для получения более откровенных ответов анкетирование проводилось анонимно. Анкета содержала специальные вопросы:
- Ваш возраст
- Есть ли у Вас прозвище в классе/школе? Если да, то, какое? Почему Вас так называют?
- Помните ли Вы, кто придумал это прозвище? Кто?
- Нравится ли Вам ваше прозвище?
- Что Вы испытываете, когда Вас называют по прозвищу?
- Вам больше нравится, когда к Вам обращаются по прозвищу или по имени?
- Есть ли прозвища у Ваших одноклассников, школьников из других классов? Перечислите их ниже, указав, почему их так называли. Например, Блоха от фамилии Блошкин. Кролик — потому что большие зубы.
- Чаще всего Вы обращаетесь к своим одноклассникам по имени или по прозвищу?
- Есть ли прозвища у Ваших учителей? Какие и почему?
Интернет — великая сила, поэтому опрос американских школьников мы проводили через Интернет при помощи программ Skype, Facebook и социальную сеть ВКонтакте. Играя в игру в Интернете, мы познакомились с одной американской девочкой по имени Kristin. Стали общаться. Через неё мы и проводили опрос. Всего было опрошено 80 американских школьников. Результаты опроса показали, что в прозвищах отражаются разные взаимоотношения между школьниками.
Прозвища всегда отражают разделение на лидеров в коллективе и аутсайдеров. Исследование показало, что мальчики-лидеры не имеют обидных прозвищ вообще, их принято называть по имени — Максим, Никита, Илья. Даже если у мальчика лидера есть прозвище, то оно нейтральное или, наоборот, подчеркивает его лучшие стороны. Например: Серж (от имени Сергей), Дэн (от имени Денис). Прозвища девочек-лидеров имеют исключительно положительную эмоциональную окраску. Например: Мася (от фамилии Маслова), Зая (милая, приветливая), Пуся (милая и добрая). Таким образом, прозвища лидеров основаны на звучании личного имени и фамилии составляют (75 %), на внутренних качествах, достижениях в спорте (25 %).
У американских школьников наблюдается примерно то же. Отличие лишь только в том, что 80 % прозвищ лидеров — это никнеймы, которые они дали себе сами. Заслужив уважение в коллективе, лидеры получают негласное право на изобретение прозвища самому себе. В основном это сокращенные имена и фамилии, например, Chris (Christopher), Bobby (Robert), Boss (Главный, Важный), или просто называют себя согласно никнейму в Интернете. Прозвища американских- девочек лидеров отмечены частым использованием суффикса — y, который играет смягчающую роль: Goldy, Blondy (блондиночка), Tiny (крошка), Smily (улыбчивая).
У российских школьников очень часто прозвища характеризуют внешность: например: Зубастая, Ушан.
У американских школьников прозвища также могут выражать внешнее сходство с кем-то или чем-то. Например: Shrek, Shark.
И всё-таки русскоязычные школьники бывают более изобретательны.
Таким образом, проведенное исследование показало, что в основе происхождения прозвищ лежат социальные характеристики школьников, а не их внешний вид. Мы решили проверить так ли это, и провели научный эксперимент. Наш эксперимент длился две недели.
Первая неделя эксперимента — Никита старался оказаться в центре событий, о которых учителю не нужно было знать, и так, между прочим, заявлял своим одноклассникам, что все и обо всех непременно расскажет. Дети отреагировали немедленно, и к концу первой недели его уже называли не Никита, а Стукач, Предатель, Шестёрка. Было очень неприятно и обидно!
Вторая неделя эксперимента — Инна была вредной, привередливой. Если что-то было не по-её, плакала и капризничала. Ребята стали называть её Нюней и Плаксой, Врединой. Её просто не узнавали ни ребята, ни учителя. Если честно, нам самим не хотелось бы общаться с такими девчонками, каких мы изображали!
Вывод: мы доказали, что в основе происхождения прозвищ лежат личностные качества человека, его индивидуальные и социальные особенности. Доказательством тому послужили прозвища, которые мы приобрели за время нашего эксперимента. В результате исследовательской работы мы выяснили, что как в американских, так и в русских школьных прозвищах отражается человек — его общественное положение и духовный мир.
Литература:
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1991
- Горбаневская М. В. В мире имен и названий. — М., 1983.
- Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М., 1976.
- Ушаков Н. Н. Прозвища и личные неофициальные имена (к вопросу о границах прозвища) // Имя нарицательное и собственное. — М., 1978. — С. 146–173.
- Успенский Л. И. Ты и твоё имя. Москва, Аванта+, 2008
- Прозвище. [Википедия. Свободная энциклопедия]. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki